|
Результаты XII опроса
ООН о политике в области международной миграции
(часть I)
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Страны заинтересованы в легальной иммиграции с целью
удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики
В последние годы все больше стран сосредотачивают свои
усилия в управлении на обеспечении безопасной и регулируемой миграции,
принимая во внимания текущие и прогнозируемые потребности с точки
зрения демографического развития и рынка труда.
Многие страны, принимающие иммигрантов, уже имеют значительный
опыт миграционной политики в части поддержки воссоединения семей
мигрантов в целях обеспечения права на семейную жизнь и защиты интересов
детей, а также привлечения высококвалифицированных трудовых мигрантов.
Большинство стран, ответивших на вопросы III модуля
XII опроса ООН (84%), отмечали, что у правительства имеется национальная
политика или стратегия, касающаяся легальных каналов миграции, включая
трудовую миграцию (рис. 7). Несколько меньше стран (77%) указали,
что у них имеется национальная политика или стратегия, направленная
на содействие социальной или иной интеграции иммигрантов.
Менее половины стран (45%) отметили, что у их правительства
имеется национальная политика или стратегия, касающаяся эмиграции
собственных граждан. Политика эмиграции призвана отвечать возможностям
и вызовам, которые эмиграция представляет для страны и семей эмигрантов.
В некоторых странах, где молодые люди или высококвалифицированные
специалисты не могут найти подходящую работу, политика эмиграции
может смягчать давление на внутренний рынок труда. В других странах
политика эмиграции может использоваться как стратегия ускорения
развития в расчете на денежные переводы трудовых мигрантов, прямые
иностранные инвестиции, получение знаний и умений. Между тем в третьих
странах политика эмиграции может проводиться в основном из-за бегства
человеческого капитала («утечки мозгов») или в целом потерь населения,
особенно в рабочих возрастах.
Рисунок 7. Имеется ли у правительства политика или стратегия,
относящаяся к сфере международной миграции, 2019 год, % (111 стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Судить об основных целях национальной политики в области
миграции можно по ответам об отношении правительства к годовому
объему отдельных потоков международной миграции (рис. 8).
Что касается иммиграции, то число стран, желающих снизить
ее объемы, незначительно, особенно той, что осуществляется легально
(3%). Большая часть стран хотела бы повысить ее или поддерживать
на сложившемся уровне, примерно у трети стран официальной политики
в области иммиграции нет.
Больше всего стран, желающих увеличить сложившиеся объемы
иммиграции в странах с низким миграционным приростом: 60% стран
Центральной и Южной Азии, 57% стран Восточной и Юго-Восточной Азии,
50% стран Латинской Америки. Среди стран Океании больше всего доля
правительств, отметивших желательность поддерживать иммиграцию на
нынешнем уровне (44%), несколько меньше таких было среди стран Европы
и Северной Америки (32%). Среди стран Европы и Северной Америки
доля желающих снизить сложившиеся объемы иммиграции была самой высокой
(10%).
Политика трудовой иммиграции в принимающих странах все
больше становится селективной в соответствии с нехваткой предложения
работников определенных специальностей и квалификации. Многие страны
предоставляют высококвалифицированным иммигрантам определенные преференции
в части разрешения на въезд и пребывание, продолжительности пребывания,
изменений в занятости и разрешения на пребывание в стране членов
семей. В 2019 году большинство стран, принявших участие в опросе,
отметили наличие каких-либо мер по привлечению высококвалифицированных
трудовых мигрантов. 40% стран хотели бы увеличить объем этого вида
иммиграции, 5% - снизить, 19% - поддерживать на сложившемся уровне.
Большинство стран разрешают иммиграцию в целях воссоединения
семей, по крайней мере, при определенных условиях. Судя по полученным
ответам, примерно три четверти стран сообщили о мерах, направленных
на поддержание иммиграции в целях воссоединения семей на сложившемся
уровне (31%) или отсутствие политики в отношении данного вида иммиграции
(42%).
Рисунок 8. Политика правительства в отношении годового
объема отдельных потоков международной миграции, 2019 год, % (111
стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Несмотря на то, что эмиграция создает и возможности,
и проблемы для стран исхода, лишь небольшое число стран применяет
какие-либо меры с целью изменить объемы эмиграции. Большинство стран
не проводят никакой политики в отношении эмиграции собственных граждан
(59%) или высококвалифицированных работников (56%). Менее 10% стран
хотели бы повысить объемы эмиграции, но вдвое больше стран хотели
бы уменьшить эмиграцию.
Больше всего желающих снизить эмиграцию среди стран
Европы и Северной Америки (26%), в то время как среди стран Восточной
и Юго-Восточной Азии больше всего желающих увеличить объемы эмиграции
и собственных граждан, и высококвалифицированных специалистов (по
43%). Доля желающих, напротив, снизить эмиграцию высококвалифицированных
специалистов выше всего среди стран Центральной и Южной Азии (40%)
и Африки южнее Сахары (33%).
Многие страны имеют программы возвращения на родину
граждан, проживающих за рубежом. Треть стран, ответивших на вопросы
III модуля XII опроса ООН, приняли меры для увеличения объема возвратной
миграции и только 1% - для ее снижения. По имеющимся данным, выше
всего доля стран, сообщивших о мерах или программах по возвращению
граждан, проживающих за рубежом, в Африке южнее Сахары (42%), несколько
меньше в Центральной и Южной Азии (40%), Европе и Северной Америке
(39%).
Меньше распространены меры политики, направленной на
возвращение мигрантов в страны их происхождения. 23% стран сообщили
о мерах, принимаемых для увеличения объемы такой возвратной миграции.
Больше всего таких стран в Восточной и Юго-Восточной Азии (43%),
а также в Европе и Северной Америке (32%).
Страны отмечали разные аргументы, лежащие в основе текущей
иммиграционной и эмиграционной политики. Политика в области иммиграции
чаще всего отвечает потребностям рынка труда, хотя и проблемы демографического
развития играют определенную роль (рис. 9). Чаще всего среди основных
причин проводимой иммиграционной политики отмечалась необходимость
удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики
(68%). Кроме того, многие страны рассматривают иммиграционную политику
как средство обеспечения возможностей занятости для собственных
граждан (55%) и сохранения работников определенных категорий (44%).
Демографические причины проведения иммиграционной политики
отмечались заметно реже: старение населения отметили 34% стран,
долговременное сокращение численности населения – 27% стран.
Выше всего доля стран, отметивших в качестве основной
причины проводимой иммиграционной политики потребности рынка рабочей
силы, в регионах Океании (100%), Европы и Северной Америки (90%).
В Центральной и Южной Азии выше всего доля стран, отметивших обеспечение
гарантий трудоустройства собственных граждан (80%), высока она и
в Океании (78%). В Океании также выше всего доля стран, указавших
сохранение статус-кво в плане социального и этнического многообразия
(67%) и сохранение работников определенных категорий (89%) в качестве
обоснования действующей иммиграционной политики. В Европе и Северной
Америке чаще, чем в других регионах ЦУР, отмечали в качестве основных
причин проводимой политики иммиграции решение проблемы старения
населения (48%) и противодействие сокращению численности населения
(45%).
Рисунок 9. Основные аргументы, лежащие в основе текущей
иммиграционной и эмиграционной политики, 2019 год, % (111 стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Противодействие сокращению численности населения чаще
всего отмечалось в качестве основной причины проводимой политики
эмиграции (27% стран), за которой следовали сохранение работников
определенных категорий (23%) и решение проблемы старения населения
(20%).
Чаще всего противодействие сокращению численности населения
и решение проблемы старения населения отмечались в качестве аргументов
в пользу проводимой политики эмиграции в странах Океании (56% и
46%, соответственно). Среди стран Восточной и Юго-Восточной Азии
выше всего доля отметивших в качестве основной причины эмиграционной
политики удовлетворение спроса на рабочую силу в определенных секторах
экономики (29%), а среди стран Центральной и Южной Азии - обеспечение
гарантий трудоустройства граждан страны или сохранение работников
определенных категорий (по 40%). Среди стран Африки южнее Сахары
– самая высокая доля отметивших сохранение статус-кво в плане социального
и этнического многообразия в качестве обоснования проводимой политики
эмиграции (21%).
|