Rambler's Top100

№ 189 - 190
7 - 20 февраля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
С образованием россиян не все хорошо

В ходе переписи россиян спросили об их образовании

Уровень образования растет от когорты к когорте

И все же положение с российским образованием не так хорошо, как кажется

Российские женщины образованнее мужчин

В молодых поколениях сельских жителей лиц с профессиональным образованием меньше, чем в поколениях их родителей

60% маленьких россиян посещают ясли и детские сады, 99% - начальную школу

Чем старше дети, тем больше различий

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Неизвестный художник. М. В. Ломоносов. (XVIII век). Unknown painter . M. V. Lomonosov. (XVIII century). С образованием россиян не все хорошо

Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА

В ходе переписи россиян спросили об их образовании

В ходе всех российских переписей населению задавались вопросы об образовании. Их направленность постепенно изменялась - от выяснения уровня грамотности населения до определения его образовательного ценза (уровня) и охвата различными образовательными программами. Изменялись и сами понятия уровней образования и образовательных программ. Как правило, уровни образования отождествляются с окончанием учебных заведений определенного типа или сроками обучения в них.

Вопросы переписи 2002 года об образовании при были сформулированы в соответствии с содержанием образовательных программ, предусмотренных Законом Российской Федерации 1996 года "Об образовании". Они подразделяются на общеобразовательные (дошкольного, начального, основного и среднего полного образования) и профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского образования). Этим законом установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы), достижение каждого из которых удостоверяется соответствующим документом:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.

Однако далеко не все группы населения (прежде всего, старшие поколения родившихся до 40-х годов прошлого века) достигают и самого первого, обязательного уровня образования (основного общего). Лицам, окончившим лишь начальную общеобразовательную школу, а также учащимся 4-9 классов общеобразовательных учреждений в ходе переписи населения 2002 г. отмечалось "начальное общее образование".

По существу, программой переписи предусматривалось два основных вопроса: "Учитесь ли Вы в образовательном учреждении?" и "Ваше образование?" Однако на деле, чтобы учесть специфику отдельных возрастных групп и групп по уровню образования, задавалось пять вопросов:

8.1.

Для лиц в возрасте 6 лет и старше
Учитесь ли Вы в образовательном учреждении? (школе, училище, колледже, вузе и т.п.).

8.2.

Для детей в возрасте 3-9 лет, не посещающих школу
Посещает ли ребенок дошкольное учреждение?

8.3. а)

Для лиц в возрасте 10 лет и старше
Ваше образование:
начальное общее (начальное);
основное общее (неполное среднее);
среднее (полное) общее;
начальное профессиональное (профессионально-техническое);
среднее профессиональное (среднее специальное);
неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее);
высшее профессиональное (высшее);
послевузовское профессиональное.

8.3. б)

Для не имеющих начального общего образования,
Умеете ли Вы читать и писать?
да, нет.

8.3. в)

Для лиц в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование основное общее и ниже
Окончили ли Вы профессиональное или профессионально-техническое училище?
да, нет.

Наиболее существенное отличие от предыдущих переписей населения - наличие вопроса о посещении ребенком 3-9 лет дошкольного образовательного учреждения, который был впервые задан в ходе переписи 2002 года.

Другие отличия носят более частный характер и связаны, в основном, с изменениями в системе образования, произошедшими в 1990-е годы, и с различиями контингентов опрашиваемых. Так, в 1989 году об уровне образования спрашивали относительно лиц 6 лет и старше, в 2002 году - 10 лет и старше. В 2002 году впервые было выделено послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура, адъюнктура). Но если его отнести к высшему образованию (как и было раньше), уровни образования, выделявшиеся при прежних переписях и выделенные при переписи 2002 года, можно считать вполне сопоставимыми. Конечно, содержание образовательных программ в последние годы менялось, многие учреждения высшего профессионального образования в настоящее время готовят не только специалистов с дипломом высшего образования, но и бакалавров и магистров, но изменения в качестве образовательных уровней могут быть выявлены лишь с помощью углубленных специализированных обследований. То же можно сказать об уровне грамотности. Если для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальной становится проблема функциональной неграмотности (литературная, документальная, счетная грамотность), то в России до сих пор используется в основном более простой критерий - умение читать (хотя бы медленно).

В качестве различия между переписями 1989 и 2002 годов можно было бы отметить также то, что вопрос об окончании профессионального технического училища задавался в первой всем лицам 15 лет и старше, а во второй - только тем, у кого уровень образования не превышал среднее (полное) общее образование, что позволяло при разработке выделить группу населения с начальным профессиональным образованием. Число лиц с образованием этого уровня рассчитывается как сумма лиц, окончившихся профессионально-технические училища на базе полного или неполного среднего образования. Среднее профессиональное тождественно среднему специальному, а основное общее - неполному среднему. Эти уточнения позволяют сопоставлять данные переписи 2002 года с данными предыдущих переписей.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)