Согласно антропологическим исследованиям «мужские» профессии считаются наиболее престижными в обществе, независимо от того, какая именно профессия считается мужской на данном историческом этапе.
В Совет министров Франции поступил на рассмотрение проект закона о равенстве между мужчинами и женщинами. Француженки выглядят весьма эмансипированными, самостоятельными женщинам, но статистика показывает, что все не так хорошо, как кажется. Средняя заработная плата мужчин, например, на 27% выше женской. Объясняется это тем, что наиболее высокооплачиваемые должности занимают в основном мужчины, тогда как процент женщин значительно выше в областях, где зарплата низкая.
Соответственно проект направлен на то, чтобы подтолкнуть мужчин в традиционно «женские» сферы деятельности. Согласно антропологическим исследованиям «мужские» профессии считаются наиболее престижными в обществе, не зависимо от того, какая именно профессия считается мужской на данном историческом этапе. Таким образом, мужчин необходимо стимулировать к выбору «женской» профессии, а для женщин при выборе «мужской» стимулом является уже сам социальный статус, связанный с данной профессией.
Тем не менее, авторы законопроекта считают, что одного стимула недостаточно и необходимо установить квоты. Такие квоты уже существуют, но их несоблюдение никак не санкционируется законодательно. Законопроект собирается это исправить, штрафуя предприятия, где женщины представлены недостаточно. Два предприятия уже даже были оштрафованы в назидание остальным. Естественно, эти квоты будут регулировать не только номинальное число женщин, работающих на предприятии, но и процент женщин на всех уровнях структуры предприятия – чтобы увеличить число женщин на ключевых позициях. Чтобы дать предприятиям время подготовить кадры, квоты будут вводиться постепенно. Начать предполагают с 20%.
Конечно, авторы законопроекта понимают, что невозможно законодательно заставить организации ставить женщин на ключевые посты. Хотя бы потому, например, что административные советы предприятий, подотчетны государству, но по факту не управляют деятельностью компаний. Этим занимаются исполнительные советы и советы директоров, на которые у государства нет рычагов давления. Тем не менее, социологи, работавшие над проектом, утверждают, что такие квоты помогут женщинам влиться в руководящие структуры, и это станет для них хорошей стартовой площадкой. Ведь часто руководители компаний назначают мужчин на ответственные посты не от того, что недолюбливают женщин, а просто потому, что в их профессиональном окружении присутствуют почти исключительно мужчины. Вместе они формируют социальную группу, где женщины не представлены. Включая женщин, пусть даже насильно, в эту группу, закон призван разрушить изоляцию и позволить женщинам и мужчинам устанавливать социальные и профессиональные связи.
Такие же квоты планируется установить для политических партий. В основном это коснется правых, чей электорат традиционно консервативен и женщины в партиях занимают незначительное место. Нам удивительно это слышать, но избирательное право француженки получили только в 1945 году, и одним из аргументов против того, чтобы женщины голосовали, были статистические данные, показывавшие, что подавляющее большинство женщин голосует так же, как муж или как советует священник. Эта доля электората сохранилась до сих пор. Она приходится на правые консервативные партии, и составляют ее в основном пожилые женщины. Что же касается левых партий, побуждать их к паритету нет необходимости. А в правительстве социалистов после скандальной отставки Каюзака женщин вообще стало больше.
Законопроект предполагает также привлечение мужчин к уходу за детьми. Для этого будут пересмотрены сроки и условия декретного отпуска так, чтобы мужчинам было выгодно его брать. Например, декретный отпуск будет длиться три года, если не меньше полугода из них, будет брать отец ребенка, в противном случае отпуск будет два с половиной года. Скептики говорят, что это — завуалированная экономическая мера, так как мужчины в патриархальном обществе все равно не будут брать отпуск по уходу за ребенком, так что государство и предприятия просто сэкономят оплачиваемые полгода. Действительно, сейчас только 4% отцов во Франции остаются с детьми, если мать ребенка работает. В остальных случаях все происходит наоборот. Видимо, в сознании среднестатистического французского гражданина карьера женщины не так уж важна, а мужчина не слишком хорошо заботится о детях.
С другой стороны, кто этот средний французский гражданин? Ведь разрабатывают законопроект в том числе и мужчины, и поддерживают его тоже мужчины, они же участвуют в «женском» движении на ряду с женщинами, так что уже трудно сказать, что движение это женское, а не общее, социальное. Тем более что идея стимулировать мужчин выбирать такие профессии как воспитатель в детском саду, например, направлена не столько на защиту прав женщин, сколько на улучшение социальной адаптации детей. В этом же контексте предлагают значительно увеличить количество яслей в детских садах, которых сейчас во Франции очень не хватает. Это снимет и проблему декретного отпуска.
Будут также введены квоты на показ спортивных соревнований: чтобы больше транслировали матчи женских сборных. Все эти меры направлены на то, чтобы разрушить патриархальную структуру общества. Может, она не заметна невооруженным глазом, но насколько глубок патриархат во Французской культуре можно понять хотя бы потому, что до 1965 года у француженок не было права иметь счет в банке без согласия мужа, работать без разрешения мужа женщины тоже не могли. Сейчас это звучит абсурдно, но надо помнить, что кроме счета в банке и права на работу еще в середине прошлого века у женщин не было многих прав. Окончательно мужчины и женщины во Франции были уравнены юридически только в 1983 году. Но может быть именно потому, что равноправие было завоевано не сразу и с большим трудом, французы (как женщины, так и мужчины) умеют его ценить, и хотят за него бороться?
Ирина СОЛОВЬЕВА. «Московские новости», 8 июля 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)