|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
![Наталья Гончарова. Велосипедист. Natalya Goncharva. Cyclist (1913).](img/goncharva_s.jpg) |
Пешеходы
на дорогах
|
Над темой номера работал
|
![Тимур ФАТТАХОВ](img/t_foto01_s.jpg) |
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
С чем мы сталкиваемся
Данные медицинской статистики, фиксирующие случаи смерти
в соответствии с МБК 10, дают возможность увидеть, в каких видах
столкновений чаще всего погибают пешеходы.
Значительных расхождений в структуре столкновений между
мужчинами и женщинами не наблюдается. Так около 70% пешеходов-мужчин
гибнет под колесами легковых автомобилей, у женщин этот показатель
чуть выше и составляет 75% (рис. 12). На втором месте по значению
идут столкновения с другими транспортными средствами. К ним относятся:
любые другие формы мототранспорта, рельсовый транспорт, другие немоторные
транспортные средства. В 2011 году на них пришлось 16% мужских смертей
и 14% женских. На долю столкновений с грузовыми транспортными средствами
и автобусами приходится около 10% пешеходной смертности, как у мужчин,
так и у женщин. Мототранспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, квадрациклы,
мотовелосипеды) не оказывает значительного влияния на пешеходную
смертность в России. На мототранспорт приходится около 1% погибших
пешеходов.
![](img/t_graf012.gif)
Рисунок 12. Доля погибших пешеходов по видам
столкновений с различными типами транспортных средств, 2000-2011
годы
Источник: данные Росстата
Распределение пешеходной смертности в зависимости от
столкновений с определенным типом транспортного средства, определяется
и самой структурой автопарка страны. На конец 2012 года 80% автопарка
составляли легковые автомобили, 14% грузовые автомобили и автобусы,
5% приходилось на мототехнику.
Как правило, представители более бедных групп населения
подвергаются повышенному риску получения травм во время передвижения
пешком. В ряде международных исследований подчеркивается, что существует
дифференциация между погибшими в ДТП по социальному статусу
и уровню дохода[24].
В России также существует некоторая информация о социальной
дифференциации населения пострадавшего в ДТП. Так, по данным ГИБДД,
для пенсионеров и безработных риски погибнуть в ДТП по вине пешеходов
значительно выше, чем для служащих и предпринимателей - 23 и 21
погибший против 8 и 5 погибших на 100 пострадавших в таких ДТП.
Рабочие в этой иерархии занимают промежуточное значение, а минимальные
риски наблюдаются у учащихся (рис. 13).
![](img/t_graf013.gif)
Рисунок 13. Тяжесть последствий ДТП, произошедших
по вине пешеходов, в зависимости от их социального статуса (число
погибших на 100 пострадавших),
2004-2013
Источник: данные ГИБДД
«Вина пешехода» нередко связана с потреблением алкоголя.
Известно, что употребление алкоголя оказывает влияние как на риск
возникновения ДТП, так и на тяжесть и исходы полученных травм[25],
причем воздействие алкоголя - фактор риска не только для водителей
транспортных средств, но и для пешеходов. В индустриально развитых
странах уже несколько десятков лет как доказано, что алкоголь
– это фактор риска для ДТП с участием пешеходов. Для них, как
и для водителей, риск ДТП увеличивается пропорционально уровню содержания
алкоголя в крови (УСАК)[26].
Разумеется, пешеходы в состоянии алкогольного опьянения
не представляют такой опасности для участников дорожного движения,
как пьяные водители, тем не менее, и они вносят свой вклад в общую
ситуацию. Так, по данным ГИБДД, в 2013 году в России произошло более
2 тысяч ДТП по вине нетрезвых пешеходов, в этих ДТП пострадало почти
2 тысячи и погибло 370 человек. Несмотря на то, что число погибших
по вине нетрезвых пешеходов ежегодно снижается, тяжесть последствий
при таких ДТП растет (рис. 14).
![](img/t_graf014.gif)
Рисунок 14. Общее число погибших по вине пьяных
пешеходов (левая шкала) и летальность в таких ДТП (число погибших
на 100 раненых, правая шкала), 2004-2013 годы
Источник: данные ГИБДД
[24] Mohan D.
Traffic safety and city structure: lessons for the future, 2008.
[25] Drinking and driving:
a road safety manual for decision-makers. Geneva, Global Road Safety
Partnership, 2007.
[26] Phillips DP, Brewer
KM. The relationship between serious injury and blood alcohol concentration
(BAC) in fatal motor vehicle accidents: BAC=0.01% is associated
with significantly more dangerous accidents than BAC=0.00%. Addiction,
2011.
|