Эксперты поспорили о пользе привлечения мигрантов
в Россию
Институт Столыпина: в Россию можно привлечь мигрантов
из Индии и Бангладеш
Половина компаний испытывают дефицит работников, восполнить его
можно мигрантами. Ресурс стран СНГ почти исчерпан, зато он есть
у Индии и Бангладеш. Но у трудовой миграции есть и минусы, считают
эксперты Столыпинского клуба.
Более половины российских компаний (54%) испытывают дефицит сотрудников,
показал опрос Института экономики роста им. П.А. Столыпина. Проблему
можно решать двумя способами - повышать производительность труда,
в том числе с помощью автоматизации, и насыщать рынок кадрами, в
частности привлекая трудовых мигрантов. Кадровые трудности бизнеса
обсудили на заседании Столыпинского клуба 23 октября, передает корреспондент
РБК.
Проблему дефицита кадров значительная часть компаний решает повышением
зарплат, чтобы удерживать и привлекать сотрудников. По данным опроса
Института экономики роста, только за июнь-август подняли зарплаты
43% компаний. Другие опросы, например Центробанка, консалтинговой
компании RosExpert, показывают, что такую стратегию выбирают более
70% компаний, писал РБК. Из опросов следует, что сильно не хватает
рабочих рук в обрабатывающей промышленности, торговле, строительстве,
медицине, транспорте, ЖКХ. Нетрадиционные источники трудовых мигрантов
Насытить рынок труда кадрами можно за счет трудовой миграции - как
внутренней, так и внешней. На сегодня доля официальных мигрантов
на российском рынке труда составляет 4-5%, а вместе с теневой занятостью
- до 10%, приводит расчеты Института Столыпина его директор Антон
Свириденко. Вместе с тем 88% компаний признались, что нанимают на
работу преимущественно граждан России, 4% - преимущественно мигрантов,
а 8% - примерно поровну.
Более 95% трудовых мигрантов приходится на страны СНГ, из них основная
часть - на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Однако кадровый ресурс
постсоветского пространства постепенно исчерпывается, считает Свириденко.
За годы после начала пандемии в пять раз сократилось число рабочих
из Молдавии и Украины, в два раза - из Азербайджана, на 40% - из
Армении.
По словам Свириденко, потенциально рабочую силу можно привлекать
в дружественных странах - Китае, Сербии, Индии, Вьетнаме, Бангладеш.
"В этих странах выше безработица, чем в России, но попасть
гражданам этих стран в Россию сложно. Препятствия - квотирование
работников, экзамен по русскому языку, бумажные визы. При должной
адаптации и управляемом, продуманном процессе можно использовать
этот ресурс, снимая опасения общества", - отмечает он.
Летом 2023 года список неквотируемых профессий для иностранцев был
дополнен Минтрудом. В него добавили профессии электрогазосварщика,
инженеров-технологов различных сфер экономики, компьютерных специалистов,
управляющих гостиниц и другие.
Рабочая сила дорожает, поскольку уровень зарплат и жизни в традиционных
странах-донорах растет, констатировали эксперты на заседании. Так
происходит в странах Средней Азии, кроме Таджикистана, а также в
Китае и Вьетнаме. Ситуацию усугубляет ослабление рубля, которое
делает работу в России менее выгодной.
В конце сентября уполномоченный по правам предпринимателей Борис
Титов направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил
расширить приток мигрантов из визовых стран, в первую очередь Юго-Восточной
Азии. На долю таких мигрантов приходится лишь 4,5% от всей иностранной
рабочей силы. Удовлетворить потребность в трудовых ресурсах за счет
граждан СНГ уже не представляется возможным, писал он.
По оценке Института Столыпина, источниками трудовых ресурсов могут
стать Индия и Бангладеш - страны с невысокими требованиями к зарплате
у работников и большой численностью населения. Работники из этих
стран имеют опыт работы за рубежом (в частности, в ОАЭ, Саудовской
Аравии), а их правительства способствуют трудовой миграции. К примеру,
власти Бангладеш открывали школы арабского для тех, кто уезжал на
работу в страны Ближнего Востока. Риски из-за миграции
Россия нуждается в трудовых мигрантах, согласился президент координационного
совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов, однако
качество приезжающих мигрантов оставляет желать лучшего. Причину
этому он видит в жестких требованиях миграционного законодательства
России. Например, приезжим надо оформить регистрацию по месту жительства,
а у мигрантов, например, из Таджикистана чаще всего нет другого
выхода, кроме как делать это нелегально, конкретизирует он.
"Мы получаем мигрантов по "остаточному принципу",
тех, кого не взяли в Дубай. Образованные качественные работники
не едут в Россию на условиях, когда им приходится нарушать закон
и работать не вбелую", - говорит он.
Другая проблема, на которую обратил внимание Миронов, - это превращение
трудовой миграции в гражданскую. Выходцы из СНГ лучше ассимилируются,
понимают русский язык, получают российские паспорта и социальное
обеспечение, что может вызывать недовольство у местного населения.
В итоге дешевая рабочая сила дорого обходится бюджету страны, уверен
председатель фракции "Новые люди" в Госдуме Алексей Нечаев.
Мигрант платит несколько тысяч рублей в месяц за патент, а обучение
его ребенка в московской школе обходится бюджету в разы больше.
"Это невыгодная сделка: дешевые рабочие руки получают застройщики,
а платит за это вся страна", - отметил он.
По словам Нечаева, привлечение дешевой рабочей силы - это стратегия
в никуда: из-за этого компании не заинтересованы в автоматизации
процессов, на которую нужны инвестиции. "Когда есть люди с
лопатами, нет смысла изобретать, покупать, осваивать экскаватор,
- согласен президент рекрутингового сервиса SuperJob Алексей Захаров.
- Так же как подходят к исчерпанию потоки рабочей силы из Средней
Азии, так же через некоторое время перестанут приезжать из Бангладеш".
По его словам, для того чтобы повышать технологический уровень экономики
и перестать зависеть от дешевой рабочей силы, нужно менять кадровую
и образовательную политику.
Еще один потенциальный источник трудовой силы - живущие за рубежом
соотечественники, говорит руководитель Международного центра аналитических
и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин.
"Закона о репатриации в России нет. Даже квалифицированному
русскому работнику приехать в Россию сложнее, чем неквалифицированному
таджику, узбеку, азербайджанцу. Государственные механизмы не настроены
на обеспечение экономики трудовыми ресурсами", - подчеркнул
он.
По его словам, доступ на рынок труда излишне забюрократизирован,
отсутствуют механизмы балансировки спроса и предложения рабочей
силы. "Отсюда возникает парадокс - избыток и недостаток трудовых
мигрантов одновременно. И мы еще хотим завозить мигрантов из экзотических
стран. Сначала надо выстроить эффективную систему по управлению
находящимися на территории России мигрантами", - призвал Поставнин.
В мае Владимир Путин поручил правительству доработать Концепцию
государственной миграционной политики. Среди мер - создание электронных
реестров работодателей и прибывающих в Россию работников-иностранцев.
Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии
по миграционной политике 24 октября, планируется полностью перевести
взаимодействие госорганов с иностранцами в онлайн-формат. По его
словам, совершаемые приезжими правонарушения, как правило, вызывают
широкий социальный резонанс и важно "эффективно выявлять нелегальных
лиц и тех, кто склонен к противоправной деятельности".
Согласно представленному 20 октября демографическому прогнозу Росстата
до 2046 года, миграционный прирост в ближайшие два десятилетия будет
положительным, но снизится с текущего уровня - с 233 тыс. человек
в 2023 году до 221,8 тыс. человек в 2045-м. Приток мигрантов из-за
рубежа не сможет компенсировать естественную убыль населения, вследствие
чего численность населения России, по прогнозу, сократится на 7,7
млн человек к началу 2046-го. Ранее демографы из НИУ ВШЭ оценивали,
что до 2100 года ежегодный прирост численности мигрантов в России
должен составлять от 390 тыс. до 1,1 млн, чтобы численность населения
не сокращалась.
РБК направил запрос в Минтруд.