|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
ВРТ - современность
в помощь традициям |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ольга
ИСУПОВА
|
Алексей
БЕЛЯНИН
|
Анна
ГУСАРЕВА
|
|
ВРТ и будущее
Вспомогательные репродуктивные технологии в настоящее
время активно используются женщинами и супружескими парами (в том
числе состоящими в незарегистрированном браке) для преодоления не
только первичного, но и вторичного бесплодия.
Пациентки ВРТ, участвующие в Интернет-форумах, изначально
являются достаточно традиционной группой населения, ориентированной,
в большинстве своем, на семейные ценности, хотя и обладающей довольно
значительным человеческим капиталом и другими ресурсами.
В процессе актуализации своих репродуктивных желаний
эти женщины оказываются в фокусе инновационных технологий, и, осознавая
возможность существования вариантов в этой области, со временем
приобретают более широкие взгляды в области семейных отношений,
поскольку они вынуждены защищать свою позицию от «обычных» людей.
Это стремление к открытости усиливается в ситуации нарастания
общественного поворота к консерватизму.
Все это говорит о том, что репродуктивные технологии
сейчас – устоявшаяся и стабильно развивающаяся отрасль медицины,
которая вполне востребована пациентами и привлекает врачей, других
занятых в ней специалистов, а также инвесторов. Многие государства
также заинтересованы в ее существовании и развитии и подкрепляют
свой интерес финансово, компенсируя пациентом стоимость от 1 до
6 попыток ЭКО/ИКСИ (в Израиле в настоящее время число компенсируемых
попыток не ограничено, пока у пары не родится двое детей, однако
уже началась общественная дискуссия об ограничении числа финансируемых
государством попыток). С другой стороны, представители церкви и
других общественных движений продолжают воспринимать ВРТ скорее
негативно, и пропагандируют как полный добровольный отказ от них
со стороны пациентов, так и запрет тех или иных процедур в связи
с их предполагаемой неэтичностью. Вследствие этого, в Европе во
многих странах запрещено донорство яйцеклеток (в результате те страны,
где оно разрешено, становятся «Меккой» репродуктивного туризма именно
за донорскими яйцеклетками - в Европе это Испания и Чехия), еще
больше стран, где запрещено суррогатное материнство (в этой области
в результате лидерами рынка на 2014 год являются Индия, США, Украина
и Россия, хотя последние две страны из-за внешнеполитических обстоятельств,
возможно, временно слегка потеряли свою привлекательность для бесплодных
пар из Западных стран). Анонимное донорство спермы также подверглось
запрету во многих странах, а на не-анонимное оказалось гораздо меньше
охотников. Вероятно, потенциальных доноров не очень радует перспектива
когда-нибудь встретиться с несколькими десятками своих генетически
детей: ведь последние имеют право их разыскивать, несмотря на то,
что никаких имущественных прав по отношению к генетическим отцам
эти дети иметь не будут.
Резко негативно о применении даже обычного ЭКО, при
котором используется генетический материал будущих социальных родителей,
высказывался предыдущий римский папа Бенедикт XVI — правда, нынешний
понтифик Франциск пока по этому поводу не озвучил своей позиции.
Фундаменталисты разного рода, безусловно, также отвергают
технологии. Но общественная потребность и в государствах, где вроде
бы фундаментализм победил, может парадоксальным образом способствовать
развитию этих технологий. Интересен пример Ирана, где многие явления
модернизированной жизни продолжают существовать, несмотря на победивший
фундаментализм - в том числе и репродуктивные технологии, донорство
яйцеклеток и суррогатное материнство. А для приспособления всего
этого к исламу приняты правила, согласно которым мужчина из бесплодной
пары должен временно — хотя бы на один день - вступить в брак как
с женщиной-донором, так и с суррогатной матерью. Таким образом,
ребенок становится его законнорожденным сыном или дочерью, а донор
или суррогатная мать может буквально на следующий день после такого
однодневного брака и развода, опять вступать в брак со своим настоящим
мужем.
Опасения относительно значительного увеличения процента
детей с врожденными аномалиями при распространении ВРТ пока не подтвердились
ни в каких исследованиях.
И исследования в области вспомогательных репродуктивных
технологий, и порожденная ими практика с самого начала развивались,
с одной стороны, в обстановке большого к ним интереса и очень большой
потребности в них со стороны многих людей, с другой же стороны,
в обстановке недоверия и противодействия, необходимости преодолевать
препятствия, создаваемые людьми и институтами, которых тоже очень
много.
Хотя первый «ребенок из пробирки» - Луиза Браун – появилась
на свет в 1978 году, Нобелевская премия изобретателю ЭКО Роберту
Эдвардсу была присуждена только в 2010 году, а через два с небольшим
года он скончался. Когда же он нуждался в инвестициях для исследований
в 1960-х и 1970-х годах, Всемирный Банк ему отказал под тем предлогом,
что в мире и так рождается слишком много людей, и надо бороться
за то, чтобы рождений становилось меньше, а не больше — и деньги
на продолжение исследований ему пришлось искать у частных инвесторов.
За счет личных средств граждан ЭКО оплачивалось еще очень долго
после его внедрения в практику, государства начали его финансировать,
только начиная с 1990-х годов, под давлением как групп пациентов
(а также врачей и фармацевтов), так и собственной обеспокоенности
низкой рождаемостью. Но борьба не прекращалась никогда – в 1980-е
против технологий выступали феминистки, утверждая, что они усиливают
репродуктивную эксплуатацию женского тела, а также развивают новые
формы эксплуатации женщины женщиной (суррогатной матери и донора
яйцеклеток – будущей социальной матерью). В результате этих этических
и политических противоречий даже в самых либеральных странах возникает
немало парадоксов: так, в Голландии, разрешены платные сексуальные
услуги, но запрещено суррогатное материнство, а в Великобритании
запрещено коммерческое суррогатное материнство, но разрешено «альтруистическое»
(бесплатное).
В нашу эпоху основным врагом технологий, как и многих
других связанных с модернизацией сексуальных и репродуктивных практик,
несомненно, является религиозный фундаментализм, и, в несколько
меньшей степени, рост консерватизма во многих, в том числе, европейских,
странах. Россия стала одной из них: законопроект об ограничении
коммерческого суррогатного материнства в 2014 году был представлен
к рассмотрению в Государственной Думе.
Трудно делать прогнозы на будущее. С одной стороны,
востребованность новых репродуктивных технологий достаточно высока,
а наука развивается и всесторонне совершенствует их, в том числе
и в отношении уменьшения возможных негативных побочных эффектов,
а также повышения результативности. С другой же стороны, есть силы,
создающие препятствия их стабильному, вошедшему в жизнь людей существованию,
и эти силы могут стать весьма влиятельными. Но это же касается и
развития «обратной» стороны модернизации в области репродуктивного
здоровья и репродуктивных прав – контрацепции и права на аборт.
Так что, как и раньше, отстаивать завоевания модернизации в этой
области будет, видимо, непросто. Но выступать сторонники модернизации
будут, скорее всего, вместе. Не случаен, и, по-своему, символичен
тот факт, что изобретатель ЭКО Эдвардс когда-то, будучи еще молодым,
начинающим исследователем, работал в лаборатории Джерасси, «отца»
контрацептивных таблеток.
|