Для цитирования: Карачурина
Л.Б., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. Мигранты, дающие заботу //Демоскоп
Weekly. 2015. № 661 - 662.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0661/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Мигранты, дающие
заботу |
 |
Над темой номера работали
|
 |
 |
 |
Лилия КАРАЧУРИНА
|
Дмитрий ПОЛЕТАЕВ
|
Юлия ФЛОРИНСКАЯ
|
|
Издержки "невидимости"
«Невидимость» для общества домашней занятости способствует
также более выраженной, чем у других групп мигрантов, нелегальности
их положения. Наличие разрешения на работу в 2008-2010 годах указали
только 40% респондентов, в 2013 году – 19% указали на наличие патента
на ведение трудовой деятельности у физических лиц и еще 17% - разрешения
на работу[56]. Имели письменный
трудовой договор в 2008-2010 годах не более 20%, в 2013 году – около
16% (рис. 4). Что касается последнего, то, очевидно, что не только
«внешние» мигранты, но и внутристрановые мигранты, а также местные
жители, задействованные в этой сфере, трудятся в основном в соответствии
с устной договоренностью. Это приводит к дополнительным трудностям
во взаимоотношениях с работодателями, влечет дополнительные риски
для мигрантов.

Рисунок 4. Наличие документов для законного
пребывания и осуществления трудовой деятельности в России, 2008-2010,
2013 годы, %*
* долевые показатели рассчитаны с учетом тех, кому данные документы
необходимо иметь в соответствии с действующим законодательством.
**В Обследовании 2013 года- миграционный учет (отрывной талон)
или регистрация (для граждан РФ).
*** В соответствии с изменениями в законодательстве РФ в Обследованиях
2008-2010 годах вопрос задавался о наличии Разрешения на работу,
в Обследовании 2013 года также о наличии патента на работу у физических
лиц
Источник: Обследования 2008-2010 и 2013 гг.
Внедрение патентов для мигрантов, работающих у россиян-физических
лиц[57], уже в своем названии
ставило своей задачей легализацию труда иностранцев, задействованных
в частной сфере услуг. Но статистика выданных патентов запутана
(например, патенты могут приобретаться одним мигрантом несколько
раз в течение года; а могут продлеваться и т.д.), кроме того, повседневные
практики показывают, что многие приобретающие патенты трудятся не
на частные домохозяйства[58].
Поэтому пока трудно понять, насколько эта мера повлияла на вывод
мигрантов – домашних работников из теневого сектора. Кроме того,
как указывает Е. Тюрюканова, «на первый взгляд, введенный для
легализации этой категории мигрантов патент кажется гендерно-нейтральной
мерой, поскольку никаких различий по полу не предусматривает, однако
при анализе статистики видно, что среди покупающих патенты … абсолютно
преобладают мужчины – 90% против 10% женщин. Другими словами, приемлемого
инструмента для легализации женщин-мигрантов, занятых в секторе
домашних услуг, часто на длительные сроки, так и не найдено»[59].
К сожалению, динамика показателей, полученная в ходе Обследований
2008-2010 гг. и 2013 г., наглядно демонстрирует это.
Имели действующую миграционную карту
61% ДР-иностранцев в России, или 82% тех, у кого она должна быть[60]
(рис. 5). Отрывной талон постановки на миграционный учет наличествовал
у 52% опрошенных. Примерно столько же имели документы, разрешающие
работать в стране пребывания, в том числе 17% имели разрешение на
временное проживание (РВП) или вид на жительство в России, 19% приобрели
патент и 17% - действующее разрешение на работу.

Рисунок 5. Какие документы Вы имеете на руках?
Примечание: долевые показатели рассчитаны с учетом тех,
кому данные документы необходимо иметь в соответствии с действующим
в странах законодательством.
Источник: Обследование 2013.
С сентября 2013 года некий аналог российских патентов
был введен и в Казахстане - теперь на основании полученного разрешения
между иммигрантом и физическим лицом будет заключаться трудовой
договор на выполнение работ в домашнем хозяйстве[61].
Разрешение будет предоставляться на срок от 1 до 3-х месяцев и может
быть продлено максимально до 1 года. Мигранты в Казахстане, работающие
у физических лиц, должны платить индивидуальные подоходные налоги
размером в две минимальные зарплаты РК – 3400 тенге (707 рублей).
У работодателей отношение к патенту свое[62]:
«- Считаете ли вы защитой патент? Для Вас, например, он что-то
дает?
- Да, я думаю, что дает, хотя в принципе, если отобрать паспорт,
то это будет одно и то же. Но, с другой стороны, тогда, если они
выйдут из дому, могут их где-то поймать и придется их выкупать,
так уж лучше сначала заплатить уж не такую большую сумму, зато
люди могут и из дому выйти и куда-то доехать, и в общем-то знаем,
где их искать, если что-то случится» (интервью с работодателем,
Москва)
И в России, и в Казахстане доля легальных работников
выше среди длительно проживающих в странах по сравнению с совершающими
краткосрочные и сезонные поездки. Легальный статус чаще имеют работники,
приехавшие с супругом (ой), а также те, кто привезли с собой детей.
Судя по данным опроса, в России большая часть ДР имели
самые необходимые документы: миграционную карту и действующие в
стране документы, обеспечивающие осуществление трудовой деятельности
в соответствии с действующим законодательством. Возможно эти данные
завышены, так как, как уже отмечалось ранее в наших исследованиях,
в ряды респондентов социологических опросов попадают в большей мере
легальные мигранты, а также по причине неискренности респондентов
при ответе на «чувствительные» вопросы об их статусе[63].
Так что эти данные скорее отражают более благостную картину, чем
та, что наблюдается в реальности.
Более половины (52%) опрошенных ДР в России сообщили
о наличии у них медицинской справки об
отсутствии инфекционных заболеваний, представляющих опасность для
окружающих. При получении патента в России предоставление таких
справок не является обязательным, однако специфика работы (например,
с детьми) делает наличие подобных документов желательными: «Знаете,
рабочие, которые на улице, это не так важно. У Гули, может быть,
но она до этого работала поваром в Москве» (Россия, интервью
с работодателем)»; «Работодатели в основном не требуют показывать
медицинские книжки. Но были работодатели, которые требовали и сами
заплатили за мое обследование, в первую очередь, я сдавала кровь
на венерические заболевания, ВИЧ, гепатиты, это их интересовало»
(фокус-группа, работница-сиделка, 45 лет).
Парадокс между требованиями к образованности и здоровью
людей, допускаемых в частное пространство семей, не описан в других
исследованиях и нуждается в дополнительной верификации и осмыслении.
Можно предположить, что он связан с неверием в неподдельность возможно
предоставляемых медсправок, а также с тем, что подавляющая часть
домашнего персонала трудоустраивается через знакомых или родственников,
т.е. «по рекомендации».
Среди респондентов в Казахстане медицинские документы
имели очень немногие ДР. Однако необязательность этого, так же,
как и в России, соседствует с желательностью их наличия; зачастую
работодатели сами контролируют прохождение необходимых процедур:
«Нет, к врачам я не ходила, правда, когда меня хозяйка на работу
брала, она меня к своему врачу водила, я кровь сдавала, все хорошо.
Я сначала обиделась, что я заразная что ли, а потом вспомнила, что
мы в школе всегда проходили осмотр, каждый год, и хозяйка мне тоже
по-хорошему все сказала, зачем это нужно. Я ведь еду готовлю и в
доме у них все время, а у них маленькие дети, все правильно»
(Астана, работница – гражданка Кыргызстана). «У иностранцев
страховок нет, у них даже справок о здоровье не бывает, но если
работодатель требует ее, они могут получить ее в Астане в частной
клинике» (Интервью с работником агентства по трудоустройству,
Астана).
Медицинскую страховку (полис) имели немногие работники:
в России таковых 13%, в Казахстане их не оказалось вовсе. Проблемы
со здоровьем решаются по мере их «наступления», в основном методами
самолечения или пользуясь услугами платной медицины: «…все услуги
платные. Но мы не покупаем страховку. Платим на месте» (Россия,
фокус-группа). Мигранты также пользуются услугами «своих» врачей,
специализирующихся на оказании медицинской помощи землякам.
Проблемы, связанные с легализацией статуса пребывания,
но в еще большей степени – статуса трудовой деятельности,
- остаются центральными проблемами для всех трудящихся мигрантов
и в России, и в Казахстане, в том числе и, видимо, даже в еще большей
мере – для мигрантов, которые трудятся в частных домохозяйствах.
Необходимо заметить, что легализация статуса деятельности, оформленная
в соответствии с действующими в странах нормативными законодательными
актами, является общим «слабым местом» для ДР в мире. Не случайно
именно эта тема является ключевой в контексте выработки глобальной
Конвенции по урегулированию деятельности ДР, инициируемой МОТ в
качестве «беспрецедентной возможности проникнуть в сферу неформальной
экономики и обеспечить достойный труд для миллионов наиболее уязвимых
работников в мире»[64].
В России и Казахстане проблемы легализации статуса трудовой
деятельности трудящихся мигрантов, задействованных в секторе домашней
работы, отягощены коррупционными схемами, отсутствием исторически
сложившегося опыта полноправного включения ДР в сферу охраны труда,
непрозрачностью законодательства и его постоянным реформированием,
за нюансами которого невозможно «поспеть». Отсутствие трудовых контрактов
с работодателями, призванных, кроме легализации миграционного трудового
статуса, регламентировать деятельность работника, остаются обычным
явлением для ДР. Ответственность за это лежит не только на мигрантах,
но и в неменьшей степени на работодателях. Важная сторона вопроса
– повсеместно низкая правовая культура трудящихся мигрантов, раздробленность
мигрантов, работающих в частных домохозяйствах между собой и отсюда
низкие «объединительные» возможности в борьбе за урегулирование
своих прав.
Весьма острой проблемой является отсутствие медицинских
полисов. По новому российскому законодательству, с 1 января 2013
года даже услуги скорой помощи для иностранных граждан, не имеющих
медицинских полисов, стали малодоступными: финансовое обеспечение
скорой медицинской помощи (за исключением специализированной, санитарно-авиационной)
осуществляется теперь не за счет бюджета, а из городских фондов
обязательного медицинского страхования (ОМС)[65].
Если учесть, что в частных домохозяйствах задействованы преимущественно
женщины, которые зачастую нуждаются в дополнительной (по отношению
к мужчинам) медицинской помощи, то это усиливает проблемность ситуации.
[56] Впрочем,
не исключено, что часть респондентов, имеющих патент, сообщали интервьюеру
о наличии разрешения на работу, хотя это разные документы.
[57] ФЗ от 19 мая 2010 г.
№ 86 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
[58] Мукомель В.И. Трансформация
миграционных потоков: циркулярные миграции //Миграционное право.
2012. №3: 32.
[59] Тюрюканова Е. Гендерные
аспекты миграции. Вводная статья к разделу «Женщины и миграционный
режим» //Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах. Т.1.
Ч. 2 /НП РСМД; под общ. ред. И.С.Иванова. Отв. Ред. Ж.А.Зайончковская.
– М.: Спецкнига, 2013: 213.
[60] Миграционную карту не
обязательно иметь тем, у кого есть РВП в стране или вид на жительство.
Граждане Белоруссии (с недавних пор и Казахстана) уравнены в трудовых
правах с гражданами России и также освобождены от необходимости
получать указанные документы.
[61] Шушакова У. Трудовых
мигрантов в Казахстане заставят платить налоги //Интернет-журнал
о бизнесе «Про бизнес». 25 сентября 2013 г. http://pro-business.kz/novosti/2013/009/trudovykh-migrantov-v-kazakhstane-zastavyat-platit-nalogi.html.
[62] Вопрос был задан в контексте
безопасности.
[63] Женщины-мигранты из
стран СНГ в России /Тюрюканова Е.В. (ред). Зайончковская Ж.А., Карачурина
Л.Б., Мкртчян Н.В., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф. М.: МАКС Пресс,
2011. (Серия: Миграционный барометр в Российской Федерации). с.
30.
[64] Достойный труд для домашних
работников. Доклад IV(2А), 100-я сессия, Женева, 2011, с. 1.
[65] Разъяснение заместителя
мэра Москвы по социальным вопросам Л. Печатникова: «Чтобы «скорая»
получала деньги за помощь россиянам, которые приехали в Москву из
других городов, мы выставляем счета фондам ОМС других регионов.
Предъявить счет мигранту, у которого не только полиса, но и паспорта
может не быть, нереально. При этом «скорая», как и раньше, не будет
оставлять приезжих — как гастарбайтеров, так и иностранных туристов,
без помощи» // Башарова С. Платную скорую помощь в Москве создали
из-за мигрантов: с 2013 года бюджет не выделяет средства на экстренные
вызовы гастарбайтерам // Известия. 23 января 2013 г. http://izvestia.ru/news/543516.
|