Rambler's Top100

№ 55 - 56
18 февраля - 3 марта 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Российские студенты в зарубежных университетах – сколько их?

Кто обучается за рубежом?

Где, на кого и за какие средства учатся за рубежом

Учеба закончена: где работать?

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Эмиграционный потенциал и «потенциал возвращения» - оценка

Почему же их не тянет на Родину?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Борис Иогансон. Рабфак идет (1928) Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Над темой номера работала
Людмила ЛЕДЕНЕВА

Российские студенты в зарубежных университетах - сколько их?

Либерализация миграционного законодательства в последнее десятилетие ХХ века дала российской молодежи возможность получать высшее образование и ученые степени в зарубежных университетах. Понятно, что невозвращение молодых людей после окончания учебы ведет к потере Россией части ее интеллектуального потенциала. Если же, окончив учебу, они возвращаются домой во всеоружии новых знаний, Россия оказывается в выигрыше.

А что происходит на самом деле? И прежде всего, каково число россиян, обучающихся за рубежом?

На фоне отсутствия достоверной российской статистики ориентирами могут служить зарубежные источники, в частности, данные ЮНЕСКО о численности иностранных студентов в странах-реципиентах за отдельные учебные годы, а также материалы американской статистики.

В середине 1990-х годов совокупная численность студентов-россиян, проходящих курс полного или включенного (1-2 семестра) обучения в зарубежных вузах, составляла на начало учебного года примерно 13 тысяч человек1. Выходцев из России удалось обнаружить в университетах 33 стран, но большинство из них - свыше 10 тысяч, или около 80% - обучались всего в 4 странах: США, Германии, Франции, Великобритании, а среди них выделяются США, которые в середине 1990-х годов аккумулировали, по меньшей мере, до 40% российских студентов-мигрантов (Табл. 1).

Таблица 1. Численность российских студентов за рубежом

Страна-реципиент

На начало учебного года

Человек

США

1995/96

5589

Германия

1995/96

3383

Франция*

1993/94

784

Великобритания

1995/96

497

Турция

1994/95

408

Кипр

1996/97

350

Польша

1995/96

290

Финляндия

1995/96

258

Китай

1993/94

214

Австрия

1995/96

188

Швейцария

1995/96

184

Канада

1993/94

179

Венгрия

1994/95

138

Япония

1994/95

122

Болгария

1996/97

80

Италия

1993/94

78

Швеция

1995/96

75

Бельгия

1994/95

65

Чехия

1994/95

57

Норвегия

1995/96

49

Египет

1995/96

47

Саудовская Аравия

1993/94

40

Румыния

1996/97

37

Иордания

1996/97

34

Дания

1995/96

26

Корея

1996/97

15

Словакия

1996/97

9

Австралия

1993

6

Новая Зеландия

1996

6

Югославия

1994/95

4

Куба

1996/97

3

Хорватия

1994/95

2

Сирия

1994/95

2

* Только государственные университеты

Источники:

  • 1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997, p. 410.
  • 1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998, p. 392.

Динамика численности студентов-россиян в США в 1990-е годы имела выраженную положительную тенденцию: 1993/94 учебный год - 1582 человек, 1995/96 - 5589 человек, 1998/99 - 6900 человек (Рис. 1).

* Данные за 1996/97 и 1997/98 учебные годы отсутствуют.

Рисунок 1. Динамика численности российских студентов, обучающихся в США,
1990-е гг.

Источники:

  1. Institute of International Education's 1998-99 OPEN DOORS (2000). An Overview of the Moscow Education Information Center, p. 2.
  2. OPEN DOORS 1994/1995: Report on International Educational Exchange (1995). New York: Institute of International Education, p. 44.
  3. 1996 UNESCO Statistical Yearbooks (1997). 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 410.
  4. 1997 UNESCO Statistical Yearbooks (1998). 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, p. 392.

1 - Эти данные главным образом охватывают студентов, проходящих последипломное обучение в магистратуре и докторантуре.


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most