Rambler's Top100

№ 189 - 190
7 - 20 февраля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
С образованием россиян не все хорошо

В ходе переписи россиян спросили об их образовании

Уровень образования растет от когорты к когорте

И все же положение с российским образованием не так хорошо, как кажется

Российские женщины образованнее мужчин

В молодых поколениях сельских жителей лиц с профессиональным образованием меньше, чем в поколениях их родителей

60% маленьких россиян посещают ясли и детские сады, 99% - начальную школу

Чем старше дети, тем больше различий

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Неизвестный художник. (XVIII век). М. В. Ломоносов. Unknown painter . (XVIII century).M. V. Lomonosov. С образованием россиян не все хорошо

Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Чем старше дети, тем больше различий

Женщины в большей степени охвачены различными образовательными программами. Во всех возрастных группах от 10 до 30 лет доля нигде не учащихся выше среди мужчин, причем особенно значительный перевес наблюдается в возрастах воинского призыва: в возрасте 18 лет не учатся - 380 из каждой тысячи юношей и 266 из тысячи девушек2, в возрасте 19 лет соответственно 513 юношей и 386, в возрасте 20 лет - 600 и 494.

Девушки чаще получают полное среднее образование в рамках общеобразовательных учреждений, а затем продолжают обучение в учреждениях высшего профессионального обучения. Юноши несколько чаще переходят от обучения по программе основного среднего образования к обучению по программам начального или среднего профессионального образования (рис. 18).


Рисунок 18. Охват мужского и женского населения в возрасте 10 лет и старше программами общего и профессионального обучения, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего пола и возраста

Существенные отличия наблюдаются в охвате различными образовательными программами городского и сельского населения. При этом степень охвата молодежи России в целом общеобразовательными программами среднего основного и полного образования практически одинакова и в городе, и на селе. Среди сельской молодежи достаточно высока и доля учащихся в учреждениях среднего профессионального образования. А вот по охвату высшим образованием сельское население сильно уступает городскому (рис. 19). Правда, следует иметь в виду, что высшие учебные заведения располагаются преимущественно в городских поселениях, а учащиеся учебных заведений профессионального образования, проживающие по месту обучения, переписывались по месту их учебы.


Рисунок 19. Охват городского и сельского населения в возрасте 10 лет и старше программами общего и профессионального обучения, по данным переписи 2002, на 1000 человек соответствующего возраста

Что касается регионов Российской Федерации, то менее всего выражены региональные различия в охвате детей 10-14 лет общеобразовательными программами, обеспечивающими получение обязательного среднего основного образования. Доля детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, варьирует от 964 на 1000 детей данного возраста в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе до 993 в Республике Карелия. Часть подростков - от 5 до 34 на 1000 человек 10-14 лет по отдельным регионам нигде не учится. Больше всего детей, не обучающихся в образовательных учреждениях, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Чеченской Республике, Ставропольском крае, Еврейской автономной области, Астраханской области.

Многие молодые люди, получив основное среднее образование, уходят из школы и продолжают обучение по программам профессионального образования. Доля обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования варьирует от 16 в Чеченской республике до 209 в Коми-Пермяцком автономном округе. Медианное значение признака - 136, т.е. в половине регионов почти каждый седьмой подросток 15-16 лет учится в учреждения среднего профессионального образования. Охват программами начального профессионального обучения несколько ниже: в среднем по России 86 на 1000 человек 15-16 лет - от 14 в Чеченской республике до 127 в Архангельской области. Медианное значение данного признака 88. Среди молодежи 15-16 лет довольно высока доля нигде не обучающихся: 68 на 1000 человек в целом по России, а по отдельным регионам - от 26 в Мурманской области до 152 в Чечне. Высокая доля нигде не обучающейся молодежи 15-16 лет в Ингушетии, Усть-Ордынском автономном округе, Читинской, Магаданской, Еврейской автономной области, Корякском и Ненецком автономных округах, Республике Дагестан.

Молодежь 17-21 года в наибольшей степени вовлечена в высшее профессиональное образование - в соответствующих образовательных учреждениях обучается почти каждый третий. По субъектам Российской Федерации доля учащихся в высших профессиональных учреждениях среди молодых людей данного возраста варьирует от 33 в Корякском автономном округе до 526 в Санкт-Петербурге при медианном значении 292. Доля обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования колеблется от 51 в Чеченской Республике до 227 в Коми-Пермяцком автономном округе (медианное значение - 164), а доля обучающихся в учреждениях начального профессионального образования - от 16 в Дагестане до 84 в Республике Тыве (медианное значение - 46). Незначительная часть населения 17-21 года продолжает обучение по общеобразовательной программе. Но все же большая часть - 445 в среднем по России - нигде не учится.

В следующих возрастных группах доля нигде не учащихся быстро становится преобладающей - среди 20-24-летних таких в среднем 830 на 1000 человек, в группе 25-29 лет - 927. Многие из них уже достигли самых высоких образовательных цензов, но некоторая часть завершила свое образование, не достигнув даже низшего образовательного ценза (основного среднего образования).


2 - В целом, по данным переписи 2002 года, нигде не учится 35,2% российской молодежи 18 лет. Для сравнения отметим, что в странах Европейского Союза (Европа-15, т.е. без 10 новых членов, присоединившихся в прошлом году) эта доля составляет около 25%, варьируя от 5% в Швеции, 11% в Финляндии и 15% в Бельгии до 45% в Великобритании. - Education in Europe. Key statistics 2000/01. - Eurostat. Statistics in focus. Theme 3 - 13/2003. Pp. 1-2.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)