Для цитирования: Щербакова Е.М.
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть I) // Демоскоп Weekly. 2020. № 883-884. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0883/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Результаты XII опроса
ООН о политике в области международной миграции
(часть I)
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Несмотря на то, что в большинстве стран есть службы,
занимающиеся вопросами международной миграции, информация о ней
недостаточна
Международная миграция – сложный социальный процесс,
в который вовлечены индивиды, общественные группы, социальные институты,
целые страны и их союзы. Поэтому для того, чтобы снизить издержки
и риски и увеличить положительные эффекты международной миграции,
необходимо развивать механизмы социальной регуляции этого процесса
в диалоге и кооперации стран, отдающих и принимающих мигрантов.
Большинство стран, принявших участие в XII опросе ООН
по проблемам международной миграции (92%), отметили, что в правительственных
структурах имеется специализированное государственное ведомство
по осуществлению национальной политики в области миграции (рис.
2). Кроме того, 91% стран указали на существование межведомственного
координационного механизма по вопросам миграции - постоянного официально
учрежденного форума, совета, комитета или аналогичного органа, который
включает не менее двух министерств или государственных структур.
Реже отмечалось наличие специальной службы по вопросам
взаимодействия с диаспорой[14],
вопросам граждан или трудоустройства за рубежом (73% из 111 стран).
Рисунок 2. Имеются ли у правительства службы, занимающиеся
вопросами международной миграции, 2019 год, % стран
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Несмотря на то, что службы, занимающиеся вопросами международной
миграции, широко распространены в странах мира, между ними существуют
определенные различия, особенно среди стран с наиболее многочисленными
диаспорами (рис. 3.1 – 3.4).
Из 32 стран, в которых проживает миллион и более международных
мигрантов, из числа ответивших на вопросы III модуля XII опроса
ООН, все, кроме двух (то есть 94%), отметили существование специализированного
государственного ведомства, предназначенного для проведения национальной
политики в области миграции. А среди 40 стран, имеющих диаспору
численностью миллион человек и более и ответивших на соответствующий
вопрос, только 31 страна (или 78%) сообщила о наличии специальной
службы по вопросам взаимодействия с диаспорой.
Схожим образом, 9 из 10 стран с наибольшим числом международных
мигрантов сообщили о том, что у них есть специальная служба для
проведения национальной политики в области миграции, в то время
как среди 10 стран с наиболее многочисленными диаспорами, только
3 сообщили о наличии аналогичной службы для взаимодействия с диаспорой.
Рисунки 3.1-3.4. Страны мира, правительства которых
имеют службы, занимающиеся вопросами международной миграции, по
числу международных мигрантов в стране и численности диаспоры ,
2019 год, миллионов человек
1 - есть ведомство по осуществлению политики в области миграции
и учреждение по вопросам взаимодействия с диаспорой;
2 - есть ведомство по осуществлению политики в области миграции,
но нет учреждения по вопросам взаимодействия с диаспорой;
3 - есть учреждение по вопросам взаимодействия с диаспорой, но
нет ведомства по осуществлению политики в области миграции;
4 - нет ни ведомства по осуществлению политики в области миграции,
ни учреждения по вопросам взаимодействия с диаспорой.
Источник: United Nations Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2020). World Population Policies
2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 7.
В странах мира растет понимание необходимости управления
международной миграцией, однако, судя по полученным официальным
ответам, наличие и своевременность данных о численности международных
мигрантов и их основных характеристиках не всегда адекватны этой
задаче.
Среди стран, ответивших на вопросы III модуля XII опроса
ООН, 77% отметили, что у них имеется механизм, обеспечивающий возможность
учитывать в миграционной политике данные о мигрантах, дезагрегированные
по возрасту, полу, миграционному статусу, географическому положению,
уровню образования и других характеристикам. Кроме того, 76% отметили
наличие ежегодного национального доклада о миграции, который включает
данные о миграции, собранные правительством или полученные из других
источников.
Реже отмечалось наличие официальных механизмов для обеспечения
учета гендерных аспектов в миграционной политике, что необходимо
для соблюдения прав человека для женщин и мужчин, девочек и мальчиков
на всех этапах миграции, надлежащее понимание и учет их особых потребностей.
Рисунок 4. Имеются ли у правительства механизмы, позволяющие
информировано осуществлять политику в области международной миграции,
2019 год, % стран
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Судя по официальным ответам, наиболее информированы
о ситуации с международной миграции правительства стран Европы и
Северной Америки – 97% сообщили о наличии механизмов, обеспечивающих
учет дезагрегированных данных (рис. 5). В меньшей степени информированы
правительства стран Северной Африки и Западной Азии (83%), а хуже
всего – в странах Африки южнее Сахары (58%).
Среди стран Европы и Северной Америки больше всего отметивших
и наличие ежегодного национального доклада о миграции (97%), несколько
ниже она в Океании (89%), а ниже всего в Африке южнее Сахары (55%)
и Восточной и Юго-Восточной Азии (57%), хотя в этом регионе ответы
на опрос предоставили менее половины стран.
Несмотря на сравнительно высокие показатели наличия
информации о миграции, она недостаточна и нередко явно устаревшая.
Так, среди 85 стран, отметивших наличие механизма, обеспечивающего
учет дезагрегированных данных о миграции, 26% стран не имели сведений
с 2010 года и позднее о числе международных мигрантов, проживающих
в стране, 38% - о возрастном составе мигрантов, 32% - о стране происхождения
мигрантов. А среди 84 стран, сообщивших о ежегодных национальных
докладах о миграции, 25% стран не имели сведений с 2010 года и позднее
о числе международных мигрантов, проживающих в стране, 36% - о возрастном
составе мигрантов, 31% - о стране происхождения мигрантов[15].
Рисунок 5. Наличие механизмов, позволяющих информированно
осуществлять политику в области международной миграции, по регионам
ЦУР, 2019 год, % стран соответствующих регионов*
Здесь и далее: * - регионы, из которых ответы получены
менее чем от половины стран; ** - регионы, из которых ответы получены
менее чем от половины стран, в которых совокупно проживает мене
половины населения региона; регион «Латинская Америка и страны
Карибского бассейна» для краткости обозначается «Латинская Америка»
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Поскольку международная миграция транснациональна по
своей природе, для ее регулирования необходимы двусторонние, региональные
и международные взаимодействия.
Среди стран, ответивших на вопросы III модуля XII опроса
ООН, 90% отметили наличие хотя бы одного двустороннего соглашения
с другой страной о миграции, включая трудовую миграцию, 84% - наличие
хотя бы одного соглашения с другой страной по вопросам возвращения
и приема эмигрантов (рис. 6).
Рисунок 6. Принимает ли правительство перечисленные
меры по укреплению сотрудничества между странами и вовлечению заинтересованных
сторон в разработку и осуществление миграционной политики, 2019
год, % (111 стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Кроме того, 77% стран сообщили о том, что страна является
участником, по меньшей мере, одного регионального соглашения, направленного
на содействие мобильности трудовых ресурсов. Наличие официальных
механизмов[16] вовлечения
гражданского общества[17]
и частного сектора в процесс разработки и реализации миграционной
политики на периодической или регулярной основе отметили 74% стран.
[14] Под диаспорой понимается
сообщество международных мигрантов с их ассоциациями и социальными
сетями, которые покинули общую для них страну происхождения, но
поддерживают связи с ней. Диаспоры включают наиболее многолюдные
сообщества эмигрантов, трудовых мигрантов, проживающих за рубежом,
эмигранты, получившие гражданство принимающей страны, имеющие двойное
гражданство, а также мигранты второго и третьего поколения.
[15] United Nations Department
of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World
Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 9.
[16] Любое закрепленное на
институциональном или правовом уровне положение о создании консультативного
комитета, совета, форума или аналогичного органа, которому поручено
служить поставленной цели.
[17] Гражданское общество
в данном случае означает представителей диаспоры и других некоммерческих
групп, представляющих интересы мигрантов.
|