Все бюджетные места в медицинских вузах могут стать
целевыми
Минздрав определился с механизмом обязательной отработки для студентов-медиков.
Третий вариант ведомственного законопроекта предполагает, что все
бюджетные места в медвузах станут целевыми. Таким образом, первокурсникам
придется заключать договор с региональными минздравами или медорганизациями
и давать обязательство определенное время отработать в государственных
учреждениях. В случае нарушения условий договора выпускники должны
будут возместить затраты на свое обучение в трехкратном размере.
Ректоры ведущих вузов поддержали нововведения, а вот молодые медики
настроены скептически. Тем не менее документ уже прошел процедуру
межведомственного согласования.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила
инициативу Минздрава сделать целевыми все бюджетные места в системе
высшего медицинского образования. Об этом 26 августа "Ъ"
сообщила пресс-служба министерства.
Ранее Минздрав предлагал два варианта законодательного закрепления
обязательной отработки для выпускников медвузов и колледжей. Первый
обязывал их в течение года трудоустроиться в медучреждения из системы
ОМС и отработать там минимум три года (для колледжей - два года).
В случае отказа выпускник должен был компенсировать государству
затраты на обучение в двукратном размере. Как подсчитывал "Ъ",
такой штраф мог бы составить около 2,5 млн руб. (см. "Ъ"
от 5 февраля).
Вторая версия предполагала, что выпускникам дадут пройти первичную
аккредитацию медработника, а затем они должны три или два года отработать
в медорганизациях, участвующих в программе госгарантий, причем эти
учреждения обязаны выделить им наставников. Только после такой отработки
они получили бы право на прохождение периодической аккредитации,
без которой медики не имеют права работать.
Документ вызвал большой общественный резонанс: "Ъ" проанализировал
более 1 тыс. опубликованных на regulation.gov.ru отзывов и не нашел
ни одного положительного.
Большинство студентов и выпускников вузов, а также сами медицинские
работники заявили, что инициатива фактически устанавливает механизм
принудительного заключения договора о целевом обучении.
В итоге Минздрав решил сделать целевыми вообще все бюджетные места
высшего медицинского и фармацевтического образования.
" Первокурсники "обязаны будут заключить договор о целевом
обучении", заявили в пресс-службе ведомства, уточнив, что "заказчиками"
целевиков, как правило, выступают минздравы регионов или конкретные
медорганизации.
" В случае нарушения условий договора выпускник вуза или колледжа
должен будет "вернуть в бюджет" сумму, затраченную на
его подготовку, а также заплатить штраф в размере двукратной стоимости
обучения. Впрочем, такое же наказание ждет заказчиков целевого обучения,
если они не выполнят свои обязательства по договору.
" Выпускники-целевики смогут вместо отработки продолжить обучение
на следующей образовательной ступени, например в ординатуре после
специалитета, но только при условии заключения следующего целевого
договора с тем же заказчиком.
В пресс-службе Минздрава сообщили "Ъ", что документ уже
прошел процедуру межведомственного согласования. В случае его принятия
новые правила будут действовать для лиц, зачисленных на обучение
после 1 марта 2026 года.
Отметим, сейчас на основных медицинских специальностях большинство
бюджетных мест и так целевые. Например, в 2025 году под целевой
набор было отдано 70% мест по направлению "лечебное дело"
и 75% по направлению "педиатрия".
Ректор Российского университета медицины Олег Янушевич называет
предложение Минздрава "очень своевременным". Он указывает,
что в отрасли наблюдается определенный дисбаланс - "часть специалистов
выбирают "модные" врачебные специальности, а системе здравоохранения
требуется прежде всего насыщение первичного звена". По его
мнению, инициатива позволит решить эту проблему, а также изменит
структуру подготовки кадров на этапе ординатуры. Ректор Саратовского
государственного медицинского университета Андрей Еремин называет
целевое обучение "самым действенным механизмом, который поможет
устранить дефицит кадров в лечебных учреждениях". А новые правила,
по его мнению, будут способствовать тому, чтобы выпускники не относились
к "однократному" штрафу за несоблюдение договора как к
"беспроцентному кредиту на обучение".
Ректор Самарского государственного медуниверситета Александр Колсанов
обращает внимание, что окончательное решение по выбору целевого
места остается за самим будущим врачом.
"Именно в государственной системе медработники получают все
возможности для самосовершенствования, обмена опытом и лучшими практиками,
постоянного профессионального развития",- уверен он.
Терапевт, основатель профессионального мобильного приложения "Справочник
врача" Константин Хоманов считает, что идея Минздрава "хороша
в вакууме", но "медицина не существует отдельно от общества".
Он видит риски возникновения коррупционных схем для тех, кто не
захочет отрабатывать целевое направление. Также господин Хоманов
опасается, что коллективы медучреждений будут пренебрежительно относиться
к выпускникам-целевикам, "так как молодой врач вынужден будет
отрабатывать на правах безмолвного сотрудника, с которым не станут
считаться". Впрочем, полагает он, конкурс в медвузы все равно
будет высоким, "ведь все мы верим в лучшее будущее и надеемся,
что за годы учебы что-то да изменится, а кого-то возможность целевого
набора даже и привлечет".
Руководитель проекта о медицинском образовании Ordinatura.org Владислав
Ледовский сетует, что государство "в очередной раз" игнорирует
вопрос материальной поддержки врачей и "адекватной прозрачной
системы оплаты труда". Он обращает внимание, что для медиков
все еще нет льготной ипотеки по аналогии с айтишной, им не дают
отсрочку от армии, не предоставляют условия труда, ДМС и оплату
труда, как в IT-отрасли. "Поэтому я убежден, что у подавляющего
большинства студентов-медиков отношение к законопроекту негативное.
Предыдущие инициативы об отработке получили сотни развернутых негативных
комментариев в ходе общественного обсуждения. Причем те, кто относится
плохо, активно об этом говорят. А вот в пользу этого законопроекта
как-то особо никто и не высказывается", - заключает господин
Ледовский.
Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсантъ, 26 августа 2025
года
Эксперты увидели риски в предложенной реформе
медицинского образования
Абанкина: реформа образования поможет с дефицитом
врачей, но несет риски
В кабмине поддержали предложение Минздрава сделать все бюджетные
места в медвузах целевыми - врачи должны будут отработать три года
либо заплатить штраф. Это решит кадровую проблему, но снизит привлекательность
образования
Студенты, поступившие на бюджетные места по основным профессиональным
образовательным программам высшего медицинского и фармацевтического
образования, теперь будут обязаны наравне с целевыми студентами
заключить договор о целевом обучении. Также все эти студенты должны
будут пройти обязательную отработку - три года после окончания учебы.
Если договор о целевом обучении будет нарушен, студенту необходимо
будет выплатить в бюджет компенсацию, в три раза превышающую стоимость
обучения (она складывается из двукратной стоимости обучения и уже
понесенных затрат). Такие изменения заложены в законопроекте Министерства
здравоохранения, который одобрила комиссия по законопроектной деятельности
правительства. Теперь его должны внести в Госдуму. Планируется,
что изменения в случае принятия закона вступят в силу уже со следующего
года.
Сейчас правила приема для студентов-медиков совпадают с приемом
на другие специальности: есть набор на бюджетные места в рамках
общего конкурса, а есть целевой. Правила приема и отработки в рамках
целевого обучения одинаковы для всех специальностей. По закону в
случае отказа от отработки студент должен возместить заказчику стоимость
обучения, а также его расходы на предоставление мер поддержки, например
повышенной стипендии. Причем возмещается стоимость за период фактического
обучения по образовательной программе до момента, когда договор
расторгнут, дополнительных штрафов не предусмотрено.
Как распределяется набор в медвузах
" По информации на сайте Сеченовского университета, в этом
году было выделено 931 место для целевых студентов и 722 на основной
конкурс.
" В Российский национальный исследовательский медицинский университет
имени Н.И. Пирогова, по подсчетам РБК, приняли 466 целевых студентов,
782 человека по общему конкурсу, а также 188 олимпиадников, которые
также поступили на бюджет.
" В Российский университет медицины 324 студента поступили
на целевое направление и 201 человек - на бюджетные места в рамках
общего конкурса.
" В Северо-Западный государственный медицинский университет
им. И.И. Мечникова поступили 355 целевиков, 168 - на бюджет, сообщили
РБК в вузе.
По мнению заместителя председателя профсоюза работников здравоохранения
Михаила Андрочникова, в результате таких изменений медицинское образование
станет полностью платным. "Бюджетники, по сути, будут учиться
за деньги, потому что в случае отчисления или неотработки они будут
возмещать эти деньги", - говорит он, отмечая, что Конституция
гарантирует бесплатное высшее образование на конкурсной основе.
Андрочников назвал перевод бюджетных мест в целевые "суррогатной
формой ученического кредита", который существует в других странах.
Только в случае таких кредитов, отметил он, работодатели могут брать
эти выплаты на себя при приеме выпускников на работу, чтобы привлекать
их в свой регион или больницу. "Тогда у выпускников был бы
выбор, а работодатели предлагали бы выгодные условия для их привлечения",
- указал он.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина обратила
внимание на то, что отчисление из вуза тоже может трактоваться как
нарушение условий обучения. По ее мнению, было бы справедливо, если
бы студенты-бюджетники в случае отчисления из вуза не должны были
бы выплачивать компенсацию в федеральный бюджет. Она указала, что
такое возмещение средств работодателю предусматривает договор о
целевом обучении, но в этом случае организация несет убытки и в
итоге теряет потенциального работника, а в случае с бюджетными местами
ситуация отличается. "Возможно, в процессе или после принятия
законопроекта на законодательном уровне эти правила скорректируют",
- предположила Абанкина. Эксперт отметила, что сейчас у студентов,
поступающих на целевое образование, нет конкурса по результатам
экзаменов, как у поступающих на бюджет, так как они заключают договор
с работодателем еще в процессе зачисления. При этом саму идею отработки
после целевого обучения Абанкина оценила положительно, отметив,
что это распространенное правило в системах образования других стран.
Последняя редакция проекта Минздрава по изменениям в медицинском
образовании, опубликованная в июне для общественного обсуждения,
уже предполагала заключение целевого договора студентами, поступившими
на бюджет. В рамках обсуждения под документом оставили больше тысячи
негативных комментариев. Их авторы, в частности, писали, что предлагаемые
изменения противоречат Конституции, Трудовому кодексу, нарушают
права медработников, в том числе закрепляя обязательную работу с
наставничеством. В отзывах также утверждали, что предлагаемые меры
не помогут бороться с дефицитом кадров в здравоохранении, а, наоборот,
сделают профессию врача менее привлекательной.
В февральском опросе на платформе приложения "Справочник врача"
треть опрошенных врачей ответили, что введение обязательной отработки
после вуза повлияло бы на их решение стать врачом: отказались бы
от поступления в медицинский 32% опрошенных врачей и 42,6% студентов.
Зачем надо менять правила и что еще предложил Минздрав
Министр здравоохранения Михаил Мурашко в начале года сообщал, что
в системе здравоохранения России не хватает около 23,3 тыс. врачей
и 63,6 тыс. среднего медицинского персонала, отметив, что многие
врачи старшего возраста ушли из медицинской отрасли после начала
пандемии. Он говорил, что существующих сейчас мер поддержки студентов
медицинских специальностей недостаточно и нужны меры по закреплению
выпускников и отработке после выпуска.
По замечанию профессора Абанкиной, в стране острый дефицит медицинских
кадров, особенно в отдаленных регионах, так что ужесточение механизма
отработок после обучения оправданно с точки зрения государства.
Она также отметила, что в России одно из самых коротких по срокам
обучения медицинское образование и доля практики может уступать
другим странам.
Для публичного обсуждения Минздрав представлял несколько версий
законопроекта. Одна из них была опубликована в феврале и предполагала,
что выпускники в течение года после окончания вуза должны трудоустроиться
в медучреждения, которые оказывают помощь в рамках программы госгарантий
(в том числе по ОМС), и отработать три года.
В июне представили новую редакцию, которая уже предполагала, что
трехлетняя отработка формально не будет обязательной, но станет
одним из условий допуска к периодической аккредитации, без которой
медики и фармацевты работать не могут. В обеих версиях была предусмотрена
компенсация, превышающая в два раза стоимость обучения, но без указания
компенсации затрат на прошедшее обучение.
Из сообщения Минздрава от 26 августа следует, что текст законопроекта
еще раз изменился и в нем появились новые нормы, в том числе о выплате
трехкратной компенсации (она будет включать сумму, затраченную на
подготовку специалиста, включая меры поддержки, а также штраф в
двукратном размере). Те же условия будут распространяться на выпускников
среднего профессионального медицинского образования. Работодателям
также грозят штрафы, если они не исполнят обязательства по трудоустройству
выпускника или расторгнут договор в одностороннем порядке.
Механизм работы с наставником во время отработки сохраняется, при
этом такие кураторы должны получать прибавку к зарплате.
К тому же, как указал Минздрав, законопроект предполагает, что министерство
будет регулировать максимальное количество контрольных цифр приема
в вузы для программ ординатуры. Это позволит контролировать подготовку
врачей "в зависимости от текущей и прогнозной потребности системы
здравоохранения", пояснили в ведомстве.
Младший юрист юридической фирмы Verba Legal Иван Япрынцев отметил,
что законопроект все еще находится только в самом начале "регуляторного
пути" и финальная редакция может значительно отличаться. Он
также отметил, что подобные законопроекты активно обсуждаются и
периодически появляются уже около пяти лет в связи с острым дефицитом
профессиональных кадров в медицине, но ни один из них не прошел
все этапы законотворчества.
Инициатива Минздрава выглядит логичной с точки зрения равномерного
распределения кадров, но в то же время может снизить привлекательность
медицинского образования, считает основатель образовательного проекта
"ДОКМЕД ПРО", акушер-гинеколог Дмитрий Гусев. Второй риск,
по его мнению, ограничение свободы труда: "Принудительное распределение
лишает выпускника права выбора, снижает его вовлеченность и формирует
ощущение "профессиональной несвободы". Это не решает ключевую
проблему - низкую мотивацию работать в регионах, связанную с зарплатами,
бюрократией, отсутствием жилья и социальной поддержки". По
словам Гусева, есть и позитивные факторы: молодые специалисты получают
реальный клинический опыт и быстро набирают практику, но при отсутствии
гибкости такая система все же тормозит профессиональное развитие,
так как снижает возможность выбора ординатуры и смены профиля. По
мнению Гусева, эффективнее бы работали добровольные целевые программы
с реальными стимулами: повышенные региональные коэффициенты зарплат,
льготная ипотека, служебное жилье, развитая социальная инфраструктура,
поддержка семьи, сокращение бюрократической нагрузки.