|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Пешеходы
на дорогах
|
Над темой номера работал
|
|
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
Опасность быть пешеходом
Из-за стремительного роста количества моторных транспортных
средств и повышения частоты их использования во всем мире, а также
общего пренебрежения интерсами пешеходов при строительстве дорог
и планировании землепользования, особенно на ранних этапах автомобилизации,
пешеходы все больше подвергаются риску дорожно-транспортных травм[5].
По оценкам ВОЗ, в 2010 году в мире погибло 273 тысячи
пешеходов, что составляет 22% всех случаев смерти в результате ДТП.[6]
В различных странах частота смертельных и не смертельных повреждений
среди пешеходов довольно сильно варьирует.
Смертность и травматизм среди пешеходов в результате
ДТП, в принципе, предотвратимы, и для этого существуют эффективные
меры. В странах с высоким уровнем дохода, начиная с 1970–1980-х
годов, получили широкое распространение такие меры, как разделение
низкоскоростных и высокоскоростных транспортных средств, а также
меры по принудительному снижению скорости транспорта[7].
Однако, в России, во многих случаях вопросам безопасности пешеходов
все еще не уделяется должное внимание.
Пешеход, как один из основных участников дорожного движения
в России, подвергается серьезному риску, и обычно на пешеходов приходится
значительное бремя травматизма при ДТП. В сравнении с теми, кто
находится внутри машины, пешеходы получают более многочисленные
и серьезные травмы, и смертность среди них тоже выше.
Рисунок 1. Общее число погибших пешеходов в
России, по данным ГИБДД и данным медицинской статистики о смертности,
2000-2011 годы, человек
Общее число пешеходов, травмированных в ДТП, значительно
превосходит число погибших. Если на 100 раненых в ДТП участников
движения в 2013 году приходилось 9 погибших, то показатель для пешеходов
– 12 погибших на 100 раненых (рис. 2). Степень тяжести повреждений
у пешеходов в России не устанавливается. О легких повреждениях пострадавшие
могут вообще не сообщать в медицинские учреждения. Дать оценку масштаба
таких повреждений по России достаточно сложно.
Рисунок 2. Число погибших на 100 раненых при
ДТП для различных категорий участников дорожного движения в России,
2004-2013
Источник: данные ГИБДД
Высокая смертность пешеходов объясняется сложным сочетанием
различных факторов. Основные риски для пешеходов хорошо известны
и включают в себя множество различных переменных: поведение водителей,
прежде всего в аспекте нарушения скоростного режима и управления
транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; уровень
развития инфраструктуры для пешеходов в плане отсутствия тротуаров,
переходов и приподнятых разделительных полос; конструкция транспортных
средств – наличие твердой лобовой части, которая не смягчает силу
удара при наезде на пешехода. Во многих странах эффективность мер
по оказанию неотложной помощи, необходимой для спасения жизней пострадавших
пешеходов, снижается из-за плохой работы травматологических служб[8].
В менее развитых странах на столкновения пешеходов и
транспортных средств приходится более трети смертей и травм, полученных
в результате дорожных аварий[9].
Россия близка к этим показателям: доля погибших пешеходов в общей
структуре погибших от ДТП в 2011 году, составила 31%. В России поведение
самих пешеходов вносит значительную лепту в общий уровень
высокой смертности и травматизма при ДТП. По данным ГИБДД, свыше
20% ДТП в России происходит по вине самих пешеходов.
Общие тенденции смертности пешеходов в России, по данным
статистики смертности, показывают, что с 2000 по 2011 год количество
погибших мужчин-пешеходов сократилось на 45%, женщин-пешеходов на
41%. В эти годы снижение смертности от ДТП почти полностью определялось
снижением пешеходной смертности. Похожая ситуация наблюдались в
1970-1990-е годы в западных странах. Существует мнение, что на данные
тенденции чаще оказывало влияние не собственно повышение дорожной
безопасности, а создание более комфортной среды проживания, уменьшающей
вероятность транспортного риска (например, лучшая планировка жилой
застройки, уменьшающая необходимость пересечения транспортных артерий
детьми и пожилыми людьми)[10].
В России, в последние годы положительные тенденции в
пешеходной смертности налицо, но причины этих изменений не исследованы.
[5] Zegeer C.V, Bushell M.
Pedestrian crash trends and potential countermeasures from around
the world, 2012.
[6] Pedestrian safety, a road
safety manual for decision-makers and practitioners, WHO 2013.
[7] Ibid.
[8] Безопасность пешеходов,
Руководство по безопасности дорожного движения для руководителей
и специалистов, ВОЗ, 2013
[9] Ageing and transport. Mobility
needs and safety issues. Paris, Organization for Economic Cooperation
and Development, 2001.
[10] Всемирный доклад по
безопасности дорожного движения, ВОЗ, 2004 г.
|