… о влиянии
человеческого капитала на экономический рост
В мире изучают "российский парадокс"
Высокий уровень образования в РФ не гарантирует лучшего
качества жизни
Знаковой темой Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ)
стало обсуждение слабого влияния человеческого капитала на экономический
рост в стране. Высшее образование пока играет в российском обществе
роль социального лифта, но этот лифт уже сбавляет скорость. Докладчики
сослались на институциональную среду: в идеале она должна усиливать
экономическую отдачу от знаний и навыков, но на практике происходят
сбои. Тема приобрела вдруг международное звучание. Американские
эксперты тоже изучают этот "российский парадокс", причем
с максимальной предвзятостью.
Российское общество прошло не одну трансформацию, а проблема накопления
человеческого капитала, если понимать под ним знания, навыки, опыт
и здоровье населения, все так же актуальна, как и несколько десятилетий
назад.
На завершившейся на прошлой неделе Апрельской (Ясинской) международной
конференции ВШЭ человеческому капиталу было уделено особое внимание.
Прежде всего в той его части, которая касается, с одной стороны,
доступности качественного образования для семей, а с другой - социально-экономической
отдачи от полученного образования.
"Развитие образования, несомненно, оказывает сильное воздействие
на рост человеческого капитала и экономический рост. Эта связь достаточно
хорошо изучена в экономической литературе", - сообщила директор
Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко
в докладе под названием "Ресурсообеспеченность семей, доступность
высшего образования и накопление человеческого капитала в России".
Имеются в виду все уровни образования, но прицельно эксперты обсуждают
именно высшее образование. "Увеличение численности высококвалифицированной
рабочей силы оказывает положительное воздействие на производительность
экономики в целом, способствует повышению ее привлекательности для
инвесторов", - пояснила Клячко. Также от этого зависит внедрение
инноваций.
Однако на практике возникают противоречия. В том, что касается получения
населением образования, критически значимыми становятся ресурсная
обеспеченность семей, а также заложенные не одним поколением социальные
установки. "Чем выше социально-культурный капитал семей, тем
быстрее идет накопление человеческого капитала, в том числе в силу
готовности семей тратить больше средств на образование детей",
- пояснила Клячко, уточнив, что у развитых экономик социально-культурный
капитал семей, как правило, значительно превосходит показатели развивающихся
стран.
Это не единственное противоречие. Инвестиции в образование (затраты
времени, сил и денег) хоть и должны, но вовсе не обязательно окупаются
на практике. По крайней мере если говорить именно о материальной,
а не духовной или интеллектуальной отдаче - о том, что можно "пощупать":
о возможностях семьи выйти в обозримой перспективе на более высокий
уровень жизни, предполагающий доступность более качественных питания,
отдыха, лечения и способность своевременно совершать дорогостоящие
покупки.
Главный вывод, к которому приходит Клячко: "Высшее образование,
несмотря на все ограничения, продолжает обеспечивать в российском
обществе социальное "перемешивание" и играть роль социального
лифта, хотя этот лифт и стал двигаться заметно медленнее, чем было
в начале 2000-х годов".
Другие докладчики на конференции ВШЭ попытались определить причины
дисбалансов. Стоит отметить, что некоторые причины и так лежат на
поверхности. Допустим, может вызывать нарекания само качество полученного
образования, часто оказывается под вопросом его соответствие реалиям
рынка труда и потребностям экономики. "Корочка", полученная
ради "корочки", может открывать двери в некоторые компании
на определенные должности, но она не гарантирует реального повышения
эффективности бизнес-процессов в таких компаниях.
Кроме того, в последние несколько лет в условиях грянувшего кадрового
дефицита происходит мощный крен в сторону среднего профессионального
образования, и, как представляется, теперь именно выпускники сузов,
хорошо зарекомендовавшие себя на предприятиях, как раз и смогут
претендовать на стабильные и относительно высокие заработки.
Но поверх этих причин эксперты выделяют еще одну. Даже высокий уровень
образования многочисленных групп населения может очень незначительно
влиять на экономический рост еще и по причине слабой институциональной
среды. Это следовало из доклада ведущего эксперта "Центра развития"
ВШЭ Дарьи Авдеевой и замдекана по научной работе факультета экономических
наук ВШЭ Дмитрия Веселова под названием "Образование и экономический
рост: роль институтов".
Под институциональной средой, как правило, понимается свод правил,
будь то формальных или нет, совокупность политических, экономических,
социальных и юридических норм и процедур, которые могут либо стимулировать
экономическую активность, будучи прозрачными и эффективно действующими,
либо, наоборот, тормозить как раз из-за непрозрачности и непредсказуемости.
Чем хуже развита эта среда, чем чаще применяются двойные стандарты,
внедряются необоснованные ограничения или, допустим, поборы, тем
хуже отдача от инвестиций и тем меньше самих инвестиций.
Проанализировав данные для 134 стран за период 1970-2015 годов,
эксперты подтвердили, что в большинстве стран экономические институты
и человеческий капитал довольно тесно взаимосвязаны. Однако в ряде
стран наблюдались серьезные дисбалансы. "Большая их часть принимает
форму низкого качества экономических институтов при сравнительно
более высоком уровне образования", - пояснили исследователи.
Такое положение дел они зафиксировали в странах, входивших ранее
в СССР, в ряде экономик Латинской Америки и некоторых других государствах.
"Противоположная ситуация - когда институциональное развитие
опережает уровень образования - встречается существенно реже и была
характерна в первую очередь для Гонконга и Сингапура до 2000-х годов",
- добавили авторы.
Главный вывод сводится к тому, что "темпы экономического роста
в странах с высокими уровнями образования и слабой институциональной
средой будут ниже, чем в странах с сопоставимо высокими уровнями
образования, но без выраженных институциональных ограничений".
Примечательно, но проблематика российского человеческого капитала
сейчас очень интересует не только отечественных исследователей,
но и западных. На это обратили внимание авторы портала и Telegram-канала
"Эконс", который ведут сотрудники Центробанка РФ с целью
популяризировать исследования по важным для финансовых властей темам
(сайт и канал не отражают позицию ЦБ).
Речь идет об исследовании Американского института предпринимательства
- о так называемом российском парадоксе. "В России очень высокий
уровень образования - характерный для самых богатых стран - сосуществует
с крайне низкими показателями здоровья и низким уровнем производства
знаний. Ниже, чем даже у многих бедных стран", - следует из
исследования.
Фактор здоровья упомянут здесь тоже не случайно. Одним из индикаторов
развитости человеческого капитала, признаком того, что у населения
достаточно возможностей для повышения качества своей жизни, во многом
становится состояние его здоровья: наличие или отсутствие хронических
заболеваний, продолжительность жизни, причем именно здоровой и полноценной.
Причину этого разрыва связи между уровнем образования и качеством
человеческого капитала американские эксперты видят в "недостаточном
экономическом потенциале страны". Правда, несмотря на то что
многие наблюдения у отечественных и американских исследователей
схожи, ведь часто они основываются на примерно одних и тех же данных,
американские интерпретаторы оказались в своих выводах и рекомендациях
по поводу отношений с Россией крайне предвзятыми.
Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 20 апреля
2025 года