… о региональных различиях экономической отдачи от образования
Где на Руси учиться выгоднее
В России существуют огромные различия в отдаче на высшее образование. Одни из самых низких уровней отдачи на высшее образование наблюдаются в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Самые высокие — в регионах Южной Сибири (республиках Тыва и Алтай). Эти различия связаны с ожидаемой продолжительностью жизни в регионах, региональной безработицей, а также степенью присутствия государства на рынке труда. Таковы выводы исследования «Отдача на высшее образование в российских регионах», проведенного научным сотрудником Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Алексеем Ощепковым.
Он представил исследование на совместном научном семинаре ЦеТИ, ЛИРТ и ИРО НИУ ВШЭ 28 сентября.
Отдача на образование
Термин «отдача на образование» уже давно прочно вошел в лексикон экономистов. В рамках весьма влиятельной в экономической науке теории человеческого капитала образование рассматривается как некий проект, реализация которого требует различного рода инвестиций. На измерение уровня отдачи на эти инвестиции, то есть, отдачи на образование, нацелены сотни исследований в разных странах мира. Их результаты в общем сходятся в том, что существует достаточный уровень отдачи на образование, что является ключевой причиной того, почему миллионы людей по всему миру стремятся получить образование и/или повысить его уровень.
Общее представление о положении дел в нашей стране дают работы А. Лукьяновой, Р. Капелюшникова и ряда других исследователей. В частности, по оценкам Анны Лукьяновой, в России отдача от дополнительного года образования активно росла — с 4% до 8% в период с 1990-го г. до середины 2000-х. К этому моменту, отмечает Анна Лукьянова, отдача от образования для женщин составляла около 9%, для мужчин — около 7%.
Однако во многих работах как иностранных, так и отечественных исследователей отдача на образование оценивается на уровне страны в целом. Если для небольших государств это кажется корректным, то для крупных стран с разнородными регионами такой подход представляется уже не совсем приемлемым.
Региональные различия в отдаче на высшее образование в России
В своем исследовании А. Ощепков впервые получил оценки отдач на различные уровни образования для каждого региона-субъекта Российской Федерации (за исключением автономных округов и Чеченской республики). Для этого использовалась общепринятая методология оценки, применявшаяся во многих иностранных и отечественных исследованиях (методология предложена Дж. Минцером и основана на оценивании уравнения заработной платы, получившим название минцеровского уравнения). Статистической базой исследования стали данные «Обследования заработной платы по профессиям» (ОЗПП) за 2005 и 2007 гг. Это данные выборочного обследования предприятий размером 15 и более работников.
Премия на высшее образование (в % к среднему образованию) в российских регионах, ОЗПП, 2007
Автор исследования сфокусировал внимание на отдаче на высшее образование (по отношению к заработной плате работников со средним образованием). Различия между регионами оказались впечатляющими. Если общестрановая оценка отдачи в 2007 г. составляла примерно 88% (от заработной платы работников со средним образованием), то в республике Тыва отдача на высшее образование составляла почти 150%, а в Самарской области — немногим более 60%. Таким образом, разрыв между «чемпионами» и «отстающими» составляет порядка 90 п.п.
Различия между регионами были подтверждены статистическими тестами. Была проведена дополнительная корректировка оценок (используемые данные не включали в себя сельское хозяйство, финансовый сектор и государственное управление), но это практически не изменило полученные результаты. Наибольший эффект корректировка дала для Москвы (отдача увеличилась на 12%), где высока доля занятых в неохваченном финансовом секторе. Впрочем, еще лишь в трех регионах (помимо Москвы) абсолютное смещение составило более 5% от первоначальной оценки.
К похожим выводам пришли предшественники А. Ощепкова — авторы единственной работы, оценивающей отдачу от образования в региональном разрезе — С. Чейдвессер и Х. Бенитец-Сильва (Benitez-Silva and Cheidvasser, 2007). Используя схожую методологию, но на данных РМЭЗ (Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения), они оценили отдачу на дополнительный год образования в 7 федеральных округах, и отдельно в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в метрополиях отдача оказалась самой низкой (менее 1%), а в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири отдача оказалась самой высокой (более 7%). Исследователи не пытались ответить на вопрос — почему сложилось так, а не иначе. Алексей Ощепков в своем исследовании попробовал объяснить полученные результаты.
С чем могут быть связаны различия?
Различия в отдачах, как полагает автор, частично могут быть объяснены при помощи теории компенсирующих различий. Последняя, в частности, отмечает, что человек часто готов мириться с худшими условиями жизни при более высокой зарплате. Или, наоборот, соглашаться на относительно низкую оплату своего труда, выигрывая в чем-то другом. В конце концов, зарплата — еще не все, что интересует человека. Важна экологическая обстановка, уровень медицины, социально-политический контекст жизни в регионе, уровень цен, климат и т.д. Реальных наборов таких условий в российских регионах множество. И ряд предшествующих работ показывают, что данная теория может объяснить значительную часть межрегиональных различий в уровнях оплаты труда в России (частично это связано и с северными коэффициентами и надбавками, но они способны объяснить лишь очень небольшую часть различий).
Важный момент здесь заключается в том, что разные группы работников готовы согласиться на разную величину сокращения заработной платы ради проживания в более привлекательных регионах или городах. И наоборот, они будут готовы работать в одних и тех же менее благоприятных регионах, получая разный уровень компенсации. В результате оказывается, что относительные заработные платы работников будут различаться из-за разной привлекательности регионов. Эта логика оказалась применима в исследованиях отдачи на образование (ведь отдача на образование по своей сути есть относительная заработная плата работников с высшим образованием) в США (см. Beeson,1991, Black et al, 2009). По видимому, она также применима и в России.
Автор обнаружил значимую и устойчивую (к разным методам оценивания) связь между отдачей на высшее образование и двумя региональными характеристиками — ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем безработицы. Оказывается, что, при прочих равных, чем выше ожидаемая продолжительность жизни, тем ниже отдача на высшее образование. Как отмечает автор, ожидаемая продолжительность жизни представляется параметром, учитывающим в себе влияние многих факторов. Таким образом, полученная зависимость согласуется с теоретическими ожиданиями.
Связь же между безработицей и отдачами является положительной, т.е., чем выше уровень безработицы, тем выше отдача на высшее образование. Как показывает Алексей Ощепков, такой результат проистекает из того, что общая безработица во многом является «продуктом» высокой безработицы низкоквалифицированного персонала. Разделение безработицы на две группы — людей со средним образованием и с высшим образованием — приводит к тому, что связь отдачи с первой безработицей остается положительной, но связь со второй оказывается отрицательной (хотя и не значимой). Более высокая безработица людей со средним образованием снижает их заработную плату, что означает рост относительной заработной платы работников с высшим образованием.
Автор включил в анализ и ряд других региональных характеристик. Это доля занятых с высшим образованием, уровень экономического развития (измеряемый уровнем подушевого ВРП) и доля занятых в бюджетном секторе. Согласно результатам, отдача на образование на региональном уровне не связана ни с экономическим развитием, ни с долей людей с высшим образованием. Однако между долей занятых в бюджетном секторе и отдачей обнаруживается положительная связь. Действительно, как можно было заметить, многие из регионов с выдающимися отдачами (например, Тыва и Алтай) являются регионами, где превалирует бюджетный рынок труда. Ситуация в таких регионах напоминает ту, что наблюдается в ряде развивающихся стран. Там «хорошие» рабочие места сосредоточены в государственном секторе экономики (и люди даже иногда готовы «стоять в очереди» за бюджетным местом, оставаясь безработными), а частный рынок труда напоминает безжизненную пустыню с редкими оазисами. В таких регионах высокая отдача на образование не связана с действием рыночных сил и может парадоксально сосуществовать с относительно низким уровнем оплаты труда. Аналогично, отдача на образование наиболее высока в образовании и здравоохранении, но именно здесь общий уровень оплаты труда является самым низким среди всех отраслей экономики.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)