Rambler's Top100

№ 195 - 196
21 марта - 3 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о социальном оптимизме и пессимизме глазами Грызлова
"Санкт-Петербургские ведомости" о социальной ситуации в России
"Новая газета" о благосостоянии населения России и других стран
"Парламентская газета" о бедности в России
"Бизнес & Балтия" о благосостоянии и социальных проблемах в Латвии
"Новые известия" о реформе ЖКХ
"Время новостей" о новых подходах к инвалидности
"Политический журнал" о пенсиях в России и других странах
"Политический журнал" о пенсионной системе США
"Yтро.Ru" о старении населения и дефиците бюджета США
"RBC daily" о старении как экономической проблеме
"Yтро.ru" о демографических проблемах Европы
"Коммерсантъ-Plus" о демографической ситуации в Румынии
"День" об экономической политике и демографических проблемах на Украине
"Российская газета" о миграционной политике устами Путина
"Ведомости", "Известия", "Кремль.org", "Yтро.Ru" и "Газета" о миграционной политике России
"Радио "Маяк"" о демографических и миграционных проблемах России
"KM.Ru" о миграционной политике и инвестициях в России
"Санкт-Петербургские ведомости" о планах по привлечению мигрантов в Питер
"Труд" о дефиците рабочих рук в российской глубинке

"Новая газета" о вынужденных мигрантах
"Известия" о локальной миграционной "амнистии"
"Московский комсомолец" о незаконной миграции и регистрации
"Казахстанская правда" о российско-казахстанской границе
"Газета" о лингвистическом разнообразии в США
"The New York Times" об африканцах в США
"Газета" об арабском населении США
"Молодежь Эстонии" о нацменьшинствах в Европе
"Известия" о новой карте религий
"Газета" о законодательных новациях в области поддержки материнства и детства
"RBC daily" о семье и браке в России
"Независимая газета" о репродуктивном здоровье россиянок
"Газета" и "Российская газета" о российском здравоохранении
"Русский курьер" о демографии и проблемах здоровья в России
"Независимая газета" о СПИДе в России и США
"Первое сентября" о сильных и слабых сторона образовательной системы США
"Российские вести" о реформе образования
"Время новостей" о положении женщин в Саудовской Аравии
"Newsweek" о евгенических программах в США
"Le Figaro" о Буше и эвтаназии

… о новой карте религий

Ученые обозначили границы веры

Карта религий Московской области подготовлена в Институте этнологии и антропологии РАН. Ее автор академик РАЕН Павел Пучков подготовил еще одну уникальную карту - религий Российской Федерации. По детальности она не имеет аналогов в мире. На ней отражено более 90 конфессий, существующих в России, - от старообрядцев до подпольной "АУМ Синрикё".
Павел Иванович начал собирать материал к своим картам еще аспирантом, в 60-х годах. Его исследования подтверждали: несмотря на то, что официально страна была атеистической, люди верили в Бога и даже в разных богов. Сегодня карты религий, подготовленные академиком Пучковым, пользуются огромным спросом в ученой среде: они уникальны по свой точности.
- Религии большинства показаны цветом, а мелкие конфессии - значками, - рассказывает Павел Иванович. - Для некоторых религий - ислама и буддизма - мы даже выбрали цвета, которые сами они предпочитают: зеленый и желтый. Отдельные конфессии насчитывают буквально десятки человек (некоторые толки старообрядцев), но мы сочли необходимым показать и такие.
В Московской области большинство верующих - православные: из 1267 религиозных организаций области 889 связаны с Русской православной церковью. Но кроме них немало других конфессий.
- Старообрядческих организаций 26: больше всего в южной трети Орехово-Зуевского района и на северо-западе Егорьевского района - этот район исстари называют Гуслицами. Среди других конфессий наиболее заметны протестанты: лютеране, пресвитериане, методисты, евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и другие организации - их 235. Мусульманских организаций в Московской области 22. В основном это мусульмане-сунниты, как и по всей России. Есть десять иудаистских (довольно большая группа в Малаховке) и одна буддистская организация.
- А если говорить о Москве - картина будет другой?
- В Москве все гораздо сложнее: сюда стремятся миссионеры. Из 685 религиозных организаций 227 принадлежит православным, 5 - католикам, 4 - армяно-григорианам, по 11 - мусульманам и буддистам, 17 - иудеям, 254 - протестантам, 7 - старообрядцам, 8 - организациям, отколовшимся от Русской православной церкви, 4 - кришнаитам, 1 - сайентологам.
- Вы учитывали даже секты?
- Конечно. Правда, многие из них неправильно называют сектами. Баптисты, например, для секты слишком крупные. А вообще в Москве есть даже последователи "Аум синрикё" - запрещенной после газовой атаки в токийском метро.
- Есть ли у карты религий какое-то практическое применение?
- Конечно. Конфессиональная ситуация оказывает влияние на самые разные стороны жизни, на политическую ситуацию. Знать ее детально важно для регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений. Бывают разногласия, но в общем конфессии привыкли друг к другу. В Поволжье, например, нет существенных столкновений между православными и мусульманами. Духовенство даже сотрудничает - борются с наркоманией и терроризмом. Конфессии могут уживаться друг с другом, но не стоит надеяться, что они могут слиться в одно целое.
В России религиозным организациям редко отказывают в регистрации. За последние годы отказали лишь одной неоязыческой группе. Хотя многие сами не спешат регистрироваться: старообрядцы привыкли скрываться не от хорошей жизни.
- Впервые в карте так подробно показаны старообрядцы. Некоторые толки - средники, мелхиседеки - сохранились на Северном Кавказе, некоторые в Башкирии. Это было для нас своего рода открытием, потому что считалось, что они исчезли. Подробно показаны протестантские вероисповедания и буддизм - во всех четырех формах, он очень распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии. А последователи традиционных шаманистских верований живут почти по всей Сибири, в Бурятии, на Алтае и в Якутии, - рассказал ученый.
Однако в основном Россия остается христианской. По данным ФОМа, 58 процентов населения считают себя православными.

Ольга ТИМОФЕЕВА. "Известия", 15 марта 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.