Украина по-прежнему «водочная» страна, хотя сегмент низкоградусного алкоголя активно развивается в духе общеевропейских тенденций
По данным исследования the IWSR (International Wine & Spirits Research), по потреблению водки Украина занимает третью позицию в мире — после России и США. Ежегодное потребление горькой (не в бутылках, а в пересчете на 100-процентный спирт) в РФ достигает 18 л, в Украине — 13 л на человека в год (данные Business Analytica). Ключевых причин, обусловивших лидерство, всего две — традиции и количество населения в каждой отдельно взятой стране. «В Украине культура потребления водки сформирована столетиями», — отмечает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью УК Nemiroff Наталия Коновалова
В Украине и России большое влияние на формирование структуры потребления алкоголя оказали государственные монополии на производство спирта. «В течение веков они существовали сначала в Российской империи, затем — в СССР, и до сих пор в Украине спиртзаводы находятся в собственности государства. С царских времен водка считается напитком-донором для пополнения госказны», — объяснил директор по маркетингу ТМ «Хортиця» Евгений Разуваев. Этот продукт более прост в производстве, чем вино или пиво.
Генеральный директор компании «Бельведер Украина» (TM Sobieski) Владимир Притуляк отмечает, что цена была и остается главным фактором при выборе алкогольных напитков. «Один градус алкоголя в пиве по сравнению с одним градусом в водке всегда будет стоить дороже. Связано это с отличительными особенностями технологии производства данных напитков: в пиве (как и в сухом вине. — Ред.) алкогольные градусы получаются в процессе естественного брожения», — поясняет Генеральный директор «Славутич», Carlsberg Group Петр Чернышов. Таким образом, при наличии дешевой и доступной водки нынешняя структура потребления спиртного в Украине сохранится.
Культура потребления алкоголя напрямую связана с тем, в какой местности расположено государство и какая хозяйственная деятельность для него характерна. «Взглянув на то, что произрастает на территориях, становится понятно, что Германия и Чехия — пивные страны, а Франция и Испания — винные», — отмечает Евгений Разуваев. Немцы и чехи выпивают 107 и 159 л пива в год, французы и испанцы потребляют 60, 59 и 32 л вина на душу населения (данные Euromonitor). В то время как украинцы, по оценкам директора ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергея Петренко, выпивают в среднем всего 5 л вина за год.
Пива в натуральном выражении (литрах) украинцы потребляют почти в пять раз больше, чем водки, — 60 л в год на человека. Однако из-за небольшого содержания «градусов» его доля в структуре алкогольного рынка в процентном отношении вдвое меньше (28% пива против 60% водки). Петр Чернышов считает, что на структуру потребления спиртных напитков напрямую влияет состояние экономики и уровень потребительского оптимизма.
«Когда у людей плохое настроение, они пьют крепкие спиртные напитки — «с горя», а когда хорошее — хотят общаться и выбирают при этом менее крепкие напитки (пиво, вино)», — делится он. По мнению Владимира Притуляка, украинскому алкогольному рынку присущи и общеевропейские тенденции — замечен явный рост потребления вина, ликеров, пива, повышается коктейльная культура. Но ощутимо повлиять на структуру рынка смогут только высокие акцизы или другие факторы, которые поспособствуют удорожанию крепкого алкоголя.
Светлана ПОПЕЛЬ. «Комментарии», 30 апреля 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)