… о пространственной мобильности и цене несвободы передвижения
Передвижение и наказание
Владимир Путин в своей предвыборной статье заявил о необходимости ввести уголовную ответственность за нарушение правил регистрации для граждан России. ФМС с живостью начала готовить предложения по ужесточению миграционного законодательства. Эти инициативы не только плохо согласуются с Конституцией, но не способствуют мобильности населения — одной из предпосылок экономического развития.
Статья оседлости
Предвыборная статья Владимира Путина в "Независимой газете" под заголовком "Россия: национальный вопрос" хоть и вызвала критику по поводу недостаточной оригинальности идей, на первый взгляд, написана вполне гладко. А что еще не потерявший адекватности кандидат в президенты может говорить, кроме общих слов о соблюдении национальных интересов с одновременным признанием мультикультурных ценностей?
Подвох в предвыборной риторике, однако, обнаружить можно, и столь серьезный, что надеяться остается лишь на то, что Путин или допустил художественную метафору, или не совсем это имел в виду, или вообще пассаж писал лихой спичрайтер, а премьер, когда редактировал, недосмотрел.
Речь идет о намерении ввести уголовную ответственность за нарушение правил регистрации для граждан России, переезжающих в другие регионы. "У нас достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причем это полноправные граждане России",— признает Путин в начале этой части своего программного текста. "Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое — неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное — поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют",— развивает свою мысль Путин.
Насчет агрессивного поведения дискутировать нечего, в УК по этому поводу масса статей, начиная с мелкого хулиганства. Но дальше Владимир Путин почему-то смешивает поведение человека с процедурой его регистрации. "Надо посмотреть, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации",— поставил задачу Путин.
Само по себе нарушение логики может быть не случайным, если подразумевается, что за неправильно оформленную регистрацию будут наказывать не всех иногородних, а только хулиганствующих. В этом случае речь идет об избирательном применении права, что в определенном смысле является стилем нашей системы — недаром экономические санкции против недружественных государств у нас вводятся по санитарной линии. Но еще хуже, если контроль за регистрацией в России самих россиян действительно планируется ужесточить системно. Возвращение в СССР с его "лимитами" вряд ли возможно при наличии свободного рынка недвижимости в ситуации, когда наличие или отсутствие прописки кого-то реально останавливает от переезда в другой регион. Но рынок удивительной взяткоемкости инициатива создать способна.
Атака на мобильность
Особенность внутренней миграции в России — перетекание населения, причем далеко не худших кадров, из отдаленных регионов в центр. "Деградирующая экономика нестоличных регионов и, как следствие, увеличивающиеся односторонние миграционные потоки — большая проблема",— отмечает Юлия Смирнова, директор департамента развития бизнеса холдинга "Империя кадров". При этом Смирнова полагает, что "решить проблему путем ужесточения законодательства невозможно и нечестно, это будет еще одно ограничение для нормального функционирования рыночной экономики".
В Москву едут понятно почему: здесь работа и зарплата. Более чем на 50% всех вакансий в базе "Империи кадров" претендуют жители регионов, а когда речь идет о позициях начального уровня, требующих всего опыта работы в год-два, то этот показатель доходит до 70%.
По данным исследования кадрового холдинга АНКОР "Движение персонала на территории Российской Федерации", проведенного в конце 2011 года (опрошено 7500 респондентов, большинство из которых специалисты и руководители среднего звена в возрасте 21-35 лет), 32% россиян имеют опыт переезда, 29% планируют переезд и 39% не переезжали и не планируют покидать свой регион. При этом более 80% переезжавших оценили последний опыт переезда как положительный. 40% переехавших сделали это из-за стремления к профессиональному и карьерному развитию, 31% — из-за желания улучшить условия жизни и свое материальное благосостояние, 19% — из-за отсутствия рабочих мест на территории проживания.
Наиболее привлекательными территориями для переезда помимо Москвы и Санкт-Петербурга являются города Южного федерального округа: тут благоприятный климат, в том числе и деловой.
Сергей Гадецкий, директор по России кадрового холдинга АНКОР, признавая, что население Сибири и Дальнего Востока катастрофически уменьшается, а квалифицированных специалистов в регионах все меньше, отмечает, что в целом увеличение мобильности населения — позитив для экономики. "Наше исследование показало, что российские граждане постепенно переходят к американской модели, то есть жить там, где есть работа",— констатирует он.
Эксперты сходятся во мнении: единственный способ направить внутреннюю миграцию в нужное русло лежит только в экономической и ни в коем случае не в административной сфере. Если хорошая работа будет в Екатеринбурге, житель Перми охотно поедет туда, а не в Москву.
"В 2011 году мы проводили исследование, посвященное мобильности персонала в нашей стране. Его результаты подтверждают высокую степень готовности россиян к перемещению — трое из четверых заявили, что готовы поменять место жительства ради новой работы",— рассказывает Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS.
Кадровое истощение региона резко сокращает его возможности развиваться, но запретительные меры здесь не помогут, развивает мысль Горохова. Тем более что институт прописки де-факто разрушен. "Приезжает человек работать в Москву, если он успешен, через какое-то время приобретает недвижимость в городе или в Подмосковье, и вот он уже полноправный столичный житель",— замечает эксперт.
Поэтому в отношении регистрации (стоит еще раз подчеркнуть, что речь не о правилах въезда иностранцев, а о перемещении по стране ее собственных граждан) самыми разумными кажутся звучащие с разных сторон предложения об отмене этого советского пережитка. Учетная функция регистрации (чиновники с использованием этих данных рассчитывают нагрузку на социальную сферу региона) себя не особенно оправдывает, в полиции тоже не раз заявляли, что преступника поймать не легче, если мы знаем, где он прописан.
Просторы для поборов
Согласно действующему Трудовому кодексу, "никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-нибудь преимущества, независимо от пола, расы, возраста, места жительства". То есть сейчас отсутствие регистрации не помеха для трудоустройства. Впрочем, и в Конституции гарантирована свобода передвижения граждан, но это лишь в теории, пока не отменена регистрация.
Согласно действующим правилам, граждане, прибывшие на срок свыше 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Необходимо представить документ, удостоверяющий личность, заявление о регистрации и договор найма жилья (либо заявление от лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). Из послаблений последнего времени — заявления можно подавать онлайн.
Представитель команды правовой безопасности Legal Team, правозащитник Иван Ниненко подчеркивает: регистрацию может проверять только сотрудник ФМС или районный участковый. В помощь сотрудникам ФМС могут выделяться сотрудники полиции, однако проводить самостоятельные проверки на улицах и в метро они не имеют права. Административный штраф за отсутствие регистрации — 1,5-2,5 тыс. руб., однако на практике очень трудно доказать, что человек на самом деле проживает в том или ином месте более 90 дней. "На практике сотрудники полиции проводят незаконные проверки на улицах и угрожают гражданам депортацией в их родные регионы, что вообще никак не вписывается в рамки закона. Москва не является режимным городом. В отношении граждан России, не имеющих регистрации по месту пребывания, не может применяться даже такая мера, как административный арест, не говоря уж о депортации,— объясняет правозащитник.— Россиян, которых помещают в "обезьянники" якобы за отсутствие регистрации, скорее всего, формально обвиняют в невыполнении требований сотрудников милиции или в мелком хулиганстве".
Другое дело, что, когда иногородний устраивается на работу, кадровики почти всегда требуют наличия регистрации минимум на полгода. И тогда приходится или покупать справку (от 1 тыс. до 4 тыс. руб.) или упрашивать местных владельцев жилья, чтобы прописали. Хозяину квартиры это доставляет неудобство в том числе и потому, что квартплату пересчитывают с учетом нового жильца, приходится отдельно просить бухгалтерию ДЕЗа высчитать "прибавку".
По мнению Ниненко, предложение об уголовной ответственности за нарушение правил регистрации плохо согласуется с Конституцией, а введение новых санкций при текущем уровне коррупции приведет к удорожанию рынка липовых регистраций. "Вырастет "коррупционный налог" и сумма, которую вымогают сотрудники полиции,— убежден Ниненко.— Это популистское заявление, сделанное перед выборами, чтобы привлечь голоса избирателей, озабоченных проблемой миграции. На практике внедрять подобные меры вряд ли будут. Я полагаю, что реального законопроекта мы не увидим".
Эксперт фонда "Миграция XXI век" Наталья Власова отмечает, что единственным гипотетическим плюсом устрожения правил регистрации может стать то, что квартиросъемщики будут чаще заключать с владельцами квартир официальные договоры об аренде с условием предоставления регистрации.
Даже с учетом этого получается, что в отсутствие экономической целесообразности усиления регистрационного контроля призыв к нему в статье Путина может порадовать только националистов, хотя в предыдущих абзацах и говорится о недопустимости слоганов вроде "Хватит кормить Кавказ!" Как бы то ни было, уже 23 января, в день публикации статьи Путина, руководитель Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константин Ромадановский поспешил взять под козырек и заявил, что его ведомство готовит предложения по ужесточению ответственности за нарушение миграционного законодательства. "Мы движемся в сторону неотвратимости наказания",— сказал глава ФМС.
Анастасия КАРИМОВА, Юрий ЛЬВОВ
Во что обойдется ограничение свободы передвижения?
Прямая речь Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития:
— С моей точки зрения, все, что связано с регистрацией мигрантов, гастарбайтеров — таджиков, узбеков и так далее,— зона повышенной коррупции. Их обирают и наша полиция, и миграционные органы, и все, кто только может. И в принципе правильное предложение о том, что надо, чтобы миграция была легальной, чтобы люди жили в нормальных условиях, в наших условиях всеобщей коррупции обернется просто еще большим коррупционным сбором с мигрантов. Поэтому давайте наведем порядок в полиции и в миграционных органах и будем уверены, что они работают честно, а после будем ужесточать нормы. Роман Попов, замдиректора направления "Муниципальное экономическое развитие" Института экономики города:
— Понятно, что большие объемы нелегальной миграции в целом свидетельствуют о серьезных проблемах, и с этим надо что-то делать. Но также верно и то, что мигранты едут в город именно потому, что на их рабочие руки есть спрос, и те рабочие места, которые они заполняют, при их вытеснении, возможно, будут пустовать. Тут логичнее было бы вести речь о легализации миграции, то есть переводе нелегальных мигрантов в категорию легальных. Но есть опасения, что будет уклон именно в сторону выдавливания мигрантов как таковых — неважно, есть у них документы или нет, легально или нелегально они поселились в городе и устроились на свои рабочие места. Никита Мкртчян,ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Высшей школы экономики:
— Предложение, о котором Путин написал в "Независимой газете",— ввести уголовную ответственность за нарушение правил регистрации — прозвучало в достаточно странном контексте, в контексте внутренней миграции. У нас действительно внутренняя миграция, миграция из кавказских республик, является детонатором различных беспорядков. Но дело в том, что внутреннюю миграцию по Конституции ограничить нельзя. Конечно, можно упражняться в ужесточении порядка регистрации, сделать прописку, как в Советском Союзе, но у нас в 1993 году был принят закон о свободе передвижения, и прописка была отменена в 1995 году, задолго до Путина. Это естественная свобода в нормальном государстве.
Возможно, Путин имел в виду наказывать не самих мигрантов, а организаторов миграции, но я с трудом представляю себе организатора нелегальной миграции, например, жителей Свердловской области в Москву или жителей Республики Чувашия в Санкт-Петербург. А возможно, он имел в виду то, что у нас масса жилья сдается без регистрации проживающих. Это происходит не потому, что владельцы жилья категорически против регистрации, а потому, что они не хотят платить налоги и вполне обоснованно думают, что если они зарегистрируют человека по месту пребывания, к ним придет налоговая. Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru:
— Что касается внутренней миграции, то я считаю, что для граждан России не должно быть никаких ограничений в выборе места жительства и работы. Пусть гражданин едет, куда хочет, живет, где хочет, и работает, где хочет, он имеет на это конституционное право. Ужесточать или контролировать этот процесс нет смысла, тем более что работник будет зарегистрирован в Пенсионном фонде, налоговой службе и т. д.
А вот внешнюю миграцию, в частности ввоз низкоквалифицированной рабочей силы, на мой взгляд, нужно полностью прекратить. Причина проста: мигранты из ближнего зарубежья существенно понижают средний уровень оплаты труда граждан России, потому что они фактически готовы работать за хлеб и воду. При этом запрет должен максимально жестко контролироваться, поскольку неквалифицированные рабочие в большинстве своем трудятся нелегально.
И наоборот, для въезда высококвалифицированных иностранных граждан следует создать комфортные условия: минимум формальностей, минимум бумаг. Нужно, чтобы люди приезжали, чувствовали себя спокойно, передвигались по стране и работали там, где их опыт и знания востребованы.
Однако, к сожалению, я не вижу реальных предпосылок для изменения миграционной политики. Если бы господин Путин хотел ужесточить въезд в страну неквалифицированной рабочей силы, он сделал бы это, не дожидаясь выборов,— все возможности у него есть. Пока же мы наблюдаем обратную тенденцию: количество мигрантов на позициях, не требующих квалификации, постоянно растет. В этих условиях не приходится говорить о модернизации и механизации труда. Дворникам, едва разговаривающим по-русски, сложно доверить новую уборочную технику, а вместо небольшого количества строителей с высокой производительностью труда по-прежнему работают неквалифицированные люди с лопатами. Елена Киселева, ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований:
— Можно оглашать любые намерения и принимать любые решения относительно трудовой миграции, и это уже делается последние 10-15 лет, но вопрос в том, насколько хорошо эти решения выполняются. Пока работодатель заинтересован в более дешевой рабочей силе и менее притязательных работниках, в условиях безвизового режима со странами СНГ и массовой практики решения вопросов в обход закона, никаких изменений, я думаю, не произойдет. Нужно не ужесточать правила и вводить запреты, а регулировать трудовую миграцию, управлять этим процессом. Александр Починок, экономист, в 2000-2004 годах министр труда и социального развития:
— Я считаю, что свобода передвижения ограничиваться не будет.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)