… об инвалидах в России
|
Человек без адреса
|
Половина из впервые признанных инвалидами - люди трудоспособного
возраста, и они хотят работать
В 2003 году количество инвалидов в России увеличилось
на миллион. А общее количество людей с ограниченными возможностями
превысило 12 миллионов. И глубокое заблуждение считать, что речь
идет только о стариках. Половина из впервые признанных инвалидами
- люди трудоспособного возраста. Значит, речь идет не только о сохранении
их здоровья, но и возможности работать, жить полноценной жизнью.
В числе причин, ведущих к развитию инвалидности, львиную долю составляют
болезни сердца и сосудов, раковые заболевания, заболевания суставов,
последствия травм и отравлений. Постепенно в стране сформировалась
целая армия инвалидов вследствие психических расстройств, включая
алкоголиков и наркоманов. Подавляющая их часть - люди моложе 50
лет. Неуклонно растет детская инвалидность. Еще немного, и на фоне
общей депопуляции населения численность детей-инвалидов в России
перевалит за миллион.
Росту числа инвалидов способствует не только ухудшение качества
жизни и рост заболеваемости. Есть еще одна существенная причина:
приобретение статуса инвалида и соответствующих льгот для миллионов
людей стало своеобразной палочкой-выручалочкой в борьбе за выживание
в рынке.
Подходы государства к решению проблем инвалидов заметно меняются.
Еще в 1995 году был принят революционный по тем временам Федеральный
закон "О социальной защите инвалидов в РФ". Взамен государственного
патернализма советского периода миллионы людей, имеющих ограничения
жизнедеятельности, получили возможность реабилитироваться, чтобы
работать и чувствовать себя нужными обществу. В этом смысл превентивной
социальной политики. Ведь не секрет, что нагрузка на экономически
активную часть населения постоянно растет. С учетом демографической
ситуации в нашей стране уже в обозримом будущем эта нагрузка может
стать непосильной, и власть столкнется с еще более серьезными проблемами.
Но спустя почти десять лет после введения закона о защите инвалидов
приходится констатировать: коренным образом улучшить ситуацию не
удалось. Более половины инвалидов в нашей стране, несмотря на принимаемые
меры социальной поддержки, живут за чертой бедности, остальные еле
сводят концы с концами. Специалистам абсолютно ясно, что в условиях
ограниченных финансовых ресурсов политика безадресных льгот не оправдывает
себя и должна уйти в прошлое. Но что предложено взамен?
Началось реформирование социальной сферы, межбюджетных отношений,
административная и налоговая реформы. Все это вызывает у населения,
в том числе и у инвалидов, вместо бури восторга тихий ропот. Почему?
Вроде бы федеральный центр принял на себя основное бремя социальной
поддержки инвалидов - и денег на них больше тратить будут, и внимание
к ним повысится, - однако инвалиды насторожены.
Причина очень проста. Распределить между нуждающимися мешок денег,
даже очень грамотно, не значит добиться социального результата.
Ошибки и шероховатости замысла и реализации реформы могут стать
роковыми для тех, кто беззащитен и беден.
Вот только один пример. Выплаты пенсий инвалидам с 1 января 2004
года осуществляются в зависимости от степени ограничения трудоспособности.
Иными словами, если инвалид-колясочник найдет официальную работу,
например, бухгалтером в родном ДЭЗе с зарплатой аж 3 тысячи рублей,
он может запросто лишиться пенсии по инвалидности. Вот такой утилитарный
подход к инвалидам как к рабочей силе составляет сегодня теоретическую
основу важнейшего для государства закона.
Правда, чтобы уменьшить размер гарантированных государством доходов
по инвалидности, надо установить, что инвалид работает. Но и здесь
государство не промахнулось. Для получения льгот в натуральной или
денежной форме инвалиду необходимо иметь индивидуальную программу
реабилитации. Это влечет за собой необходимость посетить учреждение
медико-социальной экспертизы (МСЭ), а там первый вопрос: работаешь?
Вот круг и замкнулся. Ну не абсурд ли?
Кроме того, с 1 января 2005 года учреждения государственной службы
МСЭ переходят в ведение федерального центра. Для обеспечения большей
независимости экспертов лучше не придумаешь. Но инвалиды и здесь
озабочены. Хватит ли заложенных в федеральном бюджете денег на обеспечение
деятельности всех учреждений? Не произойдет ли столпотворений в
вечных очередях на освидетельствование?
О льготах. Почему чиновникам сохранены льготы в натуральной форме,
а инвалидам щедро отвалили почти 200 млрд. рублей? Естественно,
инвалиды ищут подвох, слишком много было невыполненных обещаний
за последние 10 лет - ну не верят они чиновникам, и все тут!
Поверить действительно трудно. Например, всем обещано бесплатное
санаторно-курортное лечение по цене 400 рублей за один день пребывания
в санатории. Говорят, руководители здравниц стали в очередь на получение
госзаказа - выживать- то надо! Вот только как выкручиваться, продавая
государству путевки по ценам ниже себестоимости? Министр Михаил
Зурабов не раз заявлял, что благодаря участию в государственной
программе санатории получат стабильное наполнение в межсезонье,
и потому даже такие расценки для них выгодны. Ну а если все-таки
концы с концами не сойдутся? Выход один - перенести убытки санаториев
на летние коммерческие тарифы на путевки, то есть на всех остальных
отдыхающих.
Еще один острейший вопрос. Как сделать, чтобы инвалидам и людям,
причисляемым к так называемым маломобильным группам населения (пожилые,
дети, беременные женщины), были доступны не только больницы и аптеки,
но и театры, библиотеки, общественные здания. Без этого не обеспечить
их конституционные права на образование, труд, пользование культурными
ценностями. Слишком много барьеров создано для этих людей. Специальные
архитектурно-строительные нормы так и остались рекомендательными.
Предложения ввести их в разряд общестроительных норм и правил властью
не услышаны. А ведь речь идет о 40-50 миллионах человек!
Мало кто знает, что ежегодно в нашей стране протезно-ортопедическую
помощь получают более одного миллиона человек. Сегодня ее оказывают
более 150 предприятий, из которых примерно половина - государственные.
Инвалидам такая помощь предоставляется бесплатно. Социальная реформа
меняет действующий порядок оплаты этой помощи - с 1 января 2005
года финансовые средства на ее оказание будут направляться через
территориальные фонды социального страхования. В общем, в условиях
выстраивания вертикали власти идея не лишена здравого смысла. Но
не обернется ли реорганизация, как это часто у нас бывает, неразберихой,
когда люди не будут знать, куда идти, к кому обращаться? Причем
еще раз подчеркиваю, речь о людях, которым трудно порой двигаться,
для них протезно-ортопедические изделия не просто "часть"
их тела, а важнейший элемент компенсации утраченных функций.
На последнем Пленуме Центрального правления Всероссийского общества
инвалидов предлагаемые правительством перемены оценивались весьма
критически, но корректно и сдержанно. Говорилось, в частности, о
том, что государственная поддержка общественных организаций инвалидов,
являющаяся в развитых странах неотъемлемой частью социальной политики
государства, у нас в стране еле теплится. Регулярные встречи представителей
инвалидной общественности с высшей властью - хорошая традиция. Но
появляющиеся по их итогам перечни поручений зачастую "замыливаются"
чиновниками и не доводятся до конечного результата.
Интеграция инвалидов в общество и обеспечение им независимой жизни
- вот то главное, к чему нужно стремиться. И чтобы быстрее к этому
прийти, нужно для начала установить эффективный диалог между властью
и общественностью. Именно партнерство поможет выработать согласованные
и оптимальные решения.
Александр ЛЫСЕНКО, руководитель программ Центра
социальных исследований и инноваций.
"Российская газета", 29 декабря 2004 года
|