|
С
образованием россиян не все хорошо |
|
Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
Уровень образования растет от когорты к когорте
Традиционно сводным показателем уровня образования населения
служит образовательный состав населения 15 лет и старше. Сопоставление
его по данным послевоенных переписей населения свидетельствует о
неуклонном росте уровня образования населения Российской Федерации
(рис. 1). К 2002 году число лиц с высшим образованием достигло 161
на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше1,
против 113 в 1989 году и 27 в 1959 году, с неполным высшим - 31
против 17 и 12 соответственно, со средним профессиональным - 275
против 192 и 58.
Рисунок 1. Распределение населения РФ в возрасте 15
лет и старше по уровням образования, по данным переписей населения,
на 1000 человек
За 14 лет между двумя последними переписями число россиян
с высшим и средним профессиональным образованием в расчете на 1000
лиц в возрасте 15 лет и старше увеличилось на 145 человек, соответственно
потеснив число людей с более низкими уровнями образования. В частности,
с 65 до 10 на 1000 снизилось число людей, не имеющих начального
образования (в том числе 6 неграмотных), со 129 до 78 на 1000 -
число лиц с начальным образованием. Сократилась даже доля лиц со
средним полным образованием - до 1989 года она росла.
Снижение доли лиц с более низкими уровнями образования
наглядно просматривается при переходе от старших возрастных когорт
к младшим (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение по уровням образования населения
основных возрастных групп населения в возрасте15 лет и старше, по
данным переписи 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста
Быстрый рост образовательного уровня более молодых поколений
очевиден при сравнении их с самыми старшими возрастными когортами
(рис. 3). Если среди лиц 70 лет и старше высшее или послевузовское
образование получили 86 из 1000 человек, то среди лиц 55-59, получавших
профессиональное образование в основном в 1960-е годы, - наибольшее
среди всех возрастных групп число - 225. Среди тех, чье профессиональное
обучение пришлось на конец 1960-х - 1970-е годы (в момент переписи
им было 45-54 года), доля лиц с высшим и послевузовским образованием
достигла лишь 204-205, но среди более молодых поколений этот уровень
был превышен. В целом можно говорить о стабилизации доли населения
15 лет и старше с высшим образованием на уровне около 22%.
Рисунок 3. Доля лиц, достигших различных уровней (цензов)
образования, по данным переписи 2002 года, на 1000 человек соответствующего
возраста
Доля лиц с образованием не ниже среднего профессионального
- с послевузовским, высшим, неполным высшим и средним профессиональным
- устойчиво возрастала от когорты к когорте в течение более продолжительного
периода - от 224 на 1000 человек в возрасте 70 лет и старше (поколения,
родившиеся до 1933 года) до 624 в возрасте 35-39 лет и 623 в возрасте
30-34 лет (поколения, родившиеся в 1963-1972 годах). В 1970-е годы
особенный упор был сделан на расширение сети профессионально-технических
училищ, реализовывавших одновременно профессиональные и общеобразовательные
программы, что и обусловило рост доли населения со средним профессиональным
образованием. В более молодых поколениях доля лиц со средним профессиональным
населением заметно ниже. Молодежь предпочитает высшее образование
или, по ряду причин, завершает обучение на низких уровнях образования.
Образование не ниже среднего полного (включая все уровни
профессионального) образования имеют около 80% населения 30-39 лет.
В старших поколениях эта доля быстро снижается - до 288 на 1000
человек 70 лет и старше. Несколько ниже она и среди более молодых
поколений - около 75% среди людей 20-29 лет, - которые еще имеют
шансы повысить свой образовательный ценз.
1 - При переписи 2002 года уровень своего
образования не указали 1,1% населения РФ, в то время как при переписи
1989 года - лишь сотые доли процента. Далее данные об образовательном
составе населения приводятся в расчете на указавших уровень образования.
|