Rambler's Top100

№ 55 - 56
18 февраля - 3 марта 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Российские студенты в зарубежных университетах – сколько их?

Кто обучается за рубежом?

Где, на кого и за какие средства учатся за рубежом

Учеба закончена: где работать?

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Эмиграционный потенциал и «потенциал возвращения» - оценка

Почему же их не тянет на Родину?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Борис Иогансон. Рабфак идет (1928) Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Над темой номера работала
Людмила ЛЕДЕНЕВА

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Четкой ориентации на жизнь и работу в России во всей совокупности опрошенных придерживается лишь один человек из пяти. Твердо намереваются остаться жить и работать за рубежом вдвое меньше, примерно лишь каждый десятый. В целом же преобладают гибкие миграционно-возвратные ориентации: возвращение в Россию с целью будущей профессиональной деятельности возможно лишь при определенных условиях, касающихся, прежде всего, профессиональных возможностей в России, - об этом заявили 60% респондентов.
Более конкретные профессионально-миграционные намерения - непосредственно после окончания данной программы обучения за рубежом - выявляют гораздо более явную предпочтительность заграничных перспектив: 45% опрошенных студентов определенно заявляют, что намерены остаться работать, и еще 19% - продолжить образование за рубежом. Таким образом, 64% намерены остаться, и лишь 18% учебных мигрантов намерены вернуться в Россию в ближайшей будущем.
Судя по конкретным планам в отношении трудовой деятельности после окончания данной программы обучения, молодые специалисты, подготавливаемые в США, и особенно молодые специалисты, подготавливаемые за рубежом по естественно-техническим дисциплинам, видят больше перспектив для начала своей профессиональной карьеры за рубежом, чем молодые специалисты, подготавливаемые в Европе или подготавливаемые по общественно-гуманитарным дисциплинам (рис. 9). Поэтому возвращение на родину непосредственно после окончания данной программы обучения будет чаще наблюдаться среди двух последних категорий студентов.

Рисунок 9. Конкретные профессионально-миграционные намерения после окончания данной программы обучения по профилю и регионам обучения

Можно выделить несколько стратегий миграционно-профессионального поведения российских учебных мигрантов за рубежом (Рисунок 10):

  • российская стратегия - постоянное проживание и постоянная работа в России (7%).
  • 1 промежуточная (пророссийская) стратегия - постоянно проживать в России с возможностью контрактной занятости на Западе (19%);
  • 2 промежуточная (прозападная) стратегия - постоянно проживать за рубежом, но иметь при этом трудовой контракт на временную работу в России или иметь возможность совершать краткие профессиональные поездки в Россию (61% респондентов);
  • эмиграционная стратегия - постоянно проживать и работать за рубежом (8% респондентов).

Часть респондентов воздержались от ответа (5%).

Рисунок 10. Стратегии миграционно-профессионального поведения
международных учебных мигрантов

Таким образом, оптимальная, с точки зрения большинства респондентов (61%), модель профессионально-миграционного поведения учебных мигрантов может быть обозначена как выраженная ориентация на проживание за рубежом с возможностью профессиональной деятельности в России посредством временной работы по трудовому контракту или же кратких профессиональных визитов. Особенно высока доля лиц, отдающих предпочтение именно такой стратегии, среди студентов, обучающихся в США, и среди студентов, обучающихся по естественно-техническим специальностям.


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most