Rambler's Top100

№ 195 - 196
21 марта - 3 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о социальном оптимизме и пессимизме глазами Грызлова
"Санкт-Петербургские ведомости" о социальной ситуации в России
"Новая газета" о благосостоянии населения России и других стран
"Парламентская газета" о бедности в России
"Бизнес & Балтия" о благосостоянии и социальных проблемах в Латвии
"Новые известия" о реформе ЖКХ
"Время новостей" о новых подходах к инвалидности
"Политический журнал" о пенсиях в России и других странах
"Политический журнал" о пенсионной системе США
"Yтро.Ru" о старении населения и дефиците бюджета США
"RBC daily" о старении как экономической проблеме
"Yтро.ru" о демографических проблемах Европы
"Коммерсантъ-Plus" о демографической ситуации в Румынии
"День" об экономической политике и демографических проблемах на Украине
"Российская газета" о миграционной политике устами Путина
"Ведомости", "Известия", "Кремль.org", "Yтро.Ru" и "Газета" о миграционной политике России
"Радио "Маяк"" о демографических и миграционных проблемах России
"KM.Ru" о миграционной политике и инвестициях в России
"Санкт-Петербургские ведомости" о планах по привлечению мигрантов в Питер
"Труд" о дефиците рабочих рук в российской глубинке

"Новая газета" о вынужденных мигрантах
"Известия" о локальной миграционной "амнистии"
"Московский комсомолец" о незаконной миграции и регистрации
"Казахстанская правда" о российско-казахстанской границе
"Газета" о лингвистическом разнообразии в США
"The New York Times" об африканцах в США
"Газета" об арабском населении США
"Молодежь Эстонии" о нацменьшинствах в Европе
"Известия" о новой карте религий
"Газета" о законодательных новациях в области поддержки материнства и детства
"RBC daily" о семье и браке в России
"Независимая газета" о репродуктивном здоровье россиянок
"Газета" и "Российская газета" о российском здравоохранении
"Русский курьер" о демографии и проблемах здоровья в России
"Независимая газета" о СПИДе в России и США
"Первое сентября" о сильных и слабых сторона образовательной системы США
"Российские вести" о реформе образования
"Время новостей" о положении женщин в Саудовской Аравии
"Newsweek" о евгенических программах в США
"Le Figaro" о Буше и эвтаназии

… о миграционной политике России

Путин зовет в Россию

Президент признал, что стране нужно много мигрантов

Президент Владимир Путин призвал создать в России более комфортные условия для миграции из СНГ. В условиях убыли российского населения без притока мигрантов уже скоро может затормозиться экономический рост. Эксперты разделяют опасения президента.
Российские власти собрались всерьез заняться миграционной политикой. 23 марта ее обсудит Госсовет, а вчера прошло специальное заседание Совета безопасности. На нем президент Владимир Путин пересказал все основные идеи российских демографов, уже много лет бьющих тревогу по поводу убыли населения и сокращения миграции.
"Известно, что трудоспособное население России уменьшается, и уже в ближайшем будущем это может негативным образом сказаться как на росте экономики, так и на возможностях исполнения ряда социальных обязательств", - констатировал президент. И при этом, "динамика миграционных процессов с каждым годом теряет свои темпы" и "иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения", как в 1990-е гг.
По мнению Путина, тому есть несколько причин. Во-первых, это "пресловутые административные барьеры" на пути людей, желающих законным образом оформить свое пребывание или право на трудовую деятельность в России". Во многом именно из-за этих барьеров в стране уже 4 млн. незаконных мигрантов. Во-вторых, отсутствие целостной системы мер социальной защиты мигрантов. И наконец, в-третьих, недостаток достоверной и точной статистики о миграционных процессах, в том числе о потребностях страны в трудовых ресурсах. При этом, по мнению Путина, миграционный процесс характеризуется региональной неравномерностью: "в отдельных регионах страны возникают довольно острые ситуации в связи с резким притоком иностранных рабочих", а где-то их резко не хватает.
Президент призвал решить все эти проблемы и в первую очередь привлекать мигрантов из стран СНГ. "Для нас это самый естественный способ пополнения наших трудовых ресурсов, поскольку для нас не важны ни религиозная принадлежность в конечном итоге, ни цвет кожи, ни другие факторы этнического характера, - заявил Путин. - Важно, что практически все эти люди - носители русского языка. [...] Они легко, без всяких проблем, адаптируются к российской жизни".
Сейчас в России около 143,4 млн. жителей. Но из сравнения данных двух переписей 1989 и 2002 годов следует, что россиян стало меньше на 1,8 млн. человек. Более того, в последние годы убыль населения ускорилась: между 1 января 2003 года и 1 декабря 2004 года численность населения, по данным Росстата, уменьшилась почти на 1,7 млн. человек. При этом поток въезжающих в страну ослабевает. В "пиковом" 1994 году за счет мигрантов население приросло на 0,8 млн. человек, а в 2003 году, по оценке Росстата, - всего на 93000 человек. За 2004 год сальдо снизилось больше чем в два раза - до 40000 человек. При сохранении нынешних темпов миграции, замещающей естественную убыль населения, к 2025 году численность россиян сократится примерно до 120 млн., а к 2050 году - до 100 млн. человек, утверждается в среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Минэкономразвития.
Эксперты отмечают, что всего этого и следовало ожидать. Бурная миграция 1990-х годов, спровоцированная распадом СССР, закончилась, уверена завлабораторией анализа и прогнозирования миграции Центра демографии и экологии человека Жанна Зайончковская. Теперь речь может идти о трудовой миграции в чистом виде, однако ей препятствуют административные барьеры: "Главная проблема - это трехдневная регистрация, которая во многих городах носит разрешительный порядок".
Есть сложности и с оформлением иностранных рабочих. По словам юриста компании Norman DL Associates Оксаны Романовой, на получение разрешения уходит три месяца и выдается оно ровно на год. "В нашей компании оформление, например, трех человек обойдется в $2150", - рассказывает Романова. Она отмечает, что еще год назад официально оформляли на работу иностранцев только крупные компании, которые привыкли все делать по закону. Но 1 января в силу вступил "антитеррористический" закон, увеличивший штрафы за нарушение правил регистрации иностранных сотрудников, и легализировать стали даже разнорабочих в мелких компаниях.
С этого года за нарушение правил регистрации иностранных сотрудников работодателям придется платить штраф 5000 рублей против 1000 рублей в 2004 году, а за их неправильное "привлечение и использование" - 2500 рублей для граждан и до 200000 рублей для компаний, хотя в прошлом году эти штрафы не превышали 20000 рублей. Предоставление нелегалам жилья или транспорта подорожало с 300 рублей до 2000 рублей для граждан, с 1000 рублей до 5000 рублей для должностных лиц и с 10000 рублей до 50000 рублей для компаний.
По оценке Зайончковской, снижение административных барьеров, а также создание системы информирования о наличии рабочих мест может увеличить поток мигрантов. "Это, конечно, будут жители Средней Азии, зато оттуда можно привлечь 8-10 млн. человек за 10 лет", - полагает эксперт.

Андрей ПАНОВ. "Ведомости", 18 марта 2005 года

Путин признал ошибки миграционной политики

"Миграционный фактор крайне важен, а мы пока его используем неэффективно", - Владимир Путин вчера на заседании Совбеза призвал скорректировать российскую миграционную политику. Этот вопрос на государственном уровне поднимался неоднократно, но в основном он обсуждался в "полицейском" аспекте. Между тем для поддержания требуемых темпов экономического роста России через 10 лет необходимо будет принимать ежегодно от 1 до 2 миллионов иммигрантов.
"Трудоспособное население России стремительно уменьшается, и уже в ближайшем будущем это может негативно сказаться как на росте экономики, так и на возможностях исполнения ряда социальных обязательств", - признал Путин. То есть - государство не сможет содержать всех своих пенсионеров. Выход - единый для всех "стареющих" стран - в привлечении мигрантов.
Главный принцип миграционной политики Путин формулировал уже неоднократно: "Надо направлять людей туда, где они востребованы, а не туда, где им хочется жить". Нелегальных мигрантов в России сейчас, по словам Путина, около 4 миллионов, и многие из них, признал президент, в "тени" находятся вынужденно и совершенно необоснованно. Мешают излишние административные барьеры, отсутствие рынка доступного жилья, перегруженность правил приема мигрантов на работу. "Мы сталкиваем их в криминальную среду", - оценил эффект этой системы Путин.
Большинство экспертов по демографии предлагают отказаться от полицейских методов в регулировавнии миграции. В частности, по мнению специалистов Минсоцздрава, в случае перехода от разрешительного к уведомительному порядку привлечения рабочей силы число незаконных мигрантов может резко сократиться. Более того, при отмене пошлины на иностранных рабочих, при упрощенном порядке легализации бюджетные поступления не уменьшатся, а возрастут. При легализации хотя бы 1 миллиона мигрантов со средней заработной платой 4500 рублей (150 долларов) доход от уплаченных налогов в 40 раз превысит доход от уплаченных пошлин на выдачу разрешений.
Что же касается тех мигрантов, которых нужно не вывести из "тени", а привлечь, то за них России придется конкурировать. По данным ООН, общий ежегодный иммиграционный ресурс в перспективе до 2050 года будет составлять примерно 2,2 миллиона человек. На половину из них будут претендовать США, на 10 процентов (примерно по 200 тысяч человек в год) - Германия и Канада, на 130 тысяч человек в год - Великобритания. При этом ряд европейских стран уже разрабатывают программы по привлечению граждан России.

Юрий ПОЛИТОВ. "Известия", 18 марта 2005 года

Угрозу национальной безопасности представляет не миграция, а наша миграционная политика

17 марта состоялось заседание Совета Безопасности РФ - "О мерах по совершенствованию миграционной политики". О состоянии и перспективах миграционной политики РФ рассказывает Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондент РАН, член Глобальной комиссии ООН по международной миграции, член экспертного Совета при Совете Безопасности РФ

- Валерий Александрович, что такое миграционная политика страны сегодня?

- Это, в первую очередь, политика по обеспечению притока населения в страну. Иными словами - политика по обеспечению миграции в страну, по ее регулированию и по адаптации мигрантов на новом месте жительства. Вот три составляющие миграционной политики в общемировом контексте. Должен сказать, что все мировое сообщество озабочено притоком мигрантов в целях демографического роста и удовлетворения потребностей рынка. Второй пункт, который обеспечивает миграционная политика, это регулирование иммиграции - меры во избежание всяких нарушений, нелегальных или нерегулярных мигрантов, как их называют сейчас во всем мире, поскольку, нелегальный мигрант - это не очень точное название. И третий приоритет миграционной политики, это адаптация. До сегодняшнего дня осуществлялась политика не миграционная, а антимиграционная. Мы практически закрыли миграцию в нашу страну при потребности как минимум в 800 тысяч мигрантов в год. И, конечно, такая политика, на мой взгляд, представляла большую угрозу национальной безопасности России. Особо подчеркну, угрозу национальной безопасности представляет не сама миграция, а то, как понимали миграционную политику наши власти до сегодняшнего дня.

- Какие проблемы при выстраивании миграционной политики государства необходимо решать в первую очередь?

- В существующих на сегодняшний день проектах меня радует признание важности адаптации мигрантов в Российской Федерации. Но нужно здесь сделать как минимум еще два шага. Нужно признать, что оценкой эффективности государственной миграционной политики и органов, ее осуществляющих, должен стать приток мигрантов в России. Если они не обеспечивают этого, тогда эти службы не нужны. Во-вторых, необходимо наладить контроль над миграционным потоком. Нам нужна миграционная амнистия в отношении тех мигрантов, которые переехали в Россию еще с советскими паспортами. Амнистией мы бы решили половину проблем, а затем смогли бы спокойно заниматься теми нерегулярными или нелегальными мигрантами не из бывшего СССР, которые подпадают под эту категорию. В-третьих, из-за нашей глупости и ограниченной миграционной политики мы потеряли исторический шанс забрать близкое нам по культуре, по представлениям, по поведению и даже по генотипу население бывших советских государств (это особенно касается Молдовы и Украины), и пополнить тем самым наш демографический ресурс. Например, наказать Молдову за ее антироссийские демарши, мы могли бы, не высылая молдаван из России, а забрав 300 тысяч молдаван, прекрасных работников, христиан, русскоговорящих.

- Но это спорный вопрос. Вы же знаете, что не все население России благожелательно относится к переселенцам.

- Все наши исследования показывают, что рядовые граждане вполне нормально контактируют с людьми другой национальности, и в поселках, и в деревнях живут и дагестанцы, и азербайджанцы, и армяне, и россияне вполне нормально прибегают к их услугам, с ними взаимодействуют. Но население часто находится под воздействием пропаганды, которая идет со стороны политиков, которые постоянно связывают преступность с миграцией. Это большая ошибка. С другой стороны, если поставить того или иного мигранта в ситуацию, где ему абсолютно нечего делать, как только украсть или же ограбить? Если ему недоплачивает работодатель, если его держат в грязи и в антисанитарии, то, какую реакцию мы можем ожидать от человека, поставленного в такие условия? Антимиграционизм в России, это большая проблема, в значительной мере спровоцированная не только политиками, но и теми, кто недоплачивает мигрантам, используя их труд, пользуясь их безвыходным положением. Это и крупные строительные компании, которые всегда готовы выслать, не выплатив за последние полгода зарплату. Есть случаи, когда высылают сотни молдаван-рабочих, уже выполнивших половину контракта. Это большой вопрос этики и гражданской совести россиян, которые используют труд мигрантов, недоплачивая им за счет как раз антимигрантских фобий.

- И все-таки, почему Россия заинтересована в мигрантах?

- Россия заинтересована в мигрантах, как и все европейские страны развитого и среднеразвитого уровня поскольку, естественный рост населения во многих странах носит отрицательный характер. В России смертность давно превышает рождаемость. Это свойство всех развитых стран с достаточно высоким или средневысоким уровнем населения. И сокращение населения России вызвано не плохими условиями жизни или ухудшением, или кризисом, а наоборот, улучшением условий жизни. Такая демографическая ситуация будет сохраняться и в будущем. Все страны от Норвегии до Италии в последние 20 лет обеспечивают прирост населения за счет мигрантов. Россия сталкивается с такой же необходимостью. Еще в советское время между переписью 1979-89 года из союзных республик в Российскую Федерацию приехало больше людей, чем, например, за период переписи 89-2002 года. Тогда они воспринимались как граждане одной страны, теперь они воспринимаются как иностранцы. Обладая огромной территорией и достаточно слабыми потенциями для воспроизводства своего населения, Россия не сможет развиваться без мигрантов.

Беседовала София ПРИГАРА. "Кремль.org", 21 марта 2005 года

Удваивать российский ВВП будут гастарбайтеры

Давно ли возмущенные засильем в столице иностранной (близкозарубежной) речи депутаты Госдумы практически единогласно приняли поправки в Кодекс об администативных правонарушениях, предусматривающие драконовские штрафы за нарушения миграционного законодательства? Давно ли начали квотировать потоки трудовых иммигрантов в Россию? А вот, выходит, облом вышел: перестарались. По данным МЭРТ, если в 2000 году миграционный поток в Россию превысил 200 тысяч человек, то в 2004-м он сократился почти в 10 раз, став практически "нулевым".
Герман Греф заявил недавно в правительстве, что с таким подходом, т.е. при квотировании импорта Россией рабочей силы, загнется наша экономика и "ни о каком удвоении ВВП не может быть и речи". Для удвоения объема экономики к 2012 году она должна расти на 7,3% в год. А как этого добиться, если, по словам Грефа, с 2006 года наша страна вступает в стадию "значительного сокращения трудоспособного населения"? В следующем году трудовые ресурсы России сократятся "всего" на 30 тысяч человек, а уже в 2007 году - на 370 тысяч и более чем на полмиллиона в 2008 году. И так далее...
"За последние 10 лет население России уменьшилось на 9 миллионов. Мы очень стремительно мчимся к демографической катастрофе, и уже очень скоро на каждого трудящегося будет приходиться один пенсионер, - говорит Лидия Графова, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России. Она, как и многие эксперты в последнее время, утверждает, что помочь нам могли бы мигранты: "Скоро наступит время, когда Россия будет рада каждому китайцу". За мигрантов ратует и Герман Греф, предлагая удваивать российский ВВП при помощи гастарбайтеров - всем Содружеством. А поскольку ныне действующий механизм "квотирования мигрантов", на деле оказался неэффективным, да к тому же и "непрозрачным", Греф считает, что необходимы новые подходы к миграционному законодательству и новые механизмы, которые не пресекали бы, а увеличивали миграционные потоки.
Вообще, в интересное время мы живем. Еще недавно развитый Запад клеймили за его "двойные стандарты": дескать, призывают к глобализации, а сами отгородились железным занавесом от всего менее развитого мира. А теперь вот говорят совершенно иное. "Россия вступает в жесткую конкуренцию за мигрантов со странами Европы и СНГ", - считает руководитель Федеральной службы России по статистике Владимир Соколин, причем, по его мнению, "мы первая страна, в которой продолжается экономический рост, несмотря на снижение трудового ресурса". Действительно, в Европе и США, по мере сокращения коренного населения, этот самый "трудовой ресурс" плавно восполняется выходцами из других стран и регионов. Конечно, с точки зрения культурной идентичности и целостности нации это не здорово, но ничего не поделаешь - экономика требует рук! Если их не хватает - экономический рост прекратится, что, по мнению главы Росстата, ждет в ближайшем будущем Россию, где трудоспособное население будет продолжать сокращаться аж до 2026 года.
Итак, "иммигранты - единственная надежда на будущее для нашей страны", - убежден директор московского Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. "Если общество примет идею, что нам необходимо поднять иммиграцию до уровня США и Канады, темпы уменьшения населения удастся стабилизировать или даже замедлить", - полагает ученый. Однако пока мы далеки от этого. По расчетам специалистов, для стабилизации демографической ситуации в стране нам нужно "импортировать" порядка 700 тыс. иммигрантов в год, тогда как в течение всего периода независимости РФ среднегодовое число иммигрантов составляло менее половины от этого уровня, причем большинство приезжающих составляли русские, возвращающиеся домой из бывших советских республик. Всего же, по оценкам Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России, в нашей стране на данный момент проживает порядка 5 млн. иммигрантов, не имеющих легального статуса.
В общем, лозунг "все флаги в гости будут к нам" вновь актуален для России. И процесс трудовой миграции, естественно, нужно хорошо контролировать - в том числе и для того, чтобы трудовые мигранты не становились рабами. А такая тенденция, надо сказать, есть: работорговля процветает по всему миру. По оценкам европейских экспертов, современные работорговцы получают огромные прибыли - около 7 млрд. евро в год, эта цифра сопоставима с мировым доходом в сфере наркоторговли. Согласно данным Международной организации по борьбе с рабством, около 27 млн. человек в мире находится в неволе. Основная их доля приходится на страны Африки и Азии, однако и на "цивилизованном" Западе около 500 тысяч выходцев из Восточной Европы, Азии и Африки заняты рабским трудом в самых разных сферах деятельности - от сбора урожая до торговли наркотиками, а еще 500 тысяч женщин из других регионов занимаются принудительной проституцией. При этом решение проблемы рабства (как экономического феномена) осложняется тем, что в использовании подневольного труда оказываются заинтересованы вполне респектабельные западные компании. Ведь он позволяет повысить конкурентоспособность продукции, поскольку снижает затраты на оплату труда, налоги и социальные взносы. Актуальна эта проблема и в России, хотя практически невозможно подсчитать, какая доля из 5-миллионной армии трудовых мигрантов находится у нас в положении рабов.
Безусловно, рабский труд - особая сфера "занятости", которой должно вплотную заниматься не МЭРТ, а МВД. Однако и по части экономических мер можно кое-что предложить, чтобы максимально вывести из "тени" трудовую миграцию. Например, время от времени объявлять своего рода "амнистию" нелегалам. Так поступают власти Испании, где с 1991 года было проведено уже 7 подобных "амнистий", которые дали возможность легализоваться в стране 2 млн. трудовых иммигрантов. В ходе последнего такого мероприятия, начатого в феврале этого года, предполагается вывести из "тени" порядка 800 тысяч из 1,5-миллионной армии незаконных иммигрантов в стране. Право на легализацию имеет любой иммигрант, который зарегистрировался в Испании до августа 2003 года, имеет рабочий контракт на 3-6 месяцев, а также справку об отсутствии судимости. На период проведения этой "амнистии" (три месяца) в Испании приостановлено действие Шенгенских соглашений, так как власти опасаются большого притока незаконных иммигрантов из соседних стран ЕС. Однако игра стоит свеч, ведь из-за сокращения рождаемости страна давно уже не может обходиться силами коренного населения и уже сейчас ощущается дефицит кадров для низкоквалифицированных и тяжелых работ. К тому же подобные "амнистии" выводят иностранных рабочих из теневого сектора экономики, что способствует увеличению собираемости налогов и взносов в систему социального страхования. Интересно, насколько вырос бы бюджетный профицит в нашей стране, объяви у нас "амнистию" иммигрантам. К такой амнистии уже призывает Экспертный совет при уполномоченном по правам человека в России.
Но, к сожалению, проблема восполнения трудовых ресурсов в России осложняется не только несовершенством иммиграционного законодательства и непродуманностью соответствующей политики государства. Иммиграция затруднена, в первую очередь, враждебным отношением российского общества к приезжим, особенно к "гостям" с юга СНГ. Очевидно, что такое отношение возникло во многом на почве страха, причем не только перед террористической и криминальной, но и перед экономической угрозой. "Россияне испытывают совершенно иррациональный страх перед иммигрантами, - замечает Анатолий Вишневский. - И правительство, хоть и понимает, что иммиграция нужна, ничего делать в этом отношении не будет, поскольку знает, насколько непопулярны будут подобные меры".
Давно пора бы понять простые вещи. Во-первых, что, проявляя недружелюбие к выходцам из соседних республик, мы только провоцируем отчуждение и агрессию с их стороны. А во-вторых, что приезжие не отнимают у нас рабочие места: они просто делают за нас работу, которую мы делать не хотим (или уже рук на нее не хватает)... Вот ведь парадокс: нам кажется, что их слишком много, а на самом деле их должно быть вдвое больше.

Андрей МИЛОВЗОРОВ. "Yтро.Ru", 14 марта 2005 года

Придется звать монголов

России требуется миллион мигрантов в год

России надо "в сжатые сроки" скорректировать "стратегию действий в миграционной сфере", объявил вчера президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности. Уже с 2006 года России придется привлекать около 1 миллиона мигрантов в год, чтобы компенсировать уменьшение трудоспособного населения. Сделать это будет непросто. России придется конкурировать за рабочие руки как с Европой и США, так и с соседями по СНГ. В этой связи в Минздравсоцразвития предлагают привлекать рабочих не только из традиционных источников - из Таджикистана, Украины, Белоруссии и Молдавии, но и из "экзотических" - Монголии, Сирии, Йемена.
"Где-то пусто, где-то густо"
Трудоспособное население России стремительно уменьшается. По данным Росстата, с 2007 года убыль составит примерно 1 млн. человек в год. Это может стать тормозом для развития производства и в итоге сделает невозможным удвоение ВВП.
Чтобы этого не произошло, в Минздравсоцразвития предлагают привлекать для работы в России от 1 до 2 млн. иностранцев в год - минимум в 3 раза больше, чем сейчас. Президентская установка на этот счет была озвучена вчера: надо стимулировать приток в Россию мигрантов тех профессий, которые востребованы, и направлять их в те регионы, где они необходимы. "У нас где-то пусто, а где-то густо", - пояснил Владимир Путин членам Совбеза.
"Нет возможности защититься визами"
Власти пока не могут найти баланс в миграционной политике: одновременно защитить российскую рабочую силу и привлечь иностранцев на низкооплачиваемую работу. Предложения Минздравсоцразвития перейти от разрешительного порядка привлечения рабочих к уведомительному, когда документы поступают в миграционную службу постфактум, эксперты считают слишком радикальными. Ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова отмечает, что "нигде в развитых странах уведомительного порядка нет". Если такие меры реализовывать - то не для всех профессий и лишь в отдельных регионах, подчеркивает эксперт. К примеру, там, где местное население категорически не хочет работать дворниками. "У России нет возможностей защититься от потока мигрантов при помощи виз. Поэтому, пока не будет введен визовый режим со странами СНГ, об уведомительном порядке не может идти и речи", - считает Тюрюканова.
Более приемлем вариант с амнистией нелегалов и отменой пошлины на использование рабочей силы, которую сейчас платит работодатель. В Минздравсоцразвития утверждают, что бюджет от этого только выиграет: при легализации хотя бы 1 млн. мигрантов со средней зарплатой 4500 рублей доход от уплаченных ими налогов в 40 раз превысит доход от пошлин. В России же сейчас - от 3, 5 до 4 млн. мигрантов.
Однако руководитель аппарата думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Мария Изотова отмечает, что все полученные средства государству все равно придется потратить на ту же миграционную политику: от обустройства пограничных постов, таможенных и санитарно-пропускных пунктов до строительства жилья в тех регионах, куда будут направляться мигранты. Отдельной строкой, по ее словам, следовало бы предусмотреть поддержку тем жителям СНГ, которые хотят учиться в российских вузах. "90% студентов из СНГ, которые учатся в России, потом остаются в нашей стране, и это квалифицированные кадры", - подчеркивает Изотова.
Монгольские фермеры, йеменские таксисты
За качественные трудовые ресурсы России еще предстоит побороться. По данным ООН, в ближайшие 45 лет развитым странам мира потребуется почти 100 млн. мигрантов. На половину из них (1,1 млн. в год) будут претендовать США, на 10% (примерно по 200 тысяч человек в год) - Германия и Канада, на 130 тысяч человек в год - Великобритания. При этом предложение сокращается. В большинстве стран СНГ, которые традиционно были для России источниками рабочей силы, демографическая обстановка ухудшается. По прогнозам, к 2050 году население Украины уменьшится на 43%, Белоруссии (основной поставщик квалифицированных инженеров и рабочих) - на 28%, Грузии - на 33%, Армении - на 17%. "Россия лишится источников наиболее благоприятной иммиграции", - предупреждают в Минздравсоцразвития.
Поэтому эксперты предлагают расширить круг источников трудовых ресурсов. В качестве вариантов называются Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Вьетнам, а также Сирия, Турция, Монголия и даже Йемен. Но за трудовые руки из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана Россия уже конкурирует с Казахстаном, где экономический рост также способствует привлечению рабочей силы. А работники из экзотических стран обойдутся России дорого. Мария Изотова отмечает, что мигрантов из Сирии, Турции и Монголии придется обучать русскому языку и селить в построенное за государственный счет жилье. В то время как "большинство мигрантов из СНГ имеют здесь родственников, и расходы на их содержание куда меньше". К этому следует добавить разницу в менталитете и невозможность быстрой адаптации "экзотических" гастарбайтеров к российским условиям.

Светлана БОРОЗДИНА. "Газета", 18 марта 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.