|
Результаты XII опроса
ООН о политике в области международной миграции
(часть I)
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Количество мигрантов с неурегулированным правовым статусом
вызывает обеспокоенность у правительств большинства стран
У правительств большинства стран мира вызывает обеспокоенность
значительное число мигрантов с неурегулированным правовым статусом.
И хотя общепринятого определения нет, под неурегулированной обычно
понимается миграция, происходящая вне норм, законов и международных
соглашения, регулирующих въезд и выезд из стран происхождения, транзита
или назначения. Данные о мигрантах с неурегулированным правовым
статусом чаще всего отсутствуют, а если и есть, то мало сопоставимы
из-за значительных различий в методах оценки. Независимо от масштабов
этого явления, неурегулированная миграция создает множество вызовов
как для стран происхождения, транзита и назначения, так и для самих
мигрантов, подвергающихся высоким рискам дискриминации и различных
злоупотреблений, будучи вовлеченными в транснациональные криминальные
сети, связанные с торговлей людьми и незаконным провозом мигрантов.
Точное число жертв торговли людьми неизвестно, но по
некоторым оценкам оно составило около 225 тысяч человек за период
2003-2016 годов с наибольшим числом за 2016 год – более 24 тысяч
человек. Большинство из них составляют женщины, в том числе девушки,
число которых возрастает.
Среди стран, предоставивших ответы на вопросы III модуля
XII опроса ООН, нашлось только 5 стран, у правительств которых неурегулированная
миграция не вызывает обеспокоенности. 68% стран отмечали значительную
обеспокоенность количеством мигрантов с неурегулированным правовым
статусом, 25% - незначительную обеспокоенность (рис. 10).
Хотя масштабы неурегулированной миграции различаются
по регионам мира, правительства большинства стран мира, кроме региона
Северной Африки и Западной Азии, отметили высокую озабоченность
ее размерами. Чаще всего ее выражали правительства стран Латинской
Америки и Океании (без Австралии и Новой Зеландии), а также стран
Африки южнее Сахары. Значительную озабоченность вызывали объемы
неурегулированной миграции у правительств 89% стран, в которых в
2019 году проживало более чем по миллиону международных мигрантов.
Рисунок 10. Считает ли правительство количество мигрантов
с неурегулированным правовым статусом вопросом, вызывающим обеспокоенность,
2019 год, % стран соответствующих регионов
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Чтобы сократить объемы неурегулированной миграции, страны
реформируют иммиграционное законодательство, стремятся повысить
информированность мигрантов и облегчить процедуры получения легального
статуса.
Среди стран, предоставивших ответы на вопросы III модуля
XII опроса ООН, 91% отметили наличие официальной стратегии по борьбе
с торговлей людьми и незаконным провозом мигрантов, 84% - положений,
касающихся несопровождаемых несовершеннолетних или детей, разлученных
со своими семьями[18] (рис.
11).
Кроме того, 80% стран сообщили о проведении информационных
и просветительских кампаний по вопросам миграции с помощью размещения
информации на правительственных сайтах, развивающих и обучающих
мероприятий. Такая же часть стран отметила наличие штрафных санкций
для работодателей, трудоустраивающих мигрантов с неурегулированным
правовым статусом, а 76% - о действии предварительного контроля
разрешений на въезд. Почти так же часто отмечалось наличие системы
контроля за нарушением указанных в визе сроков пребывания, а также
штрафов или тюремного заключения (лишения свободы) мигрантов с неурегулированным
правовым статусом (по 75% стран). Реже отмечалось наличие официальных
механизмов, позволяющих урегулировать правовой статус мигрантов.
Рисунок 11. Меры, принимаемые для решения проблем легальной
и нелегальной иммиграции, 2019 год, % (111 стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Среди стран Европы и Северной Америки выше всего доля
стран, отметивших наличие положений, касающихся несопровождаемых
несовершеннолетних или детей, разлученных со своими семьями (97%),
а также информационных и просветительских кампаний по вопросам миграции
(90%).
Все страны Центральной и Южной Азии, Восточной и Юго-Восточной
Азии, Океании сообщили о наличии штрафных санкций для работодателей,
трудоустраивающих мигрантов с неурегулированным правовым статусом
(рис. 12). Среди стран Центральной и Южной Азии наиболее высока
доля отметивших действие предварительного контроля разрешений на
въезд (100%). Кроме того, все страны данного региона, а также Восточной
и Юго-Восточной Азии сообщили о штрафах или тюремном заключении
мигрантов с неурегулированным правовым статусом.
Рисунок 12. Меры, принимаемые для решения проблем легальной
и нелегальной иммиграции, в регионах ЦУР, 2019 год, % стран соответствующих
регионов
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Девять из десяти стран, предоставивших ответы на вопросы
о международной миграции в 2019 году (91%), сообщили о наличии официальной
стратегии борьбы с торговлей людьми и незаконным провозом миграции.
Об этом сообщили все страны (100%) Центральной и Южной Азии, восточной
и Юго-Восточной Азии, Океании, Европы и Северной Америки.
Подавляющее большинство стран отмечали также наличие
превентивных мер борьбы с торговлей людьми и мер защиты потерпевших
от нее (по 95%), судебное или уголовное преследование (93%) за торговлю
людьми (рис. 13).
Судебное или уголовное преследование за незаконный провоз
мигрантов чаще всего используется как мера борьбы с этим явлением
(76% стран), несколько реже применяются меры по его предупреждению
(74%). Относительно реже страны отмечали наличие мер по защите потерпевших
в результате незаконного провоза мигрантов (60%).
Рисунок 13. Меры, принимаемые для борьбы с торговлей
людьми и незаконным провозом мигрантов, 2019 год, % (111 стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Источники:
United Nations, Department of Economic and Social Affairs,
Population Division (2020). World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442)
-
https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/
undesa_pd_rep_world_population_policies_2019.pdf ;
United Nations, Department of Economic and Social Affairs,
Population Division (2020). World Population Policies 2019: Highlights
(ST/ESA/SER.A/443) -
https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/
files/documents/2020/Jan/un_2019_worldpopulationpolicies_highlights.pdf
;
United Nations, Department of Economic and Social Affairs,
Population Division (2019). International Migration 2019 (ST/ESA/SER.A/438)
-
https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/files/
documents/2020/Jun/international_migration_2019_report_june20.pdf
.
United Nations, Department of Economic and Social Affairs.
Population Division (2019). International Migrant Stock 2019
(United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019). -
https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp
World Population Policies 2019 -
https://www.un.org/development/desa/pd/data/world-population-policies
[18] Специальные
процедуры идентификации, выдачи необходимых направлений, ухода и
присмотра, воссоединения с семьей, правовой поддержки, предоставление
специальных виз и убежища.
|