Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 883 - 884
21 - 31 декабря 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть I)

В 2019 году 111 стран ответили на вопросы о политике в области международной миграции

Несмотря на то, что в большинстве стран есть службы, занимающиеся вопросами международной миграции, информация о ней недостаточна

Страны заинтересованы в легальной иммиграции с целью удовлетворения спроса на рабочую силу в определенных секторах экономики

Количество мигрантов с неурегулированным правовым статусом вызывает обеспокоенность у правительств большинства стран

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть I) // Демоскоп Weekly. 2020. № 883-884. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0883/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть I)

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В 2019 году 111 стран ответили на вопросы о политике в области международной миграции

Международная миграция относится к числу важнейших глобальных процессов, став реальностью практически для всех стран мира. По оценкам ООН, численность международных мигрантов быстро растет. К середине 2019 года она достигла почти 272 миллиона человек против 174 миллионов в 2000 году и 153 миллионов в 1990 году[1].

Основным критерием долговременной международной миграции является смена страны проживания (как правило, на срок 12 месяцев и более). В первую очередь, к международным мигрантам относят тех, кто родился за пределами страны постоянного проживания, и таким образом хотя бы раз в жизни сменил страну проживания. При отсутствии информации о стране рождения для идентификации международных мигрантов используется гражданство, отличающееся от страны постоянного проживания (то есть иностранное).

Люди переезжают из одной страны в другую с самыми различными целями: в поисках работы, возможностей образования, повышения уровня жизни, отдыха, лечения и т.д. Нередко люди вынуждены покидать свои дома из-за опасений преследования, насилия, вооруженных конфликтов или крайней нищеты. Такие вынужденные перемещения опасны и подчас смертельно. По данным Международной организации по миграции[2], в период с 2014 по 2018 год во время перемещений умерло около 32 тысяч мигрантов. За 2010-2017 годы число беженцев и лиц, ищущих убежища, увеличилось на 13 миллионов человек, что составило около четверти прироста общего числа международных мигрантов[3].

Международные мигранты вносят все больший вклад в экономическое развитие как стран, в которые они переехали, так и стран, которые они покинули, пересылая значительные денежные переводы оставшимся на родине родственникам. В 2018 году сумма переводов международных мигрантов превысила 688 миллиардов долларов США[4]. В 2000 году она была в 5,4 раза меньше (менее 127 миллиардов долларов США). Особенно быстро, в 6,5 раза, росли объемы денежных переводов в развивающиеся страны[5] (с 76 миллиардов долларов США в 2000 году до 498 в 2018 году), в том числе в наименее развитые страны - в 7,4 раза (с 6 до 46 миллиардов долларов США).

Кроме того, международная миграция стала важным фактором динамики и воспроизводства населения во многих принимающих странах с низким уровнем рождаемости.

Вместе с тем международные мигранты нередко подвергаются дискриминации, различным злоупотреблениям и даже смертельной опасности. Ксенофобия и нетерпимость обостряют проблемы интеграции международных мигрантов в принимающее сообщество, хотя и значительное число мигрантов может создавать определенные проблемы для принимающих сообществ. При адекватной политике эти проблемы могут решаться, тогда международная миграция будет способствовать устойчивому экономическому росту и развитию.

Мониторинг политики, проводимой странами в области международной миграции, имеет давнюю историю, восходящую к Всемирному плану действий, одобренному в 1974 году на Всемирной конференции по проблемам народонаселения в Бухаресте. В этом плане действий политика в области населения определялась в широких рамках любого вида социальной и экономической политики и программ, касающихся таких основных компонентов развития населения, как рождаемость, смертность, внутренняя миграция и расселение, а также международная миграция.

Двадцать лет спустя, на Международной конференции по проблемам населения и развития 1994 года в Каире была принята Программа действий, в которой особо оговаривалась необходимость постоянного мониторинга достижений в реализации поставленных целей. Вопросы демографического развития занимают важное место в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была принята мировым сообществом в 2015 году.

Задача глобального мониторинга национальных действий в области населения изначально возлагалась на Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, прежде всего на его Отдел населения.

Основой для мониторинга правительственных оценок проблем, связанных с демографическим развитием, и политики, проводимой с целью их решения, являются официальные правительственные ответы на запросы ООН по проблемам населения и развития (изменение численности и возрастной структуры населения, рождаемость и планирование семьи, здоровье и смертность, расселение и внутренняя миграция, международная миграция). Впервые решение о проведении подобных опросов было утверждено Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 1838 (XVII) от 18 декабря 1962 года, и они инициируются Генеральным секретарем ООН на регулярной основе с 1963 года.

Вначале ответы на запросы давали далеко не все страны мира, однако постепенно в этот процесс вовлекалось все большее число стран, опросы стали проводить чаще. Так, по результатам раундов опроса 2013 и 2015 годов данные были представлены по 197 странам. Это 193 страны-члены ООН, две страны-наблюдатели (Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина) и две страны (территории), не являющиеся членами ООН (острова Кука и Ниуэ). Однако в ходе последнего из проведенных опросов - двенадцатого по счету, - который был проведен в 2018-2019 годах, ответы были получены от меньшего числа стран.

Компоновка анкет опросов менялась в зависимости от остроты и актуальности тех или иных проблем населения в мировом развитии, хотя в целом преемственность по основным вопросам сохранялась. Так, двенадцатый опрос (2018-2019 годы) включал вопросы по трем тематическим модулям[6]:

  • I - старение населения и урбанизация,
  • II —рождаемость, планирование семьи и репродуктивное здоровье;
  • III —международная миграция.

Тринадцатый опрос, запущенный в 2020 году, включает только два тематических модуля: репродуктивное здоровье и международная миграция[7].

Результаты опросов представляются в виде базы данных “World Population Policies Database” («Демографическая политика стран мира»), которая регулярно обновляется. В этой базе данных содержится информация о политике, касающейся важнейших аспектов народонаселения и развития, проводимой государствами-членами ООН и государствами, не являющимися членами организации. Данные, собранные в ходе опроса, используются также для глобального мониторинга показателей достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР), а также в работе Комиссии по народонаселению и развитию.

Результаты опросов публикуются также в специальных докладах[8], содержащих обзоры правительственных оценок проблем населения, политики, проводимой в соответствующих областях, и анализ происходящих изменений. Они изначально основывались на принципах объективности и недопущения какой-либо пропаганды и носили описательный характер, фокусируясь на аналитических сопоставлениях между странами и регионами в течение определенных периодов времени.

На основе ответов, полученных в ходе двенадцатого опроса правительств по вопросам народонаселения и развития, недавно был опубликован очередной доклад «Демографическая политика стран мира»[9]. Он основывается на данных, поступивших к 1 сентября 2019 года, включая официальные ответы на вопросы модуля о международной миграции, которые были получены из 111 стран (рис. 1).

Рисунок 1. Страны мира, предоставившие ответы на вопросы III модуля (о международной миграции) XII опроса ООН (по данным на 1 сентября 2019 года)

Источник: United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 3.

Отметим, что ответы на вопросы I модуля были получены от еще меньшего числа стран: по проблемам старения населения – от 81 страны[10], по проблемам урбанизации – от 86 стран[11].

Полнота сведений заметно различается по регионам мира, в том числе выделенным с учетом необходимости мониторинга достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)[12]. В некоторых регионах ЦУР ответы были получены менее чем от половины стран (в Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и странах Карибского бассейна). В регионе Центральной и Южной Азии ответы были получены менее чем от половины стран, в которых проживает менее половины населения региона.

Не получены официальные ответы на вопросы III модуля от некоторых ключевых, с точки зрения международной миграции, стран: США, где проживает наибольшее число международных мигрантов (более 50 миллионов человек), и Индии, обладающей наиболее многочисленной диаспорой (за рубежом проживает 17,5 миллиона уроженцев Индии)[13]. Не приняли участия в опросе и страны Персидского залива, в населении которых значительную часть составляют международные мигранты (до 88% в ОАЭ).

Тем не менее, ответы на вопросы III модуля получены от стран, в которых проживало, по оценкам на 2019 год, 57% населения мира, 56% международных мигрантов и 61% беженцев. Это позволяет в целом судить об отношении стран мира к основным современным проблемам международной миграции и о мерах, принимаемых для их решения.


[1] United Nations, Department of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019). - https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp
[2] International Organization for Migration (IOM) (2019). Fatal Journeys Volume 4: Missing Migrant Children. - https://publications.iom.int/system/files/pdf/fatal_journeys_4.pdf .
[3] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442). P. 1.
[4] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019) International Migration 2019: Wall Chart (ST/ESA/SER/A/431).
[5] В публикациях ООН понятия "развитые (более развитые) страны" и "развивающиеся (менее развитые) страны" используются для статистических целей и не всегда отражают оценку уровня, достигнутого той или иной страной в процессе развития начиная с 1960-х годов, когда появились эти термины, а различия между этими группами стран были более четкими. В ряде случаев термин "страна" относится к отдельной территории или району страны.
К развитым странам относят все страны и территории Европы (включая Российскую Федерацию, большая часть территории которой расположена в Азии) и Северной Америки, а также Австралию, Новую Зеландию и Японию, а к развивающимся – все регионы Азии (кроме Японии), Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Меланезии, Микронезии и Полинезии.
Среди менее развитых (развивающихся) стран в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН ((59/209, 59/210, 60/33, 62/97, 64/L.55, 67/L.43, 64/295 и 68/18) выделяются 47 наименее развитых стран, из которых 33 расположены в Африке (Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия, Коморские острова, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Эритрея, Эфиопия, Южный Судан), 9 в Азии (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Непал, Тимор-Лесте), 4 в Океании (Вануату, Кирибати, Соломоновы острова, Тувалу) и 1 в Латинской Америке (Гаити) - http://unohrlls.org/about-ldcs/ .
[6] Анкеты по отдельным модулям рассылались в разное время (первой была анкета по международной миграции, разосланная осенью 2018 года) . Ответы на вопросы могли быть внесены в интерактивную форму анкеты на сайте ООН или в заполняемую форму файла PDF на бумажном носителе. При этом в анкете (по каждому модулю) было необходимо указать ведомство, отвечающее за координацию ответов на вопросы, и конкретное должностное лицо, заполнявшее анкету, с соответствующими данными для обратной связи.
[7] Подробнее см. - https://www.un.org/development/desa/pd/themes/population-policies/inquiry.
[8] Общие обзоры мировой политики (World Population Policies) или обзоры по отдельным направлениям (международной миграции, абортов, расселения и урбанизации и т.д.)
[9] United Nations Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442).
[10] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). Government policies to address population ageing /Population Facts, No. 2020/1.
[11] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020). Policies on spatial distribution and urbanization have broad impacts on sustainable development /Population Facts, No. 2020/2.
[12] Для этого Отделом статистики ООН предложена классификация, несколько отличающаяся от привычного выделения 6 крупных регионов (Африка, Азия, Европа, Латинская Америка и страны Карибского бассейна, Северная Америка и Океания) и более мелких регионов внутри них (21).
Регионы ЦУР - это Африка южнее Сахары; Северная Африка и Западная Азия; Средняя и Южная Азия; Восточная и Юго-Восточная Азия; Латинская Америка и страны Карибского бассейна; Австралия и Новая Зеландия; Океания (кроме Австралии и Новой Зеландии); Европа и Северная Америка. - https://unstats.un.org/sdgs/indicators/regional-groups/
[13] United Nations, Department of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019). - https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.