Общественная палата предлагает не перекладывать обязательства приемных детей на их опекунов
Долги и другие материальные обязательства приемных детей не должны распространяться на их опекунов - такое мнение высказали члены Общественной палаты на прошедших вчера слушаниях, посвященных проблемам российского семейного законодательства. "Опекуны не должны опасаться того, что им придется расплачиваться за собственную доброту", - подчеркнула председатель комиссии ОП по социальной и демографической политике Александра Очирова, выступившая с основным докладом.
Как рассказали участники слушаний, поводом для появления этого предложения послужила жалоба пенсионерки из Перми Маргариты Буториной. Женщина взяла на воспитание девочку из приюта, суд оформил опекунство над ребенком. Юридическая коллизия возникла из-за того, что у Маши, воспитанницы г-жи Буториной, две прописки: одна в квартире опекунши, другая - на жилплощади родной матери. Биологическая мама Маши, лишенная родительских прав, в течение нескольких лет не платила за коммунальные услуги - в результате накопился долг, превышающий 200 тыс. руб. Неудивительно, что управляющая компания подала на злостную неплательщицу в суд, который постановил, что долг должны уплатить все люди, прописанные в квартире, включая Машу. Поскольку г-жа Буторина - опекун, то 35 тыс. руб. согласно судебному вердикту придется выплатить ей. По словам Александры Очировой, данный судебный казус стал следствием одного из "нелепых пробелов", которых немало в российском семейном законодательстве.
По завершении слушаний члены Общественной палаты постановили направить предложения спикеру Госдумы Борису Грызлову. В числе прочего общественники потребовали внести поправки в Семейный и Гражданский кодекс и в закон "Об опеке и попечительстве", которые бы запретили переход обязанностей несовершеннолетних на их опекунов или попечителей. Другие поправки в закон об опеке уже находятся на стадии подготовки к первому чтению, сообщила г-жа Очирова. Одно из изменений касается продления действия договоров о приемной семье и о патронатном воспитании, заключенных до 1 сентября 2008 года, до достижения ребенком 18 лет. Кроме того, предлагается установить четкий порядок проверки данных о потенциальных опекунах при установлении предварительной опеки.
В целом же, как подчеркнула г-жа Очирова, нынешнее семейное законодательство требует кардинальной перезагрузки. Действующий Семейный кодекс, принятый 14 лет назад, "устарел и должен быть существенно переработан". "Семья до сих пор не является субъектом социально-правовых отношений", - посетовала глава комиссии ОП по социальной и демографической политике.
Оставляет желать лучшего и реализация законов о защите семьи и детства. "В регионах возможны ситуации, когда размер ежемесячных выплат на содержание детей, оставшихся без попечения родителей и пребывающих в замещающих семьях, меньше прожиточного минимума", - констатировала Александра Очирова. Ни в одном из обследованных регионов выплаты не достигали социально обоснованного уровня, составляющего, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, от двух до трех прожиточных минимумов.
По мнению г-жи Очировой, несмотря на все меры, предпринимаемые властями в последнее время, в российской семейной политике "сохраняется отсутствие перспективного целеполагания и конкретной стратегии развития семьи как основы общества и опоры государства". "До сих пор не принята концепция, которая определяла бы семейную политику не на уровне отдельных регионов, а на федеральном уровне", - пояснила Александра Очирова в беседе с корреспондентом "Времени новостей". В этой концепции, по ее мнению, следовало бы "определить обязанности государства по отношению к семье, сформулировать права и обязанности семьи в обществе, обеспечить единство семейной политики на федеральном и региональном уровне". Новую редакцию Семейного кодекса, по мнению участников слушаний, нужно адаптировать к современным реалиям, в том числе законодательно оформить такие "новые формы и виды социальной реальности", как гражданский брак, патронатное воспитание и т.д. В нынешнем же законодательстве до сих пор четко не прописаны такие понятия, как семья, молодая семья, многодетная семья, монородительская семья, при том что сейчас количество семей, в которых единственным родителем является мать, составляет почти треть.
Михаил МОШКИН. «Время новостей», 29 октября 2009 года
Семья как субъект политики - Дискуссия
России нужна продуманная долгосрочная семейная политика. И законы, ее обеспечивающие
Вчера в Общественной палате РФ прошли слушания на тему "Семейная политика: законодательство и практика".
- То, что происходит с семьей в России, некоторые исследователи сегодня уже называют коллапсом, - сказала в своем докладе председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова. - И это - несмотря на то, что за последние годы государством предпринимались меры по укреплению этого важнейшего в жизни любой страны социального института. К сожалению, все предпринимаемые меры не поспевают за ухудшающейся ситуацией. О том, что она становится все более критической, говорила прозвучавшая статистика.
Ячейка общества в России становится все малочисленнее: в среднем на 10 семей в стране приходится 32 человека. Лишь 6,6 процента семей имеют трех и более детей, и абсолютное их большинство живет в стесненных финансовых и жилищных условиях. Бичом российского института семьи стали разводы: на протяжении жизни всего двух поколений их коэффициент увеличился в пять раз - наивысший показатель в истории страны. Каждая седьмая семья сегодня - неполная. Все тревожнее становится тема домашнего насилия, прежде всего в отношении детей: в 2008 году жертвами насилия стали 126 тыс. детей.
Главной, системной, причиной неблагополучия участники слушаний называли отсутствие у нас эффективной государственной семейной политики. И как следствие - несовершенство действующих законов. Семья в нашем Отечестве до сих пор даже не является субъектом права. А ведь, как заметила профессор Института экономики РАН Людмила Ржаницына, "семья - это не объект права, это объект политики".
Законодательство не во всем соответствует реальным потребностям современной семьи. Не учитывает, например, что меняются представления о ее типах. Традиционный для России тип семьи многопоколенной, с четким распределением функций между супругами, ведущей ролью родительства сегодня сосуществует с семьей нуклеарной, основанной на равенстве супругов, брачных контрактах, с главенством отношений супружества, а не родительства
И даже вновь принимаемые законы имеют прорехи, оборачивающиеся для семьи тяжелыми жизненными коллизиями. Как это случилось в семье пенсионерки из Перми Маргариты Буториной. С нее, взявшей под опеку внука, местные власти по решению суда потребовали уплатить коммунальные задолженности за квартиру, где проживают лишенные родительских прав родители ребенка и где он прописан. А все потому, что в принятом в прошлом году Законе "Об опеке и попечительстве" есть норма, запрещающая опекунам использовать любое имущество и доходы (алименты, пособия) подопечного, кроме как на него самого, но нет нормы, которая освобождала бы опекунов от его долгов
Участники слушаний были единодушны в том, что для выстраивания добротной государственной семейной политики, которая сможет вывести из зоны опасности этот важнейший социальный институт, необходимо серьезное усовершенствование законодательной базы.
Семейный кодекс РФ, принятый больше 10 лет назад, устарел и должен быть существенно переработан.
Галина БРЫНЦЕВА. «Российская газета», 29 октября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)