|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
ВРТ - современность
в помощь традициям |
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ольга
ИСУПОВА
|
Алексей
БЕЛЯНИН
|
Анна
ГУСАРЕВА
|
|
Кто и зачем прибегает к ВРТ - опыт одной из клиник
При выполнении качественной части исследования основным
методом работы было изучение интернет-сообщества пациентов ВРТ –
или «виртуального сообщества»[17],
то есть социальной сети индивидов, общающихся между собой посредством
Интернета, объединенной наличием общих целей и задач. Виртуальная
сеть помогает участникам поддерживать личное психологическое благополучие,
преодолевать социальную изоляцию и подчас даже стигматизацию.
Для изучения опыта пациентов ВРТ интернет-исследование
- это особенно подходящий метод, так как данная область чрезвычайно
сензитивна, поскольку включает в себя демонстрацию собственной,
не соответствующей социальной норме женской «слабости», именно в
том, в чем женщине никак не положено быть слабой - в легком и простом
выполнении «норматива» обязательного материнства.
Основные особенности исследования в Интернете[18]
обусловлены квази-анонимностью виртуального общения, текстуальным
характером и бестелесностью коммуникаций. Границы между публичной
и частной сферами в Интернете переопределены. Ситуация, когда человек
делится интимными подробностями своей жизни и переживаний «на весь
Интернет», встречается достаточно часто. При этом она отнюдь не
равнозначна ни доверительному устному общению с близкими друзьями,
ни публичному выступлению. В результате в сети часто бывают выражены
мысли и мнения, которые никогда не стали бы доступны широкому кругу
людей, если бы Интернета не существовало.
Данные представляемого эмпирического исследования –
это материалы дискуссий, происходивших на Интернет-форуме «Пробирка.ру»
(сайт www.probirka.org) с 2005 по 2011
год. Этот форум является наиболее массовым и длительно существующим
объединением пациентов ВРТ, общающихся на русском языке. Последняя
дата обращения к форуму - февраль 2014 года. Тогда там было около
68 тысяч пользователей.
Количественная часть исследования основана на методах
статистического анализа данных, поскольку был получен доступ к массиву
данных о пациентках московской клиники Х, обращавшихся туда с начала
2010-го по конец 2013-го года. Название клиники в статье не расшифровывается
по условиям договоренности с ее представителями. Всего в базе данных
есть информация о 1340 лечебных циклах и 842 обратившихся в клинику
индивидуальных пациентках. При этом некоторые из обратившихся пока
не прошли ни одного цикла лечения, в то время как другие (774 человека)
уже имеют опыт от 1 до 9 ВРТ-протоколов (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение пациенток по числу
попыток
Можно видеть, что большинство (около 50%) прошло лишь
через один лечебный цикл, и даже тех, кто сделал две попытки, уже
гораздо меньше (23%). 65 человек (7,72%) после обращения в клинику
«взяли паузу» и пока, по тем или иным причинам (о которых база данных
не позволяет судить), так и не приступили к лечению. Тех, кто сделал
более 5 попыток, очень мало (1,21% из всей совокупности). Таким
образом, как видим, далеко не все пациентки продолжают лечение после
1-2 попыток, что может быть связано не только со стоимостью лечения
и страхами за свое здоровье, но и с невысокой целеустремленностью
(напомним, после первой попытки не более трети пациенток рожают
желанного ребенка/детей).
Мы анализировали всю совокупность полученных данных,
то есть всех пациенток, на которых за этот период в клинике Х была
заведена карточка. Клиника Х является типичной московской репродуктивной
клиникой, она пользуется популярностью и хорошей репутацией у пациентов.
По результативности клиника соответствует средним мировым и российским
показателям (рис. 3).
Рисунок 3. Исходы лечебных циклов
Из рис. 4 и табл. 1, 2 можно видеть, и это интересный
факт, что далеко не все женщины, обращающиеся в клинику по поводу
преодоления бесплодия, являются на этот момент бездетными. Для многих
(33,46%) причиной обращения стало желание иметь второго или последующих
детей.
Рисунок 4. Количество детей у женщин перед лечением
Таблица 1. Распределение пациенток по числу
рожденных детей к моменту начала лечения
Всего рождений у женщины
|
Частота встречаемости в выборке
|
Процент
|
Кумулятивный процент
|
0
|
507
|
65,25
|
65,25
|
1
|
235
|
30,24
|
95,5
|
2
|
30
|
3,86
|
99,36
|
3
|
4
|
0,51
|
99,87
|
4
|
1
|
0,13
|
100,00
|
Всего
|
777
|
100,00
|
|
Таблица 2. Распределение пациенток по числу
живых детей перед началом лечения
Всего детей у женщины перед началом лечения
|
Частота встречаемости в выборке
|
Процент
|
Накопленный процент
|
0
|
517
|
66,54
|
66,54
|
1
|
229
|
29,47
|
96,01
|
2
|
27
|
3,47
|
99,49
|
3
|
4
|
0,51
|
100,0
|
Всего
|
777
|
100,0
|
|
Разница между числом рождений (табл. 1) и числом живых
детей (табл. 2) показывает, что возможной репродуктивной мотивацией
в этих случаях иногда является смерть (в других случаях - тяжелая
неизлечимая болезнь, о чем в базе также есть данные) первого ребенка,
но это далеко не всегда так. Часто желание родить второго или последующего
ребенка возникает при смене брачного партнера, однако и это не объясняет
всю совокупность таких случаев.
[17] по терминологии Ховарда
Рейнгольда, см.: Rheingold, H., The Virtual Community
(1st. ed., Addison–Wesley Publishers, 1993)
[18] Kozinets, R.V., The
Field Behind the Screen: Using Netnography for Marketing Research
in Online Communities, Journal of Marketing Research, 39 (February
(2002)): 61-72.
|