|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
ВРТ - современность
в помощь традициям |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ольга
ИСУПОВА
|
Алексей
БЕЛЯНИН
|
Анна
ГУСАРЕВА
|
|
Модернизация взглядов в семейной и репродуктивной областях
Исследование дискуссий на форуме показывает, что пациентки
ВРТ - изначально довольно традиционны, и ориентированы на семейные
ценности, такие как семья с более чем одним ребенком. Для них характерно
гендерное разделение труда, традиционное и типичное для современной
России: обязанность мужчины — деньги в доме, обязанность женщины
— все остальное, и прежде всего все связанное с «детопроизводством»,
в том числе, если на этом пути возникли сложности, даже если фактор
бесплодия исключительно мужской:
М., 9 августа 2011.
...Не хочу лицемерить. - семья без ребенка - да, неполноценная
и стала считать так именно после рождения РЕ[бенка – авт.], т.к.
это стало очевидным, более того, теперь считаю, что семья с одним
Ре - неполноценная, т.к. мое понятие СЕМЬЯ - большая и шумная
тусня кучи детей.
l., 5 августа 2011.
...Я не чувствую себя одинокой в проблеме бесплодия только
потому, что муж не присутствует на приеме [у врача — авт.]. Мне
хватает его поддержки вне приемов. Уже одно то, что я имею возможность
не работать, а заниматься спокойно анализами и протоколами, для
меня много значит. Особенно в нашей нынешней ситуации, когда мы
живем в одном городе, а клиника находится другом городе!
Однако на пути к исполнению своих репродуктивных желаний
эти женщины оказываются в инновационной среде, связанной с репродуктивными
технологиями, подчас им приходится принять и испытать на себе психологически
непростые варианты этих технологий (донорство, суррогатное материнство).
Это вызывает необходимость как-то оправдать для себя и окружающих
тот вариант обзаведения ребенком, который уже взят на вооружение.
Интересно, что теперь и более традиционное усыновление попадает
в тот же современный контекст и рассматривается в ряду таких методов,
как применение донорских клеток и суррогатного материнства:
Т., 5 сентября 2005:
Как усыновившая ребенка хочу сказать девочкам, решающим для
себя мучительно проблему, как стать мамой, это - НЕ РЕШЕНИЕ проблемы.
Лучше родить самой, через ЭКО, если есть здоровье, через суррогатное
материнство, через инсеминации, но САМОЙ. Усыновление - путь,
который показан очень немногим... Не читайте душещипательные истории
про счастье приемных родителей, лучше задумайтесь о том, ПОЧЕМУ
многие и многие идут после усыновления на ЭКО. Они хотят СВОЕГО.
СВОЙ и не СВОЙ - все же разница.
Впрочем, количественные данные клиники Х (в этом они,
в главных тенденциях, совпадают со статистикой по России в целом)
показывают, что наиболее часто применяются такие репродуктивные
технологии, как ЭКО и ИКСИ с генетически своими клетками обоих партнеров
(возможно, стимуляция овуляции и инсеминация применяются еще чаще,
но эти процедуры могут выполнять не только в ЭКО-клиниках; в статистику
попадает лишь незначительная их часть).
Из табл. 3 и рис. 5 можно видеть, что наиболее часто
применяются процедуры, не предполагающие участия в репродукции третьих
лиц (доноров или суррогатных матерей), однако связанные с весьма
существенными интервенциями в «естественный» ход зачатия. Донорство
ооцитов применяется очень часто и следует сразу за такими процедурами,
а вот суррогатное материнство используется очень редко.
Таблица 3. Распространенность различных процедур
вспомогательного зачатия в клинике Х (Москва, Россия)
Процедура на исходе цикла лечения
|
Число случаев
|
Процент
|
ИКСИ
|
539
|
40,22
|
ЭКО
|
430
|
32,09
|
Донация ооцитов (яйцеклеток)
|
163
|
12,16
|
Криоперенос замороженных эмбрионов
|
133
|
9,93
|
Искусственная инсеминация
|
39
|
2,91
|
Суррогатное материнство
|
16
|
1,19
|
Индукция овуляции (стимуляция созревания яйцеклеток для естественного
оплодотворения)
|
8
|
0,6
|
Биопсия яичек у мужчины (искусственное извлечение сперматозоидов
из тестикулов)
|
8
|
0,6
|
Донация ооцитов + суррогатное материнство
|
3
|
0,22
|
ЭКО в естественном цикле (оплодотворение в пробирке при естественном
созревании яйцеклеток)
|
1
|
0,07
|
Всего
|
1340
|
100,0
|
Рисунок 5. Частота применения различных процедур
ВРТ
С чем это связано? Может быть, с готовностью женщин,
участвовавших в нашем исследовании, с легкостью отказаться от рождения
генетически «своего» ребенка, поскольку процесс вынашивания ребенка
и грудного вскармливания, с их точки зрения, является гораздо более
существенной частью материнства, чем генетическая преемственность?
Или же с гораздо более высокой стоимостью суррогатного материнства?
Или, быть может, с «невидимостью» донорства для окружающих? А может
быть, с возрастными особенностями выбирающих этот путь пациенток:
ведь яйцеклетки с возрастом раньше теряют свою «жизненную силу»,
чем матка и в целом механизм вынашивания ребенка в женском теле?
К сожалению, на все эти вопросы наши данные не позволяют дать ответа.
Наличие ненулевого процента процедур биопсии яичек у
мужчин, возможно, говорит о том, что для последних генетическая
связь с ребенком несколько важнее, поскольку второй элемент построения
связи с ребенком — вынашивание — им не доступен. Однако и тут имеющиеся
у нас данные не дают возможности судить о сравнительной распространенности
этого выбора по сравнению с альтернативой - использованием донорской
спермы. Вполне вероятно, что мужское донорство распространено не
менее, чем женское, ведь оно в той же степени «невидимо» и, следовательно,
не имеет социального значения.
Весьма редко делается ЭКО в естественном цикле, несмотря
на свою относительную «натуральность» и безвредность (при этой процедуре
не применяются, или применяются очень ограниченно, гормональные
стимулирующие препараты) — вероятно, в связи с низкой эффективностью
этого метода.
Процедура ЭКО — высокотехнологичный современный процесс,
по ходу которого некоторые пациентки постепенно меняют свои взгляды,
становятся менее традиционными, проходят эволюцию от попыток скрыть
тот факт, что они применяли ВРТ, и таким именно образом на свет
появились их дети, до стремления открыто защищать себя и своих детей
от возможной или реальной стигматизации и дискриминации:
М., 6 июля 2006.
...Просто из-за некоторых нюансов (а именно - суррогатное
материнство) я не афиширую, откуда появились мои дети. Но я не
скрываю и, если вижу, что человек способен адекватно воспринять
такую информацию - я могу сказать об этом. Меня больше волнует
не мнение окружающих, а - позднее - реакция моих детей на такую
информацию. Но надеюсь, что к тому времени, когда вообще смогут
об этом задуматься (или вообще не задумаются никогда) - такие
методы будут уже применяться более широко.
F.,
6 июля 2006.
...Моя основная причина... это, как ни прискорбно, именно
ощущение собственной ущербности... вообще ужасно конечно... но,
так оно и есть. Все мои даже самые близкие подруги сделали не
по одному аборту. То есть проблем с "забеременеть" никогда ни
у кого не было. ...Лично для меня есть также проблема в распространенном
суждении "нет детей - Бог не дает", то есть, "не дает – значит,
не заслужила, значит в чем-то виновата..."... ну и 3-е – это,
конечно же, нежелание выслушивать в свой адрес "успокоительных
речей" типа "да ладно ты... фигня все это!"
Это стремление к открытости усиливается, когда нарастает
общественный поворот к консерватизму (дискуссии о запрете суррогатного
материнства, о «неестественности» ЭКО как такового, и т.д.), происходящий
в последние годы, поскольку возникает потребность защитить детей
от возможной демонизации со стороны общества.
К2., 2009:
У меня про ЭКО не знает никто, кроме мужа и доктора в ЖК,
но молчать не буду, хоть и живу в военном городке, где все друг
друга знают... Могут обвинить нас, что мы по молодости лет наделали
абортов, а теперь родить не можем - в том-то и дело что нет -
у меня проблемы с гемостазом и иммунограммой. И ЭКО мой единственный
шанс. ...Людей, готовых отказывать себе во многом - только чтоб
насобирать денег, для того, чтобы стать родителями, хотят поставить
вне закона, а Экошных деток хотят объявить физическими и моральными
уродами... Вы пытаетесь ополчить против нас общество.
|