"На этой дороге волков нет" - эта строка из знаменитой повести Чингиза Айтматова "Джамиля" стала названием масштабного исследования по дошкольному образованию, которое специалисты ЮНИСЕФ в течение прошлого года проводили во всех регионах Кыргызстана.
Одежда не по карману
По оценкам Объединенной стратегии помощи стране, 43 процента населения Кыргызстана находится за чертой бедности, а 11 процентов живет в крайней бедности. Примерно половина сельчан страны нищенствует. Среди горожан остро нуждающихся около 30 процентов, в Бишкеке таких - 11 процентов.
Самый отсталый регион Кыргызстана - Баткенская область, здесь бедствует 59 процентов жителей. За ней с небольшим отрывом следуют Джалал-Абадская и Ошская области, там почти 60 процентов семей едва сводят концы с концами. В Иссык-Кульской области отмечается самое большое различие между сельской и городской беднотой: 63 и 23 процента соответственно.
По данным независимого исследования, около 700 тысяч детей в Кыргызстане живут в семьях, где уровень дохода не превышает порога бедности. При этом более 45 тысяч маленьких граждан воспитываются без отцов, матери в одиночку тянут все заботы по дому. В селах вообще аховая ситуация, здесь только 30 процентов семей имеют постоянную работу, остальные в лучшем случае заняты подсобным хозяйством или сезонными работами по найму. Безработные родители не в состоянии одеть и обуть детей, не говоря уже о том, чтобы устроить в садик. Даже в относительно благополучном Бишкеке 31 процент семей не может позволить себе купить новую одежду, их дохода хватает только на питание.
Пустили в расход
Инвестиции в образование в Кыргызстане за последние годы снизились с шести процентов ВВП до трех (хотя чиновники упорно твердят, что государственные расходы на этот сектор выросли с четырех процентов до семи). А доля расходов на дошкольное образование сократилась почти на полтора процента - с 6,87 до 5,18. Тогда как в странах Западной Европы на дошколят тратят от 31 до 34 процентов от общего бюджета на образование.
Сейчас в это трудно поверить, но в начале девяностых по государственным ассигнованиям в образовательный сектор наша республика опережала не только страны СНГ (в 1991-1994 годах финансирование этой области в России, Беларуси и Украине составляло 5,2 процента ВВП), но и западноевропейские страны! Для сравнения, в 1991 году США и Канада тратили на "экономику знаний" 5,8 процента ВВП, а государства Западной Европы и вовсе чуть больше четырех процентов.
В нынешнем году на образование из госбюджета было выделено 9,5 миллиарда сомов, из них Министерство образования и науки получило всего около миллиарда. Остальные деньги ушли в айыл окмоту, местные госадминистрации и мэрию. На имеющуюся сумму МОиН содержит 90 подведомственных учреждений, среди них школы, интернаты, детские дома, вузы, техникумы. Этих денег едва хватает, чтобы покрыть расходы на коммунальные услуги, Соцфонд и зарплату.
Бьют и не любят
В Кыргызстане больше 50 процентов детей в возрасте от трех до четырнадцати лет подвергаются суровому физическому наказанию. Причем многие родители и воспитатели вовсе не считают сие чем-то из ряда вон выходящим. Напротив, уверены: это идеальный метод воспитания. Причем девочкам достается не меньше, чем мальчикам. Как выяснилось, ни место проживания, ни уровень образования отнюдь не влияют на сознательность взрослых наставников. Нещадно бьют своих детей и сельчане и горожане.
Интернат для чабанов
Из 3600 педагогических работников в детсадах трудятся лишь чуть больше двух тысяч, из них только половина имеют вузовский диплом, почти 35 процентов не получили среднего профессионального образования, а у 5 процентов нет даже аттестата зрелости. При этом число детей в детсадах за последние годы увеличилось на 20 процентов. На сегодняшний день в Кыргызстане 546 дошкольных учреждений, в которых воспитывается около 55 тысяч детей.
Во времена Союза в Киргизии были открыты специальные школы-интернаты, где жили и учились дети, чьи родители в силу профессии подолгу отсутствовали. Это был просто идеальный вариант, например, для чабанов. Их дети всегда были под надежным присмотром. Несмотря на то, что такие интернаты всегда были очень востребованы, из-за отсутствия финансирования их перепрофилировали в стандартные общеобразовательные учреждения.
Остались без "корочки"
Детские сады в республике посещают лишь 19 процентов двух-, трехлетних малышей. Причем, согласно опросу, больше всего детсадовцев среди бишкекчан, меньше всего - среди жителей Баткенской области. И в данном случае уровень образования родителей играет большую роль. Так в детский сад ходят лишь 13 процентов малышей, чьи мамы имеют среднее образование. В то время как у дипломированных мам этот показатель составил 42 процента. Женщины, которые получили только начальное образование, практически никогда не отдают детей в садик. Правда, и сами толком не занимаются с ними. В школе такие дети чаще всего отстают в учебе, и уроки им даются с трудом.
Посидим по-семейному?
Есть хорошая альтернатива пресловутому государственному дошкольному учреждению - это детский сад семейного типа. Большинство родителей, наслышанных об ужасной беспечности персонала в типовых садах, понимают это. Семейный детский сад работает по гибкому графику и, как правило, находится в чьем-либо частном доме. Для маленьких постояльцев там создана семейная обстановка, это помогает детишкам быстрее адаптироваться к незнакомому пространству. Ребенок привыкает к мысли, что, кроме родителей, есть еще кто-то, кто о нем заботится.
В России, например, недавно было издано специальное постановление правительства, регламентирующее деятельность семейных детских домов. В нем, в частности, сказано, что такой садик "является структурным подразделением государственного учреждения, реализующего программу дошкольного образования". Семейный детский сад организуется, например, в домах многодетных семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Открывая такие сады, государство, с одной стороны, поддерживает многодетных родителей, предоставляя им возможность трудоустройства, не выходя из дома, с другой - развивает новые формы дошкольного образования, где основная ставка делается на индивидуальный подход в воспитании ребенка.
В постановлении учтено все, вплоть до штатного расписания. Так, в семейном детском саду, помимо воспитателя и няни, предусмотрены физрук, учитель музыки, старшая медсестра, детский психолог, социальный педагог. На должность воспитателя семейного детского сада назначается один из родителей. Что касается питания, то финансирование этой статьи полностью берет на себя правительство.
В Бишкеке тоже есть частные детские сады семейного типа. Правда, их единицы, и открыты они, как правило, только для детей международных служащих. Располагаются такие сады в уютных частных домах со всеми удобствами. Там есть современные детская и спортивная площадки, бассейн и даже сауна. Пребывание в таком детсаду обходится родителям в кругленькую сумму - от 200 до 500 долларов в месяц. Зато они уверены, что их чадо под надежным присмотром, его вовремя переоденут, накормят, уложат спать и за пределы садика без ведома воспитателя малыш никогда не выйдет.
По Закону "Об основных принципах бюджетного права" из местных бюджетов финансируются "мероприятия, от выполнения которых зависит общий уровень образования". Кроме того, "к основным делам местного значения относится создание условий для развития дошкольного, школьного и профессионального образования". На деле же общие капитальные расходы сектора образования, финансируемые из местных бюджетов, составляют всего два процента.
Домашние беспризорники
Согласно опросу ЮНИСЕФ, 11 процентов малышей в нашей республике остаются без присмотра. В лучшем случае за ними приглядывают дети постарше. Всегда считалось, что городские дети больше страдают от дефицита родительского внимания, потому что их папы и мамы слишком заняты и ведут активную общественную жизнь. А вот их сверстники из глубинки воспитываются по всем канонам, они окружены теплом и заботой родных, поэтому растут холеными и здоровыми. Но, как показывают результаты исследования, зачастую сами себе предоставлены именно сельские ребятишки.
Миграция - одна из причин, по которой изменяется традиционная структура взаимоотношений отцов и детей. Эта связь если не утрачивается, то значительно ослабевает. Женщины, у которых мужья в отъезде, вынуждены в одиночку воспитывать детей и еще хлопотать по хозяйству. Не все гладко и в семьях, где на заработки уезжают оба супруга: они оставляют детей либо на попечение стареющих родителей, либо дальних родственников, либо опять-таки старших отпрысков, которые из-за домашних дел вынуждены часто и подолгу пропускать школу.
Амалия БЕНЛИЯН. «Вечерний Бишкек», 20 февраля 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)