Rambler's Top100

№ 189 - 190
7 - 20 февраля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
С образованием россиян не все хорошо

В ходе переписи россиян спросили об их образовании

Уровень образования растет от когорты к когорте

И все же положение с российским образованием не так хорошо, как кажется

Российские женщины образованнее мужчин

В молодых поколениях сельских жителей лиц с профессиональным образованием меньше, чем в поколениях их родителей

60% маленьких россиян посещают ясли и детские сады, 99% - начальную школу

Чем старше дети, тем больше различий

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Неизвестный художник. (XVIII век). М. В. Ломоносов. Unknown painter . (XVIII century).M. V. Lomonosov. С образованием россиян не все хорошо

Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА

И все же положение с российским образованием не так хорошо, как кажется

На фоне долговременной тенденции к росту уровня образования россиян обращает на себя внимание явная приостановка этой позитивной тенденции в последний межпереписной период.
На первый взгляд, данные переписи 2002 года показывают рост уровня образования: из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование выше начального, тогда как по переписи 1989 г. их было 806. Однако этот сдвиг произошел главным образом потому, что - по естественным причинам - из состава взрослого населения выбыли или сократились в численности самые старшие и наименее образованные поколения, родившиеся в начале ХХ века.

В 1989 году население 70 лет и старше было представлено поколениями родившихся в 1919 году и ранее, среди которых 76% имели уровень образования не выше начального. В 2002 году эта группа была представлена родившимися в 1932 году и ранее, среди которых доля завершивших свое обучение на уровне не выше начального сократилась до 47% (рис. 4). Переход ко всеобщему среднему образованию обусловил снижение доли лиц с начальным и более низким образованием - до 10 на 1000 человек в возрасте 30-44 лет.

Рисунок 4. Доля населения с уровнем образования не выше начального в различных возрастных когортах, по данным переписей 1989 и 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста

Одновременно с этим во всех возрастных группах увеличилась доля лиц с высшим образованием (рис. 5). Наибольшие изменения произошли в старших и младших возрастных группах, в которых доля лиц с высшим образованием возросла вдвое и более.

Рисунок 5. Доля населения с высшим образования, по данным переписей 1989 и 2002 года, на 1000 человек соответствующего возраста

В то же время, показатели образования в средних возрастах - 40 лет и моложе - несколько ухудшились (рис. 6). Данные об образовательном составе возрастных групп не показывают существенного роста доли лиц со средним профессиональным и более высоким образованием среди младших поколений. В частности, обращает на себя внимание достаточно многочисленная группа молодежи с уровнем образования не выше начального: 5,8% в возрасте 15-19 лет, 1,7% в возрасте 20-24 года, - социализировавшаяся уже в условиях действия закона об обязательном основном среднем образовании.

Рисунок 6. Число лиц с образованием выше начального на 1000 лиц соответствующего возраста по переписям населения 1989 и 2002 годов

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)