Минрегион защитит интеллектуальную собственность малых народов
В Санкт-Петербурге под эгидой Минрегиона России вчера открылся международный симпозиум по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору в целях устойчивого развития коренных народов. Участники симпозиума хотят определить, как с помощью юридических механизмов авторского права помочь коренным народам земного шара сберечь их традиционное наследие и, возможно, извлечь из этого выгоду. Если способ будет найден, североамериканские индейцы смогут, вероятно, запатентовать технологию строительства вигвама, а, скажем, туземцы Филиппин, известные искусством врачевания внутренних органов без помощи хирургических инструментов, - свои умения в области медицины. В России эти теоретические поиски затрагивают коренных обитателей просторов Севера и Дальнего Востока. Поскольку страна рассматривает их как часть своего национального достояния, Минрегион и решил инициировать симпозиум на российской территории при поддержке Всемирной организации интеллектуальной собственности и фонда "Россияне".
Как отметил заместитель директора департамента межнациональных отношений Минрегиона РФ Алексей Зенько, в России все народы являются коренными, поэтому законодательство выделяет в отдельную совокупность коренные малочисленные народы - такие этнические группы, в которых не больше 50 тыс. человек. Причем, по словам г-на Зенько, речь идет только о народностях Крайнего Севера и Сибири. Микроэтносы Дагестана, живущие порой в условиях сурового высокогорья и отрезанные от внешнего мира не меньше чем оленеводы в тундре, к привилегированной категории не относятся. Всего коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока 46, и большинство из них представлено на симпозиуме. В Петербурге ждали гостей из 27 стран мира, представляющих Соединенные Штаты и Канаду, где сохраняется индейское население, Австралию, Индию, Бангладеш, Венесуэлу, Бразилию, африканские государства, а также шесть стран СНГ.
Кроме самих представителей экзотических групп собираются также ученые и юристы, специализирующиеся на авторском праве. Впервые вопрос применимости современного авторского права в отношении традиций, фольклора и прочих ценностей подобного рода был поставлен Всемирной организацией интеллектуальной собственности в 2007 году, когда был создан межправительственный комитет по генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору. Г-н Зенько, который представлял сторону организаторов на пресс-конференции, предварявшей симпозиум, признался, что пока определенный прогресс есть только в области защиты фольклора - разработан даже проект международного нормативного акта. В отношении всего остального ученым и самим носителям знаний, которые подлежат правовой защите, только предстоит определиться, что защищать, как, на каких уровнях и в чьих интересах.
По словам Алексея Зенько, ключевыми словами предстоящей дискуссии неизбежно станут «ограничение и исключение», поскольку ясно, что далеко не все, созданное коренными народами, подлежит правовой защите. Г-н Зенько рассказал в связи с этим, что шотландцы, работающие в составе межправительственного комитета, в шутку обещают не добиваться патента на знаменитую шотландскую клетку, хотя в этом случае вся Шотландия могла бы немедленно бросить работу и жить на авторские выплаты.
С предметом регулирования действительно пока много неясностей. К примеру, непонятно, какое отношение к защите интеллектуальной собственности могут иметь генетические ресурсы. На прямой вопрос «Времени новостей» г-н Зенько уклончиво отвечал, что под генетическими ресурсами понимается все то, что обеспечивает физическое выживание определенной группы людей. То есть, например, рыба, которую они бьют в море, или олени, на которых ездят или которых едят. Во всяком случае, он согласился, что вопросы защиты генетических ресурсов относятся не к сфере евгеники, а скорее к сфере экологии, хотя и не только к ней.
Разумеется, множество абсурдных ситуаций уже буквально на подходе. Камчатские ительмены, к примеру, готовы настаивать на уникальности своих орудий для ловли корюшки, которые называются запорами. Им к тому же хотелось бы понять, будет ли новый подход к защите традиционных знаний и технологий означать, что ловить корюшку в камчатских водах разрешат только ительменским запором, а современными рыболовецкими тралами запретят. Алексей Зенько отвечал, что такие вопросы коренные народы должны решать с региональными властями, но намекнул, что как археолог знаком с историей ительменского запора и знает, что аналогичные устройства применялись, к примеру, новгородцами еще в раннем Средневековье. Впрочем, новгородцы коренным малочисленным народом не являются, что на ближайшую перспективу исключает соответствующую судебную склоку. Однако в свете обозначившейся тенденции не исключено, что украинцы рано или поздно решат запатентовать борщ, грузины - сациви, а русские - соленые огурцы.
По словам представителя Минрегиона, за последние два десятилетия коренные малочисленные народы российского Севера и Сибири почувствовали себя лучше, чем прежде, заново самоопределились и количественно выросли. Строго говоря, демографические успехи грозят им потерей статуса: как только представителей группы становится больше 50 тыс., она перестает считаться малочисленной. Правда, таких прецедентов пока не было. Но в Минрегионе с волнением ждут результатов только что завершившейся Всероссийской переписи населения: ненцы, к примеру, могли с 2002 года подобраться вплотную к 50-тысячной отметке. Но, как напомнил Алексей Зенько, данные по этническому составу будут обнародованы не раньше 2012 года. Можно лишь предположить, что те, кому в 2012-м предстоит очередной избирательный цикл, не хотят зря волновать население сведениями об убыли коренных многочисленных народов Российской Федерации и росте коренных малочисленных.
Отвечая на вопрос, не приведет ли избыточная защита коренных малочисленных народов Севера и Сибири к тому, что их дети будут все чаще расти при кочевьях и зимовках, не имея представления ни о России, ни о своем месте в ней, Алексей Зенько рассказал, что Минрегион с прошлого года запустил просветительскую программу под лозунгом «Народов много, страна одна». Эта программа призвана воспитывать в россиянах независимо от их принадлежности к большой или малой этнической группе чувство гражданской общности.
Новая гражданская идентичность должна быть связывающей, а не уничтожающей этнические корни людей. «Плавильный котел», как часто называли механизм интеграции американской нации до середины XX века, в России, по словам г-на Зенько, не планируется. И все 180 больших и малых народов, живущих в стране, в идеале получат шанс сохранить свои традиции и приумножить общее достояние. Что же касается маленьких кочевников, то их, по словам чиновника, вовсе не обязательно отрывать от родителей ради школы - школа сама может приехать к ним. Оказалось, Россия все чаще прибегает к технологии так называемой кочевой школы - обычной начальной школы, которая либо перемещается вместе с группой кочевников, либо находится на расстоянии доступности от их стойбищ.
Средства, которые Россия выделяет на поддержку своих северных народов, не так уж велики - это 240 млн. руб. в год в порядке прямых федеральных дотаций соответствующим регионам плюс еще 80 млн. в год, которые бюджет тратит в рамках начавшегося в 2004 году 2-го Международного десятилетия коренных народов мира ООН. Что-то выделяют сами регионы. Кроме того, известно, что коренные малочисленные народы живут преимущественно в тех районах, которые богаты полезными ископаемыми. Поэтому компаниям, заинтересованным в извлечении этих запасов, приходится, как в фильме «Аватар», строить отношения с местными жителями, и эти отношения часто носят возмездный характер. До сих пор правил, по которым достигались подобные договоренности, не было. Но теперь Минрегион разработал методику расчета ущерба, причиняемого компаниями среде существования коренных малочисленных народов. Методика уже апробируется несколькими компаниями на Сахалине, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округе, в Хабаровском крае и Якутии.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)