… о российской визовой
политике
|
Не въезжаю...
|
В Госдуме придумали, как оградить Россию от подозрительных
иностранцев и прочих подрывных элементов
Дебютом Госдумы в 2005 году станет внесение изменений
в федеральный закон о порядке выезда и въезда. Задумка сводится
к тому, чтобы, с одной стороны, максимально расширить возможности
поездок за рубеж для россиян, приблизив наше безвизовое завтра,
а с другой - максимально оградить российские пределы от нежелательных
гостей. И похоже, что решение второй задачи может свести на нет
перспективы первой.
Несвобода передвижения
Шагом к Европе без границ, безусловно, выглядит поправка о возможности
расширения срока действия российских деловых и гуманитарных виз
до 5 лет (сегодня эти визы могут выдаваться на 3 месяца или на один
год). Нововведение предполагается принять на основе взаимности с
зарубежными странами, которые также продлят сроки действия своих
въездных виз для россиян. Собственно, российская дипломатия уже
договорилась о такой возможности с рядом европейских стран, в том
числе с Италией, Германией и Францией. Однако для претворения этих
договоренностей в жизнь у российского правительства не было соответствующих
полномочий, поскольку сроки виз у нас устанавливаются законом. Словом,
соответствующая поправка успешно догнала вчерашний день. Внесены
также некоторые изменения, облегчающие выдачу виз членам экипажей
и прочим лицам, обслуживающим транспортные средства при выполнении
международных перевозок.
Список поправок, ограничивающих въезд в Россию, гораздо обширнее.
Ужесточаются некоторые юридические и технические правила получения
российских виз. Логика многих из этих нововведений тоже вполне понятна.
Например, въезд в Россию иностранцу может быть не разрешен, если
он предъявил удостоверяющие личность документы, срок действия которых
оканчивается до истечения срока визы. Отказано во въезде может быть
и по причине расторжения брака, послужившего основанием для получения
визы. Наконец, предлагается законодательно оформить отказ во въезде
больным наркоманией и носителям инфекционных заболеваний, представляющих
опасность для здоровья россиян.
Вместе с тем весьма неоднозначным выглядит предложение отменить
безвизовый круизный туризм для стран, которые не ввели аналогичную
меру в отношении россиян. Обидно, конечно, что российским туристам
приходится получать визы почти во все страны круизных маршрутов
(за исключением Кубы и Доминиканской Республики), тогда как турист
из любой страны, приплывший в Россию на круизном судне, может три
дня находиться у нас без визы. Между тем отмена безвизового въезда
морских путешественников способна обернуться огромными потерями
для российских турфирм и бюджета - не исключено, что подавляющее
большинство туристов откажутся от поездок в Россию из-за сложностей
с российской визой. Ведь до 80 процентов пассажиров круизных судов
составляют американцы, которым для въезда почти во все страны виза
не нужна.
Самое же примечательное, что в категорию невъездных планируется
включить и потенциальных носителей "оранжевой чумы". Во
всяком случае, такое стремление просматривается в предложении законодательно
закрепить и расширить перечень оснований для отказа иностранцам
в гостеприимстве, в том числе по причинам идеологического свойства.
Так, кандидатами в черный список, который, кстати, предлагается
сделать достоянием общественности, становятся иностранные граждане,
уличенные в действиях "явно неуважительного характера по отношению
к федеральным органам госвласти или госсимволам, а также к исторически
сложившимся и общепринятым духовным, культурным или общественным
ценностям". Путь в Россию будет заказан и для тех, кто причинил
ей существенный материальный ущерб, и для тех, кто нанес урон ее
международному престижу, а также для всех, кто совершил иные неуважительные
или недружественные действия в отношении РФ. В общем, авторы поправок
из числа представителей думского большинства в прямом смысле этого
слова предлагают держать границу на замке от разного рода тлетворного
влияния.
Ты меня уважаешь?
Ясно, что любую критику в адрес политики России можно легко квалифицировать
как неуважение к ней, втиснув в список недружественных иностранцев
львиную долю западных политиков, журналистов и правозащитников.
А с учетом того, что визовые ограничения, как правило, оперативно
"отзеркаливаются", перспектива Европы без границ в случае
принятия поправки об идеологически вредных иностранцах выглядит
почти утопией. Впрочем, инициаторы "неуважительной" поправки
благоразумно оставили путь для отступления.
Как уточнил в интервью "Итогам" один из разработчиков
законопроекта, глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству
и государственному строительству Владимир Плигин, закон будет содержать
лишь общий критерий неуважительного отношения к стране, ее символам,
властям и ценностям. Решения же о запрете на въезд конкретных "клеветников
России" предполагается принимать отдельными актами президента,
Совета Федерации, Госдумы или правительства. Кроме того, ограничения
на въезд в Россию вводятся в случаях, если факт совершения неуважительных
по отношению к ней действий установлен вступившим в законную силу
приговором суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Прецедентов
такого рода до сих пор не было. Также нет уверенности в том, что
российские президент или правительство решатся вызвать громкий дипломатический
скандал, официально объявив персонами нон грата кого-нибудь из известных
западных политиков, бизнесменов или общественных деятелей.
Депутаты у нас, конечно, люди более эмоциональные и могут не обратить
внимания на внешнеполитические последствия своих действий, запретив
въезд какому-нибудь особо раздражающему их иностранцу. Формально
под будущую букву закона о въезде-выезде можно подвести, скажем,
немало американских конгрессменов, евродепутатов, финансиста Джорджа
Сороса, критикующих российские власти, или актрису Ванессу Редгрейв,
опекающую объявленного российской Генпрокуратурой в международный
розыск Ахмеда Закаева. Страны, чьи граждане попадут в такой черный
список, предпримут адекватные меры в отношении российских политиков
- и пошло-поехало...
Остается надеяться, что, поскольку парламентское большинство у нас
прислушивается к мнению Кремля, подобных эксцессов удастся избежать.
Однако само по себе упоминание о невъездных "клеветниках"
в законе способно спровоцировать громкий скандал и осложнить отношения
России с рядом ее ключевых зарубежных партнеров. Тем не менее, по
мнению Владимира Плигина, поправки такого рода являются серьезной
попыткой перевести в правовую форму существующую в мире практику,
когда гражданам иностранных государств отказывают в выдаче визы,
часто не мотивируя это какими-либо основаниями. Представители "Единой
России" усматривают в случаях отказа в выдаче виз россиянам
в том числе и политическую составляющую.
Действительно, практика так называемых стоп-листов для нежелательных
гостей распространена повсеместно, включая Запад. Причины тут могут
быть самые разные - от подозрений в нелегальной иммиграции до причастности
к подрывной деятельности, терроризму и шпионажу. Случается, что
западные страны отказывают во въезде и иностранным политикам, в
том числе российским. Но делается это, как правило, либо под любым
формальным предлогом, либо вообще без объяснения причин. Дело-то
деликатное, и доводить его до громкого скандала, попав под огонь
критики правозащитников, никому не хочется.
Россия не исключение. Так, по данным Центра общественных связей
ФСБ, в 2004 году по линии борьбы с разведывательной и иной деятельностью
иностранных спецслужб был закрыт въезд в Россию 32 иностранцам,
а также 238 лицам, "обоснованно подозреваемым в причастности
к террористической деятельности". Все это - без "шума
и пыли". Тут, правда, возникает другой вопрос: почему этих
самых иностранцев не впустили с последующим отслеживанием и пресечением
всей шпионско-террористической цепочки?
Что касается отказов во въезде политикам, журналистам и правозащитникам,
то дело до огласки доходило нечасто. Известно, например, что в ноябре
2002 года было отказано во въезде в Россию французскому журналисту,
в 2003 году - корреспонденту датской "Политикен". Показательна
тут и история, произошедшая в январе 2003 года: у паспортного контроля
в Шереметьево "завернули" создателя гуманитарной неправительственной
организации "Кап Анамур" Руперта Нойдека, бывшего министра
труда в правительстве Гельмута Коля, популярного христианско-демократического
политика Норберта Блюма и известного публициста Гюнтера Вальрафа
- несмотря на то что у всех троих были въездные визы. (Блюм, Вальраф
и Нойдек намеревались встретиться в Москве с Ахматом Кадыровым,
а потом отправиться в Ингушетию и, возможно, в Чечню.) Все это -
без объяснения причин. Официальные представители российского МИДа
потом сообщили, что во въезде отказали только Вальрафу - за то,
что он хотел поехать в Чечню по туристической визе, а это противозаконно.
А двое остальных, мол, отказались пересекать границу из солидарности.
Так или иначе, но историю быстро замяли.
В случае принятия идеологических визовых ограничений шквал громких
скандалов, а значит, и появление дополнительных раздражителей в
отношениях между Россией и Западом неизбежны. Обнародование же черного
списка знаковых фигур, которым будет запрещен въезд в Россию, к
чему призывают авторы поправок, по сути, означает введение политических
санкций против той или иной страны. Примеры такого рода существуют.
Один из самых ярких - Белоруссия, большинству высших чиновников
которой, включая президента Александра Лукашенко, запрещен въезд
на территорию Евросоюза, США и ряда других государств Запада. Однако
такие меры всегда носят временный и адресный характер. Парламентариям
ни одной цивилизованной страны не приходило в голову прописывать
в законе норму об "идеологических диверсантах".
Елена ПЕТРОВА. "Итоги", 11 января 2005
года
|