Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1005 - 1006
31 октября - 13 ноября 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" о новом демографическом прогнозе Росстата
"РБК" о возрасте старости
"Новые известия" и "Известия" о призыве не откладывать рождение ребенка
"Коммерсантъ" о "демографической программе" ЛДПР
"Новые известия" о влиянии рождаемости на уровень протестов в стране
"Российская газета" об ужесточении закона о гражданстве
"Регнум" о необходимости сдать экзамен по латышскому языку гражданам России в Латвии
"РБК" о плюсах и минусах привлечения мигрантов
"РБК" о возвращении релокантов
"Новые известия" о невзгодах, ожидающих "нерадивых" релокантов
"Российская газета" о выдворении соотечественников из России
"Новые известия" об облавах на призывников в мечетях
"РБК" о будущем "четырех Россий"
"Российская газета" о причинах для переезда на Соловки

"Российская газета" и "РБК" о Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
"Известия" о проблеме ожирения среди детей

"News.ru" о положении отцов в России
"Если быть точным" о бедных семьях
"Известия" об индексации детских пособий
"Новые известия" о необходимости новой вакцины против COVID-19
"Российская газета" об учете продаж рецептурных лекарств
"Независимая газета" и "Коммерсант" о дефиците кадров и их подготовке
"Новые известия" и "Коммерсант" о старении рабочих и привлечении молодежи на рынок труда
"Коммерсант" об онлайн-портретах соискателей
"Коммерсант" о нападениях на медработников
"Если быть точным" о пересмотре российской статистики
"Независимая газета" о демографическом развитии Беларуси

о дефиците кадров и их подготовке

Предприятия не выдерживают зарплатную гонку

Тяжелее всего со стимулами в легкой промышленности
Отечественная обрабатывающая промышленность до конца года покажет рост примерно на 7%. Возможно, он был бы еще выше, если бы предприятия смогли полностью удовлетворить потребность в кадрах. Кадровый дефицит не преодолен, и хуже всего ситуация в обработке, где наметилась еще одна точка напряженности - теперь легкая промышленность. По данным Института Гайдара, 80% предприятий легпрома сообщают о недостатке работников. И это неудивительно, ведь, например, производство одежды, судя по Росстату, самая низкооплачиваемая отрасль в РФ.
До конца года обрабатывающая промышленность должна продемонстрировать рост около 7%, сообщил во вторник на встрече с президентом Владимиром Путиным глава Минпромторга Денис Мантуров.
Особо он упомянул автопром и деревообработку. "В начале года эти отрасли еще не были в положительной зоне. Сейчас они восстановились, есть хороший рост показателей", - сказал министр.
Но определенные трудности не преодолены до сих пор - в частности, порождаемые хроническим дефицитом кадров. "По оценкам предприятий, в третьем квартале 2023 года проблема нехватки персонала усилилась по сравнению с предыдущим кварталом как в целом по экономике, так и во всех основных отраслях, - сообщил Центробанк в новом выпуске "Мониторинга предприятий". - Обеспеченность работниками в третьем квартале обновила локальный минимум с первого квартала 2020 года". И наиболее острый дефицит кадров испытывают именно обрабатывающие производства.
По данным, которые привел в материалах к прошедшему во вторник в Высшей школе экономики (ВШЭ) семинару "Российский рынок труда в условиях санкционного давления" замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников, стремительное увеличение числа "пустующих" рабочих мест шло в экономике РФ не первый год.
"По разным оценкам, сегодня на одного безработного приходится от 2,5 до 4 вакансий, что является абсолютным историческим рекордом… Это универсальный феномен: нет ни одной отрасли и ни одной профессиональной группы, где бы в 2020-е годы не отмечалось кратного роста уровня вакансий - от 1,5 до 8 раз", - сообщил экономист.
При этом, по его словам, эпицентры "кадрового голода" во многих случаях располагаются не там, где их обычно видят эксперты и массмедиа. "Триггеры уникальной ситуации, возникшей на российском рынке труда, не вполне ясны и требуют более углубленного анализа", - считает Капелюшников. Как он отметил, истоки проблемы гораздо глубже, чем санкционный кризис 2022 года. Судя по его оценкам, проблема берет начало в коронакризисе-2020.
Но и это, как говорят другие эксперты, тоже вовсе не начальная точка для негативных процессов на российском рынке труда. "Разрыв спроса и предложения продолжал нарастать уже очень долгое время, не один год, в первую очередь из-за демографической ямы, - пояснил "НГ" операционный директор компании Ancor Алексей Миронов. - Восстановление экономики, привлечение большого количества работников в госсектор и миграция лишь обострили поблему. В итоге об этом стали очень много говорить, в том числе на государственном уровне".
Весь этот год предприятия пытались привлечь как можно больше работников за счет увеличения зарплат и иных стимулов, но их финансовые возможности не безграничны, что тоже уже чувствуется. И это на новом витке опять приводит к напряженности то в одних, то в других секторах.
"Хронический дефицит кадров заставляет российскую промышленность планировать значительный рост зарплат. Лидером по этим планам в 2023 году стала легкая промышленность, 80% предприятий которой сообщили о недостатке работников в связи с ожидаемыми изменениями спроса", - сообщается в новом обзоре Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
В других отраслях дефицит кадров в 2023-м значительно меньше: например, в машиностроении и химической промышленности о недостатке работников заявляют 43% предприятий, в пищевой промышленности - 27%. "Что позволило этим отраслям скорее всего иметь более сдержанные планы повышения зарплат", - отметил в обзоре завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло.
Но открыт вопрос и о том, будет ли достаточно того роста зарплат, который готовы обеспечить своим работникам предприятия. Если взять легкую промышленность, то, например, производство одежды - сейчас самая низкооплачиваемая отрасль в экономике РФ, и это несмотря на все разговоры о необходимости и возможностях заменить ушедшие иностранные бренды.
Так, если в июле (последние доступные данные Росстата) средняя по экономике РФ зарплата составляла чуть больше 71 тыс. руб., то в производстве одежды она была около 33 тыс. руб. Так что неудивительно, что предприятиям трудно найти желающих работать за такие зарплаты. Для сравнения: в торговле уровень зарплат, по Росстату, в 1,5-2 раза выше.
Даже если предприятия и готовы поднимать оплату труда, допустим, на несколько десятков процентов, что уже фиксирует статистика, это все равно еще не решает проблему кадрового дефицита в условиях, когда поднимать зарплаты надо в разы.
"По нашим оценкам, в легкой промышленности всегда очень сильно недоплачивали сотрудникам: средний уровень зарплат часто был очень низким, и сама по себе отрасль была неконкурентоспособной, - подтвердил "НГ" Миронов. - Сейчас для предприятий это стало серьезным вызовом в связи с усилением межотраслевой конкуренции, в результате которой работники переходят в другие сектора экономики".
Есть риск, что теперь проблема зарплат будет нарастать с новой силой, причем уже во всей экономике. Как сообщили ранее в октябре эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, "со скачком инфляции уверенный прежде рост реальной заработной платы остановился и сменился легким сжатием".
"Несмотря на дефицит труда, компании, похоже, уже не могут достаточно быстро повышать оплату труда", - пояснили эксперты, хотя, конечно, они сделали и оговорку, что пока можно говорить скорее о тенденции остановки роста и переходе к временной стагнации реальных зарплат, но не более того.
С одной стороны, по оценкам, которые привел Алексей Миронов, по итогам 2023 года доля предприятий, готовых увеличить оплату труда, составит 80-90%. Это действительно много. Но с другой стороны, речь идет не о том, что компании будут всем поровну повышать зарплату, а о том, что поощрение будет точечным и коснется оно ключевых сотрудников, важных для бизнеса.
Еще один аспект - производительность труда. Судя по соцопросам, взаимозависимость роста зарплат и производительности труда не столь очевидна. "Основная мотивация повышения производительности труда для работающих россиян - финансовая. Практически каждый второй говорит, что стал бы работать лучше, если бы ему подняли заработную плату (45% из 1,6 тыс. опрошенных)", - сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
По его данным, за три года этот показатель не претерпел заметных изменений, однако в 2016 году он был выше на 17 процентных пунктов, то есть составлял 62%. "Это значит, что материальные мотивы хоть и остаются приоритетными, но ослабевают в долгосрочной ретроспективе", - делает вывод ВЦИОМ.
Многое зависит от того, где именно трудится работник. Как уточняют социологи, сотрудники бюджетных организаций готовы работать интенсивнее, если им будут больше платить, обеспечат нормальные условия труда, внедрят новую технику и инструменты, а для коммерческого сектора более актуальны снижение инфляции и помощь работодателя в повышении квалификации работников.

Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 24 октября 2023 года

Учить или переобучать

В правительстве обсудили подготовку кадров для промышленности
Наибольший дефицит кадров в РФ сейчас сложился в машиностроении, химическом секторе, в строительстве и на транспорте, сообщил во вторник в ходе стратегической сессии по трудовому образованию премьер-министр Михаил Мишустин. Чтобы удовлетворить растущий спрос работодателей на квалифицированные производственные кадры, правительство планирует расширять практико-ориентированные учебные форматы и привязать контрольные цифры приема в вузы и колледжи к реальным и просчитываемым на пять лет вперед потребностям компаний.
Премьер-министр Михаил Мишустин во вторник провел стратегическую сессию по развитию системы образования для рынка труда. Отметив, что после ухода с российского рынка иностранных компаний отечественные предприятия начали занимать освободившиеся ниши, премьер напомнил о стоящей перед властями задаче добиться значимого роста в обрабатывающих отраслях. Для этого их надо обеспечить квалифицированными специалистами, и на этом, по словам Михаила Мишустина, должна быть сконцентрирована вся система профессиональной подготовки кадров.
Премьер-министр сообщил, что сейчас самый высокий спрос на работников в машиностроении, химической отрасли, в строительстве и на транспорте.
Кроме того, в ближайшие несколько лет необходимость в кадрах будет увеличиваться в сфере науки, в здравоохранении и в секторе информационных технологий.
Отметим, что частично проблема кадров решается в рамках федерального проекта "Приоритет", который предусматривает создание образовательно-производственных кластеров, представляющих собой интеграцию колледжей и предприятий реального сектора. С сентября 2022 года такие учебные заведения совместно с работодателями готовят кадры для приоритетных отраслей экономики. По приведенным премьером данным, объем частных вложений в образовательные программы и в обновление материально-технической базы достиг 3,5 млрд руб. "К концу 2024 года колледжи в рамках этой программы выпустят 150 тыс. компетентных мастеров, готовых выйти на работу",- отметил Михаил Мишустин. Как ранее сообщал "Ъ", в рамках программы "Профессионалитет" предполагается трудоустройство не менее 85% выпускников (см. "Ъ" от 30 мая).
Помимо трансформации образовательных программ, правительство намерено изменить подход к определению контрольных цифр приема в колледжи и вузы, начав рассчитывать их исходя из запросов компаний.
Для этого необходимо начать формировать кадровый прогноз потребностей экономики на пять лет вперед (соответствующее поручение по итогам Госсовета в сентябре дал президент; см. "Ъ" от 22 сентября). Отметим, впрочем, что, хотя практика таких прогнозов существует во многих странах, они редко сбываются полностью из-за невозможности точно предсказать пути развития технологий. Кроме того, возможно, что свести все данные о российском рынке труда воедино не удастся, особенно это касается оценки размеров неформального сектора и рынка труда мигрантов.
В этих условиях может помочь другой инструмент поддержки рынка труда - программы переобучения, использование которых позволяет гибко реагировать на требования рынка труда. Сейчас государственные программы переобучения существуют в рамках нацпроекта "Демография" и ежегодно охватывают несколько десятков тысяч человек. Но этим занимаются и сами работодатели - как подсчитали в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, на собственные корпоративные университеты они тратят до 1,8% от фонда оплаты труда, Впрочем, подобные затраты в сравнении с другими странами можно назвать низкими.

Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсант, 18 октября 2023 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.