Rambler's Top100

№ 133 - 134
3 - 16 ноября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Амбиции и амуниция российской и украинской молодежи: 1985-2001

Четыре замера притязаний и готовности бороться за их достижение

Я б в директора пошел…

Широкое общественное признание нужно не всем

Рай в шалаше не актуален

Почему в последние годы притязания молодых не растут

Сколько люди готовы "платить" за достижения

Тратить или накапливать?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Эль Лисицкий. Новый. El Lisitsky. A new (1920/1921) Амбиции и амуниция российской и украинской молодежи: 1985-2001

Над темой номера работали
Владимир Магун,
Михаил Энговатов

Тратить или накапливать?

Структура готовностей идти на жертвы и преодолевать трудности не исчерпывается описанным выше генеральным (или общим, универсальным) индексом притязаний. В ходе факторного анализа был обнаружен и второй фактор (или индекс), более сложный по своей структуре: одна группа признаков входит в него с положительными, а другая - с отрицательными знаками. Положительно с фактором связаны готовности усердно учиться в трудном вузе, выполнять работу с повышенной ответственностью, переучиваться, осваивать новую профессию, отложить создание семьи, отрицательно - готовности выполнять работу ниже уровня своих способностей, выполнять монотонную работу, работать в условиях, вредных для здоровья, в условиях сурового климата, а также готовность пожертвовать чувствами при заключении брака.

Общий смысл показателей, связанных с фактором отрицательно - это готовность человека к физическим (тяжелая работа, условия сурового климата), информационным (однообразная работа) и эмоциональным (чувства при заключении брака) лишениям, а также к лишению себя возможности полностью использовать имеющиеся способности, реализовать свой потенциал (соответствующий показатель имеет наиболее выраженную отрицательную нагрузку). Общий же смысл показателей, имеющих по фактору положительные нагрузки, как раз в том, чтобы накапливать новые умения и способности (усердно учиться в трудном институте, осваивать новую профессию), обеспечивать для этого необходимые условия (откладывать создание семьи) и полностью реализовывать накопленный потенциал (выполнять работу с повышенной ответственностью).

Эти две группы готовностей как раз и воплощают два типа жизненных стратегий, о которых шла речь выше. Идя на физически тяжелую, вредную, монотонную работу или на брак по расчету (симптоматично, что установки в сферах труда и семейной жизни оказались взаимосвязаны), на недоиспользование имеющихся способностей, человек тем самым ухудшает свои физические качества, свое эмоциональное состояние и утрачивает свои способности как работника (поскольку неиспользуемые знания и навыки забываются). Соглашаясь же учиться и переучиваться, откладывать брак или идти на ответственную работу, человек тоже испытывает лишения (в частности, жертвует отдыхом и досугом), но при этом поддерживает имеющиеся у него способности и накапливает новые, развивается, сохраняет и наращивает свой человеческий капитал.

В итоге рассматриваемый фактор можно назвать фактором взаимно обратных соотношений между двумя стратегиями достижения успеха - стратегией жертвы своими качествами и способностями и стратегией сохранения и преумножения своих способностей (человеческого капитала).

Межпоколенная динамика данного индекса оказалась почти одинаковой в разных городах (рис.8).

Рисунок 8. Факторный индекс "готовность преодолевать трудности учения и ответственности (+) vs готовность преодолевать физические, информационные и эмоциональные лишения (-)", средние значения, 1990 - 2001гг.

С 1990 по 2001г. средние значения данного индекса во всех исследуемых географических точках неуклонно снижались, и это означает, что у каждого следующего поколения выпускников школ баланс все больше сдвигался в пользу стратегии накопления человеческого капитала12.

Известно, что в советскую эпоху сам по себе квалифицированный труд, как правило, не обеспечивал работнику высокого уровня благосостояния - наоборот, квалифицированная часть средних слоев оказывалась "в наиболее невыгодных условиях"13. Поэтому ухудшение условий и содержания труда было наиболее распространенным способом заметно повысить доход. Но в ходе социально-культурных и социально-экономических трансформаций, стартовавших в конце 80-х годов, ситуация начала меняться, и общество все в большей степени стало вознаграждать некоторые виды квалифицированного труда, отказавшись от существовавших ранее "потолков" заработка и дохода14. Таким образом, у молодых людей появилась возможность связать перспективу реализации своих очень высоких притязаний уже не с жертвами "экстенсивного" характера, присущими прежним временам, а с другими формами своей активности: мобилизовать энергию и способности на приобретение конкурентоспособной трудовой квалификации15.

В предшествующих публикациях один из авторов данной статьи высказывал предположение о том, что в постсоветских России и Украине стала сильнее вознаграждаться квалификация, только в качестве гипотезы. Она должна была объяснить рост готовности молодых людей преодолевать трудности, связанные с получением высшего образования и последующим выполнением ответственной работы. Но на сегодняшний день имеются уже серьезные эмпирические доказательства обоснованности выдвинутой ранее объяснительной гипотезы. Д.Нестерова и К.Сабирьянова, показали, что в России и в других постсоциалистических странах, "отдача" на образование в виде прироста заработной платы на каждый дополнительный год обучения, действительно, заметно выросла в первой половине 90-х годов по сравнению с временами социализма16. Впоследствии К. Сабирьянова показала также, что "отдача" на образование вообще и на высшее образование, в частности, устойчиво росла на протяжении всего периода 90-х годов и приблизилась к той, что характерна для экономически продвинутых стран17.


12 - Значимыми являются различия по Москве и Киеву между оценками 1990-1992 и 1995 гг., по Орлу, Мценску и объединенному массиву 4-х городов - между оценками 1995 и 2001гг.
13 - Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995. С.210.
14 - Некоторое представление об этих видах квалифицированного труда дают списки профессий, пользующихся наибольшей привлекательностью для наших респондентов и для других групп молодежи. См. например: Дубин Б.В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. N 1. С.14-18; Константиновский Д.Л.Динамика привлекательности профессий и социальные изменения//Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Под ред. В.Н.Шубкина и Д.Л.Константиновского. М.,1996 и др.
15 - Об усилении ориентации молодежи на квалификацию и образование свидетельствуют и некоторые факты, полученные другими исследователями. Одно весьма тонкое наблюдение принадлежит Е.А.Хибовской: оказалось, что мотивируя свое неучастие в образовательной деятельности молодые люди (выборка от 16 до 30 лет), опрошенные в 1995 г. лишь в 15% случаев приводят аргумент "у меня достаточно высокий уровень образования". Особенно примечательно, что по сравнению с 1991 г. эта цифра снизилась в три раза. (См.:Хибовская Е.А. Ориентации молодежи в сфере образования// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. N 5. С.29.) См. также: Харченко И.И. Образование в системе ценностей и жизненных планах старшеклассников: методология и результаты социологического исследования в Новосибирске//Социальные изменения в России и молодежь/ Под ред. В.С.Магуна. МОНФ. М.: 1997.
16 - D. Nesterova, K. Sabirianova. Investment in human capital under economic transformation in Russia. EERC Working paper series. 1999. No 99 / 04.
17 - Klara Sabirianova Peter. Skill-Biased Transition: The Role of Markets, Institutions, and Technological Change. Доклад на конференции "Микроэкономический анализ перераспределения рабочей силы", Michigan, август 2003 г. - http://www.upjohninstitute.org/confindex.htm

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most