Rambler's Top100

№ 55 - 56
18 февраля - 3 марта 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Российские студенты в зарубежных университетах – сколько их?

Кто обучается за рубежом?

Где, на кого и за какие средства учатся за рубежом

Учеба закончена: где работать?

Кто вернется, а кто эмигрирует?

Эмиграционный потенциал и «потенциал возвращения» - оценка

Почему же их не тянет на Родину?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Борис Иогансон. Рабфак идет (1928) Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов?

Над темой номера работала
Людмила ЛЕДЕНЕВА

Где, на кого и за какие средства учатся за рубежом

Опросом были охвачены студенты, обучающиеся в университетах США (58%) и Европы (42%) - рис. 4. В сумме доля респондентов из США, Великобритании, Германии и Франции составила 84%.

Спектр специальностей, по которым россияне, проходят обучение за рубежом, достаточно широк: физика, математика, компьютерные технологии, химия, биология, экология, экономика, история, социология, политология, право, филология, педагогика. Студенты естественно-технического профиля составили 28%, студенты общественно-гуманитарного профиля - 72%. Таким образом, подтвердилась уже ранее отмечаемая закономерность: в международной учебной миграции россиян больше задействованы представители общественно-гуманитарных специальностей, чем естественно-технических4. Во многом это объясняется традиционно высоким качеством российского образования по естественным и техническим дисциплинам и несколько худшей ситуацией в области социально-политических и экономических специальностей. Представители естественно-технических областей знания чаще всего выезжают за рубеж не с учебными целями, а с целью трудовой деятельности на Западе.

Рисунок 4. Распределение респондентов по профилю и регионам обучения

Что касается целей учебы за рубежом (рис. 5), то среди опрошенных 8% обучались по программам подготовки бакалавров, 34% проходили последипломное обучение в магистратуре, 48% - в докторантуре, 3% находились на стажировке. Таким образом, преобладающей целью учебы россиян за рубежом является получение докторской степени Ph.D.

Рисунок 5. Цели учебы за рубежом

Цели учебы за рубежом в большой степени зависят от профиля и региона обучения. Наиболее амбициозны в отношении высших ступеней обучения, то есть получения степеней магистра и докторской, студенты, обучающиеся в США, а также студенты, обучающиеся по естественно-техническим дисциплинам.

Причины принятия решения о продолжении образования за границей перечислены с указанием средних значений на рис. 6. В целом по всей совокупности опрошенных важность каждого из доводов примерно одинакова, на уровне 50-60%, за исключением одной причины - достижения большей конкурентоспособности на российском рынке труда, которую назвало минимальное число студентов (35%), тогда как большей конкурентоспособностью на западном рынке труда озабочены 53% опрошенных. Это свидетельствует, по крайней мере, косвенно, об ориентированности планов учащихся за рубежом, скорее, на западный, нежели на российский рынок труда.

1. Возможность увидеть мир, заиметь новых друзей и т.п.
2. Достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда
3. Хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом
4. Высокое качество обучения за рубежом
5. Достижение большей конкурентоспособности на российском рынке труда

Рисунок 6. Причины принятия решения об учебе за рубежом

Молодые россияне, обучающиеся в США, по ряду показателей выглядят более зрелыми и прагматичными, чем те, кто учится в Европе: для них главнейшая причина учебы за границей - достижение большей конкурентоспособности на западном рынке труда. По-видимому, они чаще рассматривают обучение за рубежом как ступень к дальнейшему трудоустройству на Западе. Для них также очень важен фактор благополучия: хорошие условия труда и высокий уровень жизни за рубежом.

Студенты же, обучающиеся в Европе, учебу за рубежом воспринимают несколько иначе, у них чаще преобладают чисто "студенческие" соображения: возможность увидеть мир, заиметь новых друзей, их также привлекает высокое качество обучения за рубежом.

В качестве источника финансирования обучения российских студентов за рубежом наиболее часто выступает полная университетская стипендия - 31% (рис. 7). Распространены также частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента на кафедре (20%), и грант на обучение от какого-либо фонда или спонсорской организации (18%). Оплата учебы своими собственными средствами в целом наблюдалась лишь в каждом шестом случае (15%). Что касается доли учебных поездок в рамках обмена между российскими и зарубежными университетами, то, к сожалению, она минимальна (менее 5%).

Таким образом, при поездке для обучения за рубеж ведущую роль играет не столько материальный достаток семьи, сколько набор личных качеств самого студента (высокий уровень подготовки, профессионализм, инициативность и т.п.), позволяющих ему успешно привлекать внешние источники финансирования.

1. Полная университетская стипендия
2. Частичная университетская стипендия, дополняемая ставкой ассистента в университете
3. Грант на обучение от какого-либо фонда
4. Собственные средства
5. Частичная университетская стипендия, дополняемая грантом на обучение
6. Программы обмена между университетами
7. Нет ответа

Рисунок 7. Источники финансирования учебы за рубежом


4 - Анкетный опрос российских ученых и специалистов, проведенный в 1999 г. в рамках совместного проекта Лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Центра международных исследований (C.E.R.I., F.N.S.P., Франция) при финансовой поддержке Национальным центром научных исследований (C.N.R.S., Франция), (Де Тинги А., Леденева Л. Российские ученые и специалисты: сотрудничество с Западом. / Миграция студентов и специалистов. Научные доклады. Вып. 5. Под ред. Ж. Зайончковской. Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтии. М., 2000, С.5-33).


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most