|

|
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ
ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
К 10-ЛЕТИЮ ЕАЭС
Под общей редакцией Г.И. Осадчей
М., ФНИСЦ РАН, 2025, 383 страницы
|
https://cloud.idrras.ru/wp-content/uploads/2025/04/%D0%9D%D0%90%D0%A3
%D0%A7%D0%9D%D0%AB%D0%99-%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94_%D0%98%D0%9D%
D0%A2%D0%95%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9
D%D0%9D%D0%AB%D0%95-%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A6%D0%95%D0
%A1%D0%A1%D0%AB-%D0%92-%D0%95%D0%92%D0%A0%D0%90%D0%97%D
0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%9C-%D0%AD%D0%9A%D0%9E%
D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D
0%9C-%D0%A1%D0%9E%D0%AE%D0%97%D0%95-%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D
0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E-%D0%94%D0%95%D0%9C%D0%
9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A4%D0%98%
D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95-%D0%90%D0%A1%D0%9F%D
0%95%D0%9A%D0%A2%D0%AB.-%D0%9A-10%E2%80%93%D0%9B%D0%95%D0
%A2%D0%98%D0%AE-%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1-202-1.pdf
Удельный вес возрастных групп населения
на 1 января 2023 года (стр.62)

Число рожденных детей в государствах –
членах ЕАЭС на 1000 женщин в определенном возрасте (стр. 88)
Доля прибывших в страны ЕАЭС из других
стран Союза, % (стр. 143)
Страна
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Армения
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9,03
|
9,77
|
15,53
|
13,76
|
48,24
|
Беларусь
|
42,26
|
34,23
|
36,63
|
36,61
|
33,56
|
35,36
|
-
|
-
|
-
|
Казахстан
|
42,43
|
50,48
|
33,22
|
33,35
|
35,95
|
31,51
|
36,31
|
37,54
|
38,68
|
Кыргызстан
|
79,79
|
72,66
|
74,37
|
81,51
|
48,31
|
55,36
|
32,88
|
78,78
|
80,11
|
Россия
|
13,31
|
25,93
|
27,14
|
30,73
|
32,18
|
32,88
|
30,50
|
33,98
|
28,08
|
Доля выбывших в страны ЕАЭС из других
стран Союза, % (стр. 144)
Страна
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Армения
|
-
|
-
|
-
|
-
|
33,40
|
32,71
|
37,46
|
41,16
|
38,26
|
Беларусь
|
52,46
|
53,70
|
46,93
|
42,21
|
46,00
|
41,15
|
-
|
-
|
-
|
Казахстан
|
87,97
|
88,04
|
88,32
|
88,43
|
89,16
|
89,14
|
87,48
|
84,10
|
81,97
|
Кыргызстан
|
97,25
|
96,15
|
95,47
|
96,22
|
87,73
|
88,90
|
93,83
|
94,27
|
92,23
|
Россия
|
9,56
|
24,08
|
29,94
|
27,35
|
28,35
|
32,41
|
35,81
|
31,70
|
34,07
|
Наличие элементов институционально-правовой
поддержки вопросов демографической безопасности в государствах
– членах ЕАЭС (стр. 330)
Государство - член ЕАЭС
|
Существующие элементы институционально-правовой
поддержки вопросов демографической безопасности
|
Республика Армения
|
Май 2024 года - обсужден проект Демографической стратегии
Республики Армения. Национальная демографическая политика,
программы по стимулированию рождаемости, защите семьи
и семейных ценностей. Одна из долгосрочных целей развития
Армении - увеличение уровня населения минимум до 5 млн
чел. к 2050 году
|
Республика Беларусь
|
Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 года № 80-З
(ред. 31.12.2009) «О демографической безопасности Республики
Беларусь»; многоаспектная система поддержки семьи (правовые
акты, программы, профильные институты)
|
Республика Казахстан
|
Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года №
527-IV (ред. 05.01.2024) «О национальной безопасности
Республики Казахстан» - в качестве основных угроз национальной
безопасности указаны ухудшение демографической ситуации,
резкое снижение рождаемости, повышение смертности и
неконтролируемые миграционные процессы
|
Кыргызская Республика
|
Указ Президента Кыргызской Республики от 31.10.2018
года УП № 221 «О Национальной стратегии развития Кыргызской
Республики на 2018-2040 гг.» (здравоохранение, семья,
достойный труд и почтенная старость); разрабатывается
Концепция демографической политики до 2040 года
|
Российская Федерация
|
В Указе Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О
стратегии национальной безопасности РФ» сбережение
народа России отнесено к одному из национальных
интересов государства; Национальный проект «Демография»;
ряд иных актов
|
|
В 2024 году исполнилось10 лет заключению основополагающего
договора ЕАЭС. Для успешной совместной работы в новом десятилетии
по углублению интеграции внутри "пятерки", повышению благосостояния
и качества жизни граждан государств-членов нужен научный анализ
достижений, проблем и противоречий интеграционных процессов, определение
"четких ориентиров". В докладе дан анализ результатов
интеграции для государств-членов, демографической ситуации, демографической
и миграционной политик в ЕАЭС и государствах-членах в контексте
демографической безопасности Союза, институционально-правовых основ
концепции демографической безопасности ЕАЭС. Результаты научного
анализа могут быть использованы надгосударственными регуляторами
интеграционных процессов в ЕАЭС, государственными и гражданскими
институтами государств-членов для повышения эффективности интеграционных
процессов в интересах реализации задач, стоящих перед Союзом, а
также для дальнейшего развития исследований по проблемам интеграции
в Малой Евразии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
1.1. Армения
1.2. Беларусь
1.3. Казахстан
1.4. Кыргызстан
1.5. Россия
Глава 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЕАЭС И ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ
2.1. Основные тенденции демографического развития ЕАЭС и государств-членов
2.2. Рождаемость в государствах - членах Евразийского экономического
союза: особенности, факторы, прогноз
Глава 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
3.1. Генезис демографической политики государств - членов ЕАЭС
и актуальные программы обеспечения демографической безопасности
стран
3.2. Поддержка семей в государствах - членах ЕАЭС
Глава 4. МИГРАЦИЯ В ЕАЭС И ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ В КОНТЕКСТЕ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗА
4.1. Внутренняя и внешняя миграция населения ЕАЭС
4.2. Эмиграция населения в рамках ЕАЭС и в другие страны
4.3. Роль трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в социально-экономическом
развитии России
Глава 5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕАЭС И ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ
5.1. Особенности миграционных процессов и текущие вызовы ЕАЭС
5.2. Развитие миграционного законодательства государств - членов
ЕАЭС и ключевые соглашения
Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЕАЭС
6.1. Продовольственный аспект национальной безопасности и демографического
развития России в контексте влияния глобализационных процессов
6.2. Мониторинг продовольственной безопасности государств - членов
Евразийского экономического союза в условиях интеграции
Глава 7. ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
7.1. Коренное население: практики общественных организаций Евразийского
экономического союза по обеспечению демографической безопасности
7.2. Работа с мигрантами: практики общественных организаций государств
- членов Евразийского экономического союза
Глава 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В ЕАЭС: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
8.1. Социально-экономическое благополучие и интеграция мигрантов
из Армении в регионах Российской Федерации
8.2. Социально-экономический потенциал возвратных мигрантов Кыргызстана
в условиях евразийской интеграции
8.3. Семья и семейные ценности мигранток из Средней Азии
Глава 9. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС
9.1. Стандартный механизм запуска концепций в евразийское пространство
сотрудничества
9.2. Использование политических механизмов для расширения направлений
интеграции
9.3. Анализ правовых основ обеспечения демографической безопасности
на национальном уровне
9.4. Проблема выбора модели демографической безопасности
Заключение
Список использованных источников
Авторы
|