Считается, что человеческая жизнь бесценна. Так это или не совсем так, вопрос спорный. А вот что уже ясно, так это то, что с точки зрения компенсации за гибель человека, ее стоимость необходимо знать. Это нужно для установки лимитов ответственности при страховании жизни, при определении размера ответственности работодателя за увечье сотрудника, государства - за гибель военнослужащего. Поэтому эта величина имеет большое значение для рынка страховых услуг, а также в качестве индикатора качества жизни.
Само качество жизни состоит из двух составляющих: уровня материального потребления и уровня гуманитарного развития общества, которое выражается в продолжительности жизни и ее стоимости. Поэтому сама стоимость человеческой жизни является одним из самых наглядных свидетельств того, на какой стадии общественного развития находится та или иная страна.
Согласно проведенным "Росстрахом" исследованиям, 90% населения России считает выплаты, получаемые семьями погибших людей, недостаточными. Эти настроения во многом имеют свои корни в советском периоде, когда человеческая жизнь ценилась очень низко. И с тех пор этот синдром так и не был преодолен. Мы так и не научились ценить человеческую жизнь. Исключением из общей картины является слой людей старше 60 лет, которые полагают, что компенсация за гибель человека не так уж мала. Как ни странно, но такой же точки зрения придерживается определенная часть молодежи.
Если проанализировать ситуацию в городах, то оказывается, что лучше всего обстоят дела в Кемерово - там наименьшее число респондентов полагают, что компенсационные выплаты недостаточны. Причина такого положения в том, что Кузбасс - шахтерский регион, где периодически происходят аварии на шахтах. Чтобы снять остроту проблемы, местные власти достигли с владельцами угольных предприятий соглашения о страховании каждого шахтера на 1 млн. рублей. К тому же областное правительство выплачивает дополнительные суммы. В итоге общий размер пособия в связи с гибелью достигает 2 млн. рублей.
Исследования выявили справедливую с точки зрения россиян стоимость человеческой жизни, она равна 4 млн. рублей. Год назад этот показатель был на 1 млн. рублей меньше. Отчасти этот рост объясняется инфляцией, но главная причина иная - повышение представления людей о качестве жизни. Однако в разных социальных и демографических группах представления о достойной жизни сильно разнятся. Женщины оценивают свою жизнь в 2,5 млн. рублей, а мужчины - в 5 млн. рублей. Менее всего дорожит жизнью, как ни странно, молодежь до 20 лет, по их оценкам она стоит всего 1 млн. рублей, в группе от 30 до 40 лет - 5 млн. рублей, те, кто старше 60 лет, оценивают ее в 4 млн. рублей.
Наибольшие расхождения в стоимости человеческой жизни вызваны различием образования. Те, кто не получил даже среднего образования, оценивают денежный эквивалент своего пребывания на земле в 1,2 млн. рублей. А вот те, кто обладает сразу двумя дипломами о высшем образовании, или закончившие аспирантуру, оценивают свою жизнь в 10 млн. рублей. То есть разница между малообразованными и образованными почти в 10 раз; это самое большое расхождение в оценке вопроса. Меньшее расхождение связано с имущественным расслоением. Наиболее бедная часть населения оценивает человеческую жизнь в 4 млн. рублей, средний класс считает, что она должна стоить 7 млн. рублей.
Эти данные позволяют сделать вывод, что образование в наибольшей степени способствует повышению человеком своей самооценки, вопрос прав и уважения личности для него имеет большую важность, что выражается в росте требований к компенсации за утрату жизни. Самые высокие требования к компенсации за человеческую жизнь в Москве - свыше 6 млн. рублей, а наименьшие в Самаре - всего 1,8 млн. рублей.
Опрос выявил три основных варианта того, кто должен платить за гибель человека: государство, работодатели, страховые компании по полису страхования жизни. Причем доля тех, кто возлагает это бремя на государство, сокращается, в 2007 году таких было 38%, через год 33%. А вот количество тех, кто полагает, что это входит в обязанность работодателей, наоборот, выросло с 42% до 47%. И не изменилось число тех, кто придерживается третьего варианта, их как было, так и осталось 20%.
Эти выводы можно интерпретировать в том смысле, что снижается количество сторонников патерналистского поведения государства и растет число сторонников того, что компенсации должны выплачивать те, по чьей вине случилось несчастье. Эти данные огорчают представителей страхового бизнеса, так как не растет контингент тех, кто считает необходимым страховать свою жизнь.
Но не все так уж плохо. Мировая тенденция свидетельствует о том, что с ростом доходов и уровня образования число желающих принимать предупредительные меры по отношению к своей жизни, то есть страховать ее, возрастает.
Сегодня рынок страхования жизни в России еще очень невелик. 85% жителей не имеют никакого полиса по страхованию жизни - ни рискового, ни накопительного, 8% имеют полис рискового страхования и 4% - накопительного. При этом желание приобрести полис накопительного страхования (11%) выше, чем рискового (6%). Основным побудительным мотивом покупки полиса страхования жизни является защита семьи в случае потери кормильца, даже если граждане приобретают накопительный полис. То есть копить средства на будущее - как для себя, так и для детей - не является доминирующим стимулом даже в случае приобретения полиса накопительного страхования. 59% из тех, кто его имеет, потратились на него с целью компенсации в случае потери трудоспособности. Всего же 4% семей имеют полис накопительного страхования жизни.
Основной вывод, который можно сделать по итогам исследования, состоит в том, что пока в России стоимость человеческой жизни сильно отстает от аналогичных показателей в развитых странах. Там она колеблется от 200 тыс. до 5-7 млн. долларов. Но с другой стороны, происходит быстрый рост представлений россиян о том, сколько должны платить за утрату человека. Это свидетельствует о том, что требования к качеству жизни в России растут. А это имеет большое значение для развития государства, так как заставляет власть принимать меры по удовлетворению возрастающих запросов своих граждан. Если эти тенденции сохранятся, то в течение 10-15 лет мы можем догнать по уровню и качеству жизни страны со средним достатком.
Одновременно было проведено исследование на тему, какая зарплата должна быть у бюджетников? Данные показали, что средняя ее величина по представлению наших граждан должна составлять 34 тыс. рублей. Год назад эта сумма не превышала 20-25 тыс. рублей в зависимости от профессии.
Самые высокие требования к зарплате предъявляют москвичи, здесь бюджетник должен получать 44 тыс. рублей, средний руки чиновник - 47 тыс. рублей, а министры-генералы - 145 тыс. рублей. Самые маленькие справедливые зарплаты в других городах назывались в размере 24-27 тыс. рублей для чиновников и 67 тыс. рублей для министров-генералов.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)