Для цитирования: Щербакова Е.М.
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть I) // Демоскоп Weekly. 2020. № 883-884. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0883/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Результаты XII опроса
ООН о политике в области международной миграции
(часть I)
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В 2019 году 111 стран ответили на вопросы о политике
в области международной миграции
Международная миграция относится к числу важнейших глобальных
процессов, став реальностью практически для всех стран мира. По
оценкам ООН, численность международных мигрантов быстро растет.
К середине 2019 года она достигла почти 272 миллиона человек против
174 миллионов в 2000 году и 153 миллионов в 1990 году[1].
Основным критерием долговременной международной миграции
является смена страны проживания (как правило, на срок 12 месяцев
и более). В первую очередь, к международным мигрантам относят тех,
кто родился за пределами страны постоянного проживания, и таким
образом хотя бы раз в жизни сменил страну проживания. При отсутствии
информации о стране рождения для идентификации международных мигрантов
используется гражданство, отличающееся от страны постоянного проживания
(то есть иностранное).
Люди переезжают из одной страны в другую с самыми различными
целями: в поисках работы, возможностей образования, повышения уровня
жизни, отдыха, лечения и т.д. Нередко люди вынуждены покидать свои
дома из-за опасений преследования, насилия, вооруженных конфликтов
или крайней нищеты. Такие вынужденные перемещения опасны и подчас
смертельно. По данным Международной организации по миграции[2],
в период с 2014 по 2018 год во время перемещений умерло около 32
тысяч мигрантов. За 2010-2017 годы число беженцев и лиц, ищущих
убежища, увеличилось на 13 миллионов человек, что составило около
четверти прироста общего числа международных мигрантов[3].
Международные мигранты вносят все больший вклад в экономическое
развитие как стран, в которые они переехали, так и стран, которые
они покинули, пересылая значительные денежные переводы оставшимся
на родине родственникам. В 2018 году сумма переводов международных
мигрантов превысила 688 миллиардов долларов США[4].
В 2000 году она была в 5,4 раза меньше (менее 127 миллиардов долларов
США). Особенно быстро, в 6,5 раза, росли объемы денежных переводов
в развивающиеся страны[5] (с
76 миллиардов долларов США в 2000 году до 498 в 2018 году), в том
числе в наименее развитые страны - в 7,4 раза (с 6 до 46 миллиардов
долларов США).
Кроме того, международная миграция стала важным фактором
динамики и воспроизводства населения во многих принимающих странах
с низким уровнем рождаемости.
Вместе с тем международные мигранты нередко подвергаются
дискриминации, различным злоупотреблениям и даже смертельной опасности.
Ксенофобия и нетерпимость обостряют проблемы интеграции международных
мигрантов в принимающее сообщество, хотя и значительное число мигрантов
может создавать определенные проблемы для принимающих сообществ.
При адекватной политике эти проблемы могут решаться, тогда международная
миграция будет способствовать устойчивому экономическому росту и
развитию.
Мониторинг политики, проводимой странами в области международной
миграции, имеет давнюю историю, восходящую к Всемирному плану действий,
одобренному в 1974 году на Всемирной конференции по проблемам народонаселения
в Бухаресте. В этом плане действий политика в области населения
определялась в широких рамках любого вида социальной и экономической
политики и программ, касающихся таких основных компонентов развития
населения, как рождаемость, смертность, внутренняя миграция и расселение,
а также международная миграция.
Двадцать лет спустя, на Международной конференции по
проблемам населения и развития 1994 года в Каире была принята Программа
действий, в которой особо оговаривалась необходимость постоянного
мониторинга достижений в реализации поставленных целей. Вопросы
демографического развития занимают важное место в Повестке дня в
области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была
принята мировым сообществом в 2015 году.
Задача глобального мониторинга национальных действий
в области населения изначально возлагалась на Департамент по экономическим
и социальным вопросам ООН, прежде всего на его Отдел населения.
Основой для мониторинга правительственных оценок проблем,
связанных с демографическим развитием, и политики, проводимой с
целью их решения, являются официальные правительственные ответы
на запросы ООН по проблемам населения и развития (изменение численности
и возрастной структуры населения, рождаемость и планирование семьи,
здоровье и смертность, расселение и внутренняя миграция, международная
миграция). Впервые решение о проведении подобных опросов было утверждено
Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 1838 (XVII) от 18 декабря
1962 года, и они инициируются Генеральным секретарем ООН на регулярной
основе с 1963 года.
Вначале ответы на запросы давали далеко не все страны
мира, однако постепенно в этот процесс вовлекалось все большее число
стран, опросы стали проводить чаще. Так, по результатам раундов
опроса 2013 и 2015 годов данные были представлены по 197 странам.
Это 193 страны-члены ООН, две страны-наблюдатели (Святой Престол
(Ватикан) и Государство Палестина) и две страны (территории), не
являющиеся членами ООН (острова Кука и Ниуэ). Однако в ходе последнего
из проведенных опросов - двенадцатого по счету, - который был проведен
в 2018-2019 годах, ответы были получены от меньшего числа стран.
Компоновка анкет опросов менялась в зависимости от остроты
и актуальности тех или иных проблем населения в мировом развитии,
хотя в целом преемственность по основным вопросам сохранялась. Так,
двенадцатый опрос (2018-2019 годы) включал вопросы по трем тематическим
модулям[6]:
- I - старение населения и урбанизация,
- II —рождаемость, планирование семьи и репродуктивное здоровье;
- III —международная миграция.
Тринадцатый опрос, запущенный в 2020 году, включает
только два тематических модуля: репродуктивное здоровье и международная
миграция[7].
Результаты опросов представляются в виде базы данных
“World Population Policies Database” («Демографическая политика
стран мира»), которая регулярно обновляется. В этой базе данных
содержится информация о политике, касающейся важнейших аспектов
народонаселения и развития, проводимой государствами-членами ООН
и государствами, не являющимися членами организации. Данные, собранные
в ходе опроса, используются также для глобального мониторинга показателей
достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР), а также в
работе Комиссии по народонаселению и развитию.
Результаты опросов публикуются также в специальных докладах[8],
содержащих обзоры правительственных оценок проблем населения, политики,
проводимой в соответствующих областях, и анализ происходящих изменений.
Они изначально основывались на принципах объективности и недопущения
какой-либо пропаганды и носили описательный характер, фокусируясь
на аналитических сопоставлениях между странами и регионами в течение
определенных периодов времени.
На основе ответов, полученных в ходе двенадцатого опроса
правительств по вопросам народонаселения и развития, недавно был
опубликован очередной доклад «Демографическая политика стран мира»[9].
Он основывается на данных, поступивших к 1 сентября 2019 года, включая
официальные ответы на вопросы модуля о международной миграции, которые
были получены из 111 стран (рис. 1).
Рисунок 1. Страны мира, предоставившие ответы на вопросы
III модуля (о международной миграции) XII опроса ООН (по данным
на 1 сентября 2019 года)
Источник: United Nations Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2020). World Population Policies
2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 3.
Отметим, что ответы на вопросы I модуля были получены
от еще меньшего числа стран: по проблемам старения населения – от
81 страны[10], по проблемам
урбанизации – от 86 стран[11].
Полнота сведений заметно различается по регионам мира,
в том числе выделенным с учетом необходимости мониторинга достижения
Целей устойчивого развития (ЦУР)[12].
В некоторых регионах ЦУР ответы были получены менее чем от половины
стран (в Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и странах
Карибского бассейна). В регионе Центральной и Южной Азии ответы
были получены менее чем от половины стран, в которых проживает менее
половины населения региона.
Не получены официальные ответы на вопросы III модуля
от некоторых ключевых, с точки зрения международной миграции, стран:
США, где проживает наибольшее число международных мигрантов (более
50 миллионов человек), и Индии, обладающей наиболее многочисленной
диаспорой (за рубежом проживает 17,5 миллиона уроженцев Индии)[13].
Не приняли участия в опросе и страны Персидского залива, в населении
которых значительную часть составляют международные мигранты (до
88% в ОАЭ).
Тем не менее, ответы на вопросы III модуля получены
от стран, в которых проживало, по оценкам на 2019 год, 57% населения
мира, 56% международных мигрантов и 61% беженцев. Это позволяет
в целом судить об отношении стран мира к основным современным проблемам
международной миграции и о мерах, принимаемых для их решения.
[1] United Nations, Department
of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International
Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019).
- https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp
[2] International Organization
for Migration (IOM) (2019). Fatal Journeys Volume 4: Missing Migrant
Children. - https://publications.iom.int/system/files/pdf/fatal_journeys_4.pdf
.
[3] United Nations Department
of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World
Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 1.
[4] United Nations, Department
of Economic and Social Affairs, Population Division (2019) International
Migration 2019: Wall Chart (ST/ESA/SER/A/431).
[5] В публикациях ООН понятия
"развитые (более развитые) страны" и "развивающиеся (менее развитые)
страны" используются для статистических целей и не всегда отражают
оценку уровня, достигнутого той или иной страной в процессе развития
начиная с 1960-х годов, когда появились эти термины, а различия
между этими группами стран были более четкими. В ряде случаев термин
"страна" относится к отдельной территории или району страны.
К развитым странам относят все страны и территории Европы (включая
Российскую Федерацию, большая часть территории которой расположена
в Азии) и Северной Америки, а также Австралию, Новую Зеландию и
Японию, а к развивающимся – все регионы Азии (кроме Японии), Африки,
Латинской Америки и Карибского бассейна, Меланезии, Микронезии и
Полинезии.
Среди менее развитых (развивающихся) стран в соответствии с резолюциями
Генеральной Ассамблеи ООН ((59/209, 59/210, 60/33, 62/97, 64/L.55,
67/L.43, 64/295 и 68/18) выделяются 47 наименее развитых стран,
из которых 33 расположены в Африке (Ангола, Бенин, Буркина-Фасо,
Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика
Конго, Джибути, Замбия, Коморские острова, Лесото, Либерия, Мавритания,
Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи,
Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, Центрально-Африканская
Республика, Чад, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан), 9 в Азии (Афганистан,
Бангладеш, Бутан, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Непал, Тимор-Лесте),
4 в Океании (Вануату, Кирибати, Соломоновы острова, Тувалу) и 1
в Латинской Америке (Гаити) - http://unohrlls.org/about-ldcs/
.
[6] Анкеты по отдельным модулям
рассылались в разное время (первой была анкета по международной
миграции, разосланная осенью 2018 года) . Ответы на вопросы могли
быть внесены в интерактивную форму анкеты на сайте ООН или в заполняемую
форму файла PDF на бумажном носителе. При этом в анкете (по каждому
модулю) было необходимо указать ведомство, отвечающее за координацию
ответов на вопросы, и конкретное должностное лицо, заполнявшее анкету,
с соответствующими данными для обратной связи.
[7] Подробнее см. - https://www.un.org/development/desa/pd/themes/population-policies/inquiry.
[8] Общие обзоры мировой политики
(World Population Policies) или обзоры по отдельным направлениям
(международной миграции, абортов, расселения и урбанизации и т.д.)
[9] United Nations Department
of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World
Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442).
[10] United Nations, Department
of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). Government
policies to address population ageing /Population Facts, No. 2020/1.
[11] United Nations, Department
of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). Policies
on spatial distribution and urbanization have broad impacts on sustainable
development /Population Facts, No. 2020/2.
[12] Для этого Отделом статистики
ООН предложена классификация, несколько отличающаяся от привычного
выделения 6 крупных регионов (Африка, Азия, Европа, Латинская Америка
и страны Карибского бассейна, Северная Америка и Океания) и более
мелких регионов внутри них (21).
Регионы ЦУР - это Африка южнее Сахары; Северная Африка и Западная
Азия; Средняя и Южная Азия; Восточная и Юго-Восточная Азия; Латинская
Америка и страны Карибского бассейна; Австралия и Новая Зеландия;
Океания (кроме Австралии и Новой Зеландии); Европа и Северная Америка.
- https://unstats.un.org/sdgs/indicators/regional-groups/
[13] United Nations, Department
of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International
Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019).
- https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp
|