… о реформе образования
|
Ломоносову сегодня не пробиться
|
Андрей Фурсенко начал закрывать университеты
Федеральная комиссия по надзору в сфере образования
и науки в рамках проверки российских вузов приступила к отбору лицензий.
В некоторых регионах России некоторые высшие учебные заведения уже
приостановили работу.
Время, когда почти все профильные вузы страны стали преобразовываться
в университеты, похоже, проходит. Да и возможность создавать новые
различные вузы тоже. Ведь в последние десять лет сфера образования
в России оказалась настолько раздутой, что количество владельцев
дипломов модных направлений - юристов и экономистов - в несколько
раз превышает реальную их потребность. Не говоря уже, конечно, о
качестве образования.
Но парадокс ситуации как раз заключается в том, что в условиях развивающейся
экономики владельцы предприятий и фирм почти не обращали внимание
на образовательный уровень нанимаемых кадров: подбор осуществлялся
совершенно по иным принципам. Однако для российских граждан образование
все равно имело и имеет социальную ценность. Именно университетский
диплом оказывался для "детей рабочих и крестьян" единственным
пропуском в активную социально-экономическую и политическую жизнь.
Вот почему когда появились так называемые частные вузы, многие всеми
правдами и неправдами стали поступать в них из-за престижности,
а также для получения возможности "закосить" от армии,
когда существует реальная возможность получить отсрочку. Так что
реформа "испорченного" за период демократии образования
давно уже назрела. Вся проблема, как всегда, в том, кто и как осуществляет
курс реформирования и какова конечная цель этой реформы.
Эксперты утверждают, что на согласовании в Администрации Президента
РФ находятся проекты реформ порядка финансирования образовательной
сферы, в которых предлагается провести ранжирование вузов страны
и по статусу, и по уровню финансирования. Один из вариантов предусматривает
пару десятков вузов федерального значения. За ними следуют около
200 вузов "второй категории". Остальным (число их будет
все же ограничено) могут предложить перейти в разряд негосударственных,
бытие которых будет основано на коммерческой форме.
В подобных схемах аналитики усматривают некоторую интригу. Например,
в ходе обсуждения реформаторского курса Фурсенко стали четко просматриваться
интересы уже сформировавшегося ректорского лобби, представляющего
традиционно ведущие вузы страны. Считается, что они пытаются снизить
борьбу за студентов, имея в виду демографический спад после 2008
года. По той же логике ректорское лобби сопротивляется попыткам
военных отменить отсрочки. Именно на этой площадке и ведется основная
нешуточная борьба. Например, какой вуз сохранит право претендовать
на статус учреждения общенационального значения.
И опять зона парадоксов. При нынешних условиях финансирования образования,
материального обеспечения подавляющей массы населения, будь ты трижды
Ломоносовым, все равно, даже в лаптях, не сможешь добраться до Питера
и Москвы. На практике это означает формирование варианта нового
сословного общества без "социальных лифтов". Понятно,
что рынок решить эту проблему не в состоянии. И никто не знает,
куда заведет страну очередной реформаторский зуд еще одного министра.
Не лучше ли просто ограничить возможность для получения лицензий
на открытие вузов, которые только выдают дипломы, и добиться увеличения
ассигнований для тех, кто все же сохранил интеллектуальный потенциал
и способность созидать на преподавательском и научном поприще.
Олег МАКСИМОВ. "Российские вести",
16 марта 2005 года
|