На столичном рынке труда наметилась новая тенденция — в связи с кризисом многие жители Москвы стали искать работу на периферии, в регионах, даже в странах СНГ. Тем более что, по оценке экспертов Всемирного банка, из десяти крупнейших городов России Москва занимает последнее место по комфортности ведения бизнеса. «Известия» пообщались с «переселенцами»: оказывается, жизнь за МКАД существует и во многом не уступает столичной...
«Москва не кажется центром вселенной»
29-летняя москвичка Оля уже больше года живет в Астане. Предложение поработать в Казахстане получил ее муж — дипломированный юрист. Супруг Оли работает в крупном столичном холдинге, представительства которого есть и в странах СНГ Удаленность от дома работодатель компенсировал высоким окладом и приличным служебным жильем.
— О переезде не жалеем, — рассказывает «Известиям» Оля. — Конечно, некоторое время я настраивала себя к грядущему новоселью — ведь у нас еще и годовалая дочка. Однако перемены нас вполне устраивают. В Москве мы обитали в однушке, такой крохотной — негде было поставить детскую коляску. А в Астане у нас просторная «двушка».
Еще одним плюсом помимо хорошей зарплаты и жилья оказался немосковский ритм жизни.
— Первое мое ощущение, когда я приехала в Астану, было удивительным, — рассказывает Оля. — Казалось, что мы с мужем и дочкой попали на курорт: никаких пробок, людской толпы. У нас наконец-то появился вечер — общий, семейный вечер...
Подписывая заявление об увольнении по собственному желанию, Анна Б., редактор отдела светской хроники известного столичного издания, не предполагала, что этот поступок в корне изменит ее жизнь.
Родной Сургут девушка, покинула более десяти лет назад. И подобно гламурным героям своих репортажей порой сомневалась, что за МКАД есть жизнь. О переезде к родителям Аня задумалась после четырех месяцев безрезультатных поисков работы. К тому же оплата съемной квартиры и недешевый московский быт буквально «съели» небольшие сбережения. «Каждый день я отправляла десятки резюме. Но предлагали варианты либо не по специальности, либо с крошечной зарплатой».
В Сургуте Аня нашла работу, едва спустившись с трапа самолета, — не каждый день в таежный город приезжают столичные журналисты!
— Раньше я писала про звезд шоу-бизнеса. Интересно, но бесперспективно. Сейчас освещаю политику и экономику, руковожу серьезным информационным порталом. Для меня это значительный профессиональный рывок, — говорит Аня.
Кроме того, Аня вспомнила, сколько интересных вещей можно успеть, если не стоишь в многочасовых пробках. «Времени в Москве катастрофически не хватало. Друзья, развлечения, спорт — все это поглотили работа и дорога туда-обратно. Здесь пытаюсь наверстать упущенное».
Пару недель назад Ане поступило предложение о работе в столице, на которое девушка, ответила категорическим отказом:
— Смысла жить в Москве не вижу. Опять ютиться в съемной однушке и по два часа добираться на интервью? После нескольких месяцев в провинции Москва уже не кажется центром вселенной. Теперь я точно знаю — жизнь за МКАД только начинается.
Строчка в резюме и свободное время
Тенденция обратной миграции — не в Москву, а из нее — становится все более отчетливой. Перед человеком, решившим перебраться в регион, возникают новые перспективы. Как правило, москвичи едут развивать сельскохозяйственную отрасль, добывающие и торговые активы. Большой спрос и на айтишников. Самые привлекательные города — Екатеринбург, Тверь, Санкт-Петербург, Сургут, Ханты-Мансийск, Иркутск и Хабаровск.
— Людей, плывущих против течения, всегда было немало. Кризис это явление только обострил, — рассказывает «Известиям» руководитель направления по прямому поиску холдинга «Империя кадров» Марат Ясизов. — Москва — «тесный» город, большинство ключевых, топовых позиций уже занято. А кризис подхлестнул волну увольнений менеджеров среднего и высшего звена. В регионах ситуация более сбалансированная, можно найти достойное место работы. В провинции частные инвесторы во время экономического подъема создавали предприятия, и для их сегодняшнего процветания нужны специалисты из Москвы.
— В первых кварталах 2009 года многие жители Москвы вынуждены были искать работу на периферии. Особенно это коснулось строителей и производственников, — говорит генеральный директор Penny Lane Personnel Татьяна Долякова. — Большинство проектов в этих областях были заморожены, без работы остались сотни людей. И если раньше москвичи готовы были покинуть столицу только в случае существенного повышения зарплаты, то теперь за благо стало просто ее наличие. Долги, ипотека — основная мотивация для переезда в регионы. Самыми популярными для переезда по-прежнему остаются нефтедобывающие регионы и города-миллионники. Правда, спрос на специалистов изменился. Если раньше из столицы выписывали инженеров, строителей и банкиров, то сейчас требуются топ-менеджмент в области продаж и айтишники. Особенно востребованы узкопрофильные кадры, которых готовят исключительно московские вузы.
— Люди все чаще используют выезд в качестве шанса для карьеры, — убежден заместитель директора Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. — Приглашение посотрудничать с региональной компанией — это дополнительная строчка в резюме, новый опыт и реальная гарантия возвращения в родную компанию на более перспективную должность. Тем более что в Москве многие специалисты находятся под угрозой сокращения. Те же, кто уехал работать в региональные филиалы компании, чувствуют себя гораздо более защищенными. В их планах — вернуться, но пересидеть кризис они все же желают в другом месте.
— Не стоит забывать, что вопрос гораздо шире, чем проблема трудовой миграции, — говорит «Известиям» руководитель лаборатории исследования рынка труда ГУ-ВШЭ проректор Сергей Рощин. — Зачастую люди перебираются на периферию, чтобы сменить приоритеты жизни: из запойных трудоголиков они превращаются в просто работающих людей, способных выкроить время для досуга.
То, что москвичи стали покидать насиженные места, — явление для нашей страны удивительное. Несмотря на все перемены последних десятилетий, для нас характерна низкая мобильность. Рудимент Советского Союза — привязка к прописке — никак не ослабевает.
Сохранится ли у людей и желание жить и работать по всей России, а не только в Москве, зависит от правительственной программы развития регионов. Далеко не все наши города привлекательны для миграции — в первую очередь из-за проблем с инфраструктурой и экологией.
Наталия КУЗНЕЦОВА. «Известия», 29 октября 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)