Rambler's Top100

№ 55 - 56
18 февраля - 3 марта 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Российские студенты в зарубежных университетах – сколько их?

Кто обучается за рубежом?

Где, на кого и за какие средства учатся за рубежом

Учеба закончена: где работать?

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Эмиграционный потенциал и «потенциал возвращения» - оценка

Почему же их не тянет на Родину?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Борис Иогансон. Рабфак идет (1928) Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Над темой номера работала
Людмила ЛЕДЕНЕВА

Почему же их не тянет на Родину?

Создание определенных условий для возвращения молодых специалистов в Россию с целью будущей профессиональной деятельности опирается на анализ притягивающих факторов возвратной миграции.

В табл. 2 представлен средний ранг каждого из факторов профессионального плана, оцениваемых по 12-бальной шкале (от 1-самое важное до 12-наименее важно). Наиболее значимым фактором в глазах молодых специалистов является материальный - высокая заработная плата (средний ранг - 2,7). Вторым по значимости выступает наличие высококлассной профессиональной среды (средний ранг - 3,6). В пятерку ведущих факторов также входит возможность быстрой профессиональной карьеры (3,7), возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т.п. (3,8), а также доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности (Internet, e-mail и т.п.) (средний ранг - 4,4).

Таблица 2. Оценка значимости профессиональных факторов, содействующих возвращению молодых специалистов в Россию после обучения за рубежом

Факторы

Средний ранг

1. Высокая заработная плата

2,7

2. Наличие высококлассной профессиональной среды

3,6

3. Возможность быстрой профессиональной карьеры

3,7

4. Возможность международных профессиональных контактов, зарубежных поездок и т.п.

3,8

5. Доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности (Internet, e-mail и т.п.)

4,4

6. Работа в престижной фирме

4,8

7. Независимость, свободный рабочий график

5

8. Долгосрочная и стабильная занятость

5,8

9. Возможность участвовать в выработке политики

5,9

10.Возможность получить работу в определенном городе России

6,3

Рейтинг перечисленных факторов практически не зависит ни от региона, ни от профиля обучения. Есть только одно характерное исключение: молодые специалисты в естественно-технических областях знаний на второе место по значимости ставят наличия доступа к современному оборудованию, информационным и коммуникационным возможностям (средний ранг - 3,2).

Главные и наиболее перспективные направления потенциальной деятельности по оказанию помощи молодым специалистам в начале профессиональной деятельности в России - это, в первую очередь, меры консультационного и организационно-финансового характера, которые можно предложить в рамках специальной инициативы, направленной на возвращение интеллектуальных ресурсов в Россию. Наиболее перспективными и значимыми, с точки зрения почти половины респондентов, признаны возможность проведения краткосрочного (1-2 года) исследовательского проекта в России и помощь в заключении долгосрочного трудового контракта в России. Меньший, но все же существенный интерес для трети респондентов вызвала помощь в получении краткосрочного индивидуального гранта (на 1 год) для начала профессиональной деятельности на родине.

Около двух третьих опрошенных студентов отметили, что нуждаются в квалифицированных консультациях по рынку профессионального труда в России, что, по-видимому, говорит о плохом знании молодыми специалистами, заканчивающими обучение за рубежом, российского рынка труда.

Интерес к специальным программам, ориентированным на возвращение учебных мигрантов для работы в России, выразили две трети обследуемой совокупности. При четверти колеблющихся отказался от участия лишь один человек из десяти. Контингент, потенциально открытый для работы в рамках таких инициатив, в несколько большей степени представлен студентами, обучающимися в Европе, а также студентами, обучающимися по общественно-гуманитарным специальностям.

Заинтересованность большей части обследованного контингента в получении помощи в реализации их профессиональных стратегий, связанных с Россией, подтверждает необходимость выработки целенаправленных программ индивидуальной работы с российскими студентами, заканчивающими обучение за границей по различным специальностям. Безусловно, эффективность таких программ в немалой степени будет зависеть от возможности маневрировать наиболее весомыми, с точки зрения адресата, профессиональными и организационно-финансовыми стимулами в условиях социально-экономической нестабильности в России.


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most