Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 941 - 942
19 апреля - 2 мая 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Перепись населения 2020

Сколько людей живет в России: Росстат озвучил первые итоги переписи
Росстат назвал предварительные данные переписи населения
В Росстате заявили, что около 147 млн человек постоянно живут в РФ
Население Москвы за десять лет выросло до 13 миллионов человек
Численность населения Петербурга за 11 лет выросла на 700 тысяч

Об опыте участия в Переписи населения России 2020 года через Госуслуги
Всероссийская перепись 2020/21 - от первого лица
   Дневник переписчика 1
   Дневник переписчика 2

Об опыте участия в Переписи населения России 2020 года через Госуслуги

Результаты переписи населения нужны в первую очередь для актуализации возрастно-полового состава и для определения точной базы при построении демографического прогноза. Кроме того, за межпереписной период уточняется информация о рождаемости и смертности, что необходимо для выбора адекватных гипотез по их динамике. Специально для Демоскопа автор делится своим опытом прохождения переписи населения 2020 через Госуслуги. Большинство замечаний касается юзабилити дизайна, т.е. насколько дружественным по отношению к респонденту является интерфейс веб-страницы при заполнении анкеты. От этого во многом зависит желание и возможность респондента заполнить лист быстро и до конца, предоставив правдивые данные о себе и своем домохозяйстве. Ниже подробно разобраны примеры неоправданно большого числа лишних кликов при выборе ответа; проблемы с логическим контролем ответов; описаны трудности в восприятии формулировок некоторых вопросов и вариантов ответа, а также отображения прогресса; предложено дополнить опцию автозаполнения вопросов с известной информацией об адресе места жительства и характеристиках многоквартирного дома, а также данными о супруге/супруге из профиля госуслуг.

Число кликов. Для ввода года рождения первого ребенка в вопросе 7.1. требуется встать сначала на поле ответа (знак с крышечкой/галочкой на рис 1), а потом на поле поиска (строка с лупой на рис. 1), хотя, к примеру, другие сайты, где также требуется ввести информацию, начинают поиск автоматически, как только ты начинаешь вводить символы с клавиатуры при нажатии на поле для ответа.

Кстати, клавиша Enter при вводе года в поле с лупой на вопрос 7.1 не срабатывает, необходимо дополнительно кликнуть на значение в отфильтрованном списке. Аналогично для вопроса 8 о месте рождения. Ввод с клавиатуры при выборе вопроса не воспринимается, пока не кликнуть на поле с лупой.

Рисунок 1. Вопрос о годе рождения первого ребенка в переписи 2020 г.

В вопросе 9 «С какого года непрерывно проживает в этом населенном пункте?» элемент лупы отсутствует (рис. 2), необходимо искать год с помощью прокрутки и клика. В целом данные вопросы требуют минимум два клика, хотя вполне возможно было ограничиться одним.

Рисунок 2. Вопрос о начальном годе непрерывного проживания в населенном пункте в переписи 2020 г.

Логический контроль вводимой информации. При неверном заполнении вопросов по родственным отношениям, может всплыть предупреждение, например: «Обратите внимание! В домохозяйстве у супружеской пары с отмеченными метками «записан первым» и «жена»/муж» в вопросе 6.1 супруги должны ссылаться друг на друга и в вопросе 4 должен быть отмечен противоположный пол». Замечу, что в случае таких ошибок при нажатии на кнопку «Отправить» результаты система возвращает вас к неверно заполненным вопросам, что является удобным и правильным поведением.

Еще один пример с логическим контролем. При заполнении второго члена домохозяйства со статусом «жена, муж» по отношению к первому записанному почему-то в вопросе 6 «Состояние в браке» кроме зарегистрированного брака и незарегистрированного союза имеются также пункты «разведен(а) официально (развод зарегистрирован)», «разошелся(лась)», «вдовец, вдова» и «никогда не состоял(а) в браке, супружеском союзе». Зачем эти лишние пункты здесь отображаются – не ясно. Ясно только, что при их выборе всплывает очередное предупреждение, которого можно было избежать при корректном отображении подсказов: «Обратите внимание! В домохозяйстве у супружеской пары, с отмеченными метками «записан первым и «жена»/муж» должна быть отмечена в вопросе 6 метка «состою в зарегистрированном браке» или «состою незарегистрированном супружеском союзе». Для лица, с введенной меткой в вопросе 3 «жена (муж)», должна быть отмечена метка «состою в зарегистрированном браке» или «состою в незарегистрированном супружеском союзе» в вопросе 6».

Если в домохозяйстве проживают два человека (супруги), то при заполнении родственных отношений у второго человека (вопрос 3) в качестве «жены, мужа», следующий подвопрос 3.1. с уточнением «Мать или отец этого лица проживает в этом домохозяйстве?» должен блокироваться, потому что в домохозяйстве больше нет лиц для выбора. Однако выпадающий список вместе с пунктом «нет в этом домохозяйстве» предлагает указать также и члена, записанного первым, что, конечно, приводит к ошибке: «Обратите внимание! В домохозяйстве у лица есть ссылка в вопросе 3.1 на мать(отца), которая(ый) по ответу на вопрос 3 не может быть родителем этого ребенка». Если он не может быть родителем, то зачем же предлагать его?

В каком возрасте можно родить ребенка? Согласно подсказам анкеты, стать мамой можно с рождения, т.е. при дате рождения матери 1987 г., год рождения первого ребенка (вопрос 7.1) предлагается выбрать начиная с 1988 г. Правда в этом случае возникает предупреждение: «Женщина родила первого ребенка в возрасте 1 лет. Проверьте правильность заполнения года рождения матери в вопросе 5 и года рождения первого ребенка в вопросе 7.1.» Подобное предупреждение возникает вплоть до возраста 14 лет. Логичным решением было бы исключить лишние 14 лет из выпадающего списка ответов, тогда и ошибок при заполнении было бы меньше.

Автозаполнение вопросов. Поскольку услугу прохождения переписи на портале госуслуг получает конкретное лицо, то предполагается, что по крайней мере именно он и будет ее проходить. В связи с этим логично, что поле с ФИО и датой рождения подтягиваются из профиля на госуслугах. Вместе с тем возможно расширение этой опции до автозаполнения адреса проживания, если оно заполнено (а оно у меня заполнено; даже не имея временной или постоянной регистрации указание фактического места жительства в профиле обеспечивает корректную привязку к услугам системы здравоохранения или передачи показаний счетчиков потребления электроэнергии и воды, поэтому полагаю, что у многих пользователей данное поле содержит актуальную информацию) с возможностью их корректировки. Конечно, заполняя анкету с нуля, я следую принципу заполнения со слов респондента, но когда сам респондент не против обратиться к административным источникам, чтобы сократить время заполнения опросника, просто подтвердив свои данные, почему бы не реализовать такую возможность максимально полно? Аналогично можно было бы подтянуть известную и заполненную в профиле госуслуг информацию о жене/муже, подтвердив родство, например, по смс – сайт госуслуг направляет жене код в смс, а муж, который заполняет анкету со своей учетной записи госуслуг, вводит его в специально созданное поле для этого, после чего происходит «привязка». Уверен, что такой сценарий поможет избежать двойного счета, когда оба участвуют в переписи по отдельности, не сообщая, что кто-то из них уже прошел перепись и ответил на вопросы о домохозяйстве.

Еще один пример - заполнение информации о доме. Когда вы проживаете в новом многоквартирном доме или в частном доме, то информация о нем, вероятно, не будет доступна в интернете, но когда дому 40 лет, информация о нем, скорее всего, будет на сайтах, посвященных недвижимости, например на Flatinfo https://flatinfo.ru/ или Дом.МинЖКХ.РУ https://dom.mingkh.ru/. Поэтому информацию о возрасте дома, материале наружных стен, наличие газа или электроплиты, централизованного водопровода, канализации и отопления можно также подтянуть с этих ресурсов, данных Росреестра или даже результатов прошлой переписи, а пользователю только подтвердить или отредактировать эти данные в случае необходимости, потому что не обладая информацией о доме, респондент все равно пойдет за ней на аналогичные сайты и вряд ли будет звонить в УК или ЖЭУ для уточнения вопросов. Это особенно актуально в случае аренды квартиры, когда информация о доме для вас не является приоритетом при поиске жилья и поэтому вы вряд ли будете интересоваться его характеристиками, разве что в разговоре с риелтором или собственником жилья вам расскажут о доме и вы сможете запомнить ее к моменту переписи. Для вариантов с частным домом возможно использование информации из прошлой переписи населения в случаях, когда адрес проживания остался прежним и респонденту предлагается лишь обновить характеристики дома, при необходимости. Данное соображение можно считать пожеланием к реализации при проведении переписи в 2030 г.

Отображение прогресса. При заполнении переписного листа справа имелась информация с указанием числа в процентах, которая отображала прогресс заполнения. Однако поведение счетчика было непредсказуемым: вместо постоянного увеличения, он мог сократиться. Сокращение значения происходило при добавлении нового члена домохозяйства, либо при ответе «нет» на такие вопросы, как «20. Имеет ли какую-либо оплачиваемую работу или доходное занятие c 24 по 30 сентября 2021 года?» или «22. Основная работа находилась в том же населенном пункте, где проживает постоянно?», поскольку после этого появлялись новые поля с вопросами и, соответственно, возрастало общее число вопросов и ваш прогресс по отношению к ним снижался. Однако с точки зрения оценки времени и уверенности в полноте заполнения анкеты такой подход вряд ли оправдан, т.к. из-за своей разнонаправленной изменчивости не дает никаких четких представлений респонденту об этих двух параметрах и, наоборот, вызывает вопросы: «Я очистил где-то свой ответ/ все ли я делаю правильно?» «Как мне отвечать, чтобы прогресс не терялся/ может, мне не стоит выбирать ответы, которые удлиняют мое время заполнения?» и т.д. Все это могло привести в конечном счете к отказу респондента заполнять анкету. Решением данной проблемы мог бы стать учет максимально большого варианта ответов, например, 10 членов домохозяйств с богатой историей миграции и работы вне населенного пункта проживания в качестве 100%. Тогда в случае меньшего числа членов в домохозяйстве процент заполнения просто увеличится, что вызовет радость о быстром приближении конца анкеты, чем разочарование в случае с неожиданным снижением прогресса.

Чтобы вспомнить свой опыт заполнения, я зашел на сайт еще раз 14 ноября и был удивлен, что прогресс заполнения отобразился на уровне 97% (рис. 3). Если бы при отправке ответов мне всплыло предупреждение о неполном заполнении анкеты и указании не отвеченных вопросов, я бы сразу исправил, однако этого не произошло. Зайдя во второй раз, система также не подсвечивает такие вопросы, поэтому сразу понять, что осталось не отвеченным, трудно. После тщательной проверки анкеты выяснилось, что у одного из членов домохозяйства не был заполнен вопрос о регистрации в помещении; после ответа прогресс достиг 100%. Учитывая, что проверка была в последний день переписи, мне удалось отправить ответы повторно.

Рисунок 3. Отображение прогресса заполнения анкеты в переписи 2020 г.

Восприятие вопросов. Вопрос 13 о владении иностранными языками вызвал вопросы в части использования в повседневной жизни. Дело в том, что аналогичные пункты были и для предыдущего вопроса о владении русским языком, где я проставил как владение, так и использование в повседневной жизни, поскольку говорю/пишу/ думаю на этом языке и понимаю его. Для иностранных языков вторая часть вопроса более сложна для восприятия, поскольку использование зависит во многом от окружения, а не от степени владения (можно, например, владеть на уровне чтения со словарем, но использовать его таким образом в общении почти невозможно), поэтому поначалу я не отметил галочкой пункт «Использую в повседневной жизни», т.к. хотя и владею языками на хорошем уровне, в данный момент не общаюсь на них. Лишь покинув лист и снова вернувшись не него, я прочитал подсказку, где было сказано, что «Вы используете этот язык, если понимаете его при частом общении с окружающими». Полагая, что подвопрос все-таки нацелен на оценку моего уровня владения языком, я решил поставить галочку, т.к., например, хотя я и не нахожусь в англоязычной среде, все же постоянно читаю научную литературу на этом языке.

Технически здесь возникла сложность, т.к. чек-бокс был заблокирован. Лишь заново написав название языка, поле разблокировалось, и я смог проставить галочки.

В целом осталось неясным, что же оценивает этот подвопрос: мое владение (т.е. не просто декларация о владении, которое может быть на разном уровне, а именно применение его) или мое окружение (моно- или полилингвистическое).

В вопросе 16 «Национальная принадлежность», как выяснилось уже после отправки анкеты, можно было указать несколько ответов через запятую. Конечно, это указано в расширенных подсказках при клике на значок с вопросом, но при достаточно очевидном вопросе я уверен, что мало кто решится лишний раз кликать на этот значок, а значит «новшество» с этим вопросом может вполне оказаться невостребованным причем не только у тех, кто заполнял анкету онлайн, но и отвечая на вопросы переписчика. Если переписчик просто прочитает вопрос о национальной принадлежности как есть (не оговаривая, что можно дать несколько ответов), то респондент, скорее всего, даст один ответ, т.к. у него нет опыта в предоставлении множественного ответа на подобный вопрос в официальных бланках; только в семье или среди друзей мы можем рассказать, что мы, к примеру, на четверть украинец, на четверть русский и на половину татарин.

Как будет потом анализироваться этот вопрос, - это уже другая история, но учитывая, что, например, в подсказках не указано, что в случае нескольких национальностей следует расставить их по приоритету, то вполне возможно получить на выходе смещенное представление о национальном составе. Однако, повторимся, что, скорее всего, отметивших несколько национальностей будет ничтожно мало из-за незнания о такой опции в принципе.

Заглянуть в развернутую подсказку под знаком вопроса заставил вопрос 17 об образовании, потому что привычный ответ с «послевузовским образованием» отсутствовал, и я впервые увидел термин «кадры высшей квалификации». Причем интересно, что остальные ответы (дошкольное, начальное, основное, среднее, высшее) явно характеризуют ступень образования, тогда как у термина «кадры высшей квалификации» отсыл уже к носителям этого образования, что затрудняет его восприятие.

К моему удивлению, «интернет через беспроводное соединение» в вопросе 38 о видах благоустройства жилого помещения и санитарно-гигиенических условиях проживания совсем не означает доступ в интернет через wi-fi, под этим термином спрятался более привычный мобильный интернет. Надеюсь, что переписчики или остальные респонденты более продвинуты в этом деле и нам удастся собрать корректные данные.

Восприятие предупреждений также затруднено. Иногда сложно понять о каких лицах идет речь: «лицо с отмеченной меткой записан первым», лицо с отмеченной меткой «жена (муж)» программно вполне возможно заменить на ФИО, к которым относятся эти предупреждения, потому что при наличии большой/многопоколенной семьи вариация таких меток существенно возрастает, и респондент может легко запутаться. Анализируя сообщения в интернете, могу уверенно сказать, что некорректное сопоставление членов семьи явилось одной из главных причин либо полного отказа в заполнении анкеты, либо указания только себя в качестве единственного члена домохозяйства. На второе людей толкало незаконное требование предъявить QR-код на работе о прохождении переписи, которое для некоторых людей оказалось более важным, чем корректное заполнение опросника. В действительности правильный порядок в перечислении членов домохозяйства мог бы помочь избежать многих затруднений. Так, если записать первым вашего маленького ребенка, то необходимо указывать родство для всех остальных членов домохозяйства именно по отношению к нему. Т.е. при заполнении переписного листа о себе необходимо указать, что вы родитель, ваши другие дети станут сестрами/братьями, а ваши родители или родители жены должны быть записаны как бабушка и дедушка. В то же время, если записать первым себя, то в этом случае хотя и возникает необходимость разбираться в приведенных подсказах «свекровь, свекор, теща, тесть», «невестка (сноха), зять», однако полагаю, что определение родства все же будет более понятным, т.к. определение указанных терминов, как и остальных членов домохозяйства, всегда приводится по отношению к вам самим.

Отдельно хотелось бы отметить стабильность портала Госуслуг. Лично я не столкнулся с проблемами со входом на портал или его подвисанием, но Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило, что кратковременные сбои наблюдались, к примеру, 8, 10-11 ноября после атаки на инфраструктуру портала[1].

В завершение отмечу, что в период проведения переписи с 15 октября по 14 ноября 2021 года к нам там и не пришел переписчик, а учитывая, что в это время мы находились дома на удаленной работе, шанс того, что нас не застали дома, довольно низкий. Кроме того, даже гуляя на улице, я ни разу не увидел людей в жилете с синим шарфиком. В целом было бы полезно сверить данные, которые я отправил с теми, что увидят переписчики, назови я им контрольные цифры. Дело в том, что в интернете встречаются случаи, когда информация, переданная респондентом, может отобразиться некорректно или вообще невозможно отсканировать QR-код.

В официальной группе во Вконтакте, посвященной переписи населения[2], имеются сообщения о том, что при синхронизации данных на планшете переписчика он мог увидеть, что жители конкретного жилого помещения прошли перепись и потому не беспокоить лишний раз его жителей. Однако полагаю, что корректность переданных данных все же необходима, в т.ч. могут быть случаи, когда респондент переписал только свое домохозяйство (о необходимости указать членов только одного домохозяйства содержится в самой инструкции, которую я смог найти с помощью поисковика, но не на сайте переписи[3]) или только себя, проигнорировав остальных членов. Кроме того, переписчик мог бы помочь с уточнением вопросов, которые вызвали затруднения при самостоятельном заполнении.

Как показал мой опыт участия в заполнении переписного листа на портале госуслуг, создателям онлайн анкеты следовало уделить больше времени и внимания тестированию веб-интерфейса, чтобы избежать сложностей в ее заполнении. В то же время организаторам следовало создать видеоинструкции с примером заполнения хотя бы самых основных, но, как оказалось, сложных вопросов о родстве, например, с привлечением известных артистов, о семейном составе которых известно большинству, а значит такие видеосюжеты не нарушали бы тайну личной жизни. На сайте, посвященном переписи населения, имеется только одно видео, продолжительностью 4,5 минуты[4], которое очень кратко рассказывает о нюансах некоторых вопросов и возможности отобразить расширенные подсказки под знаком вопроса. Очень важно также создать видео с разбором основных ошибок, а также разобрать их в разделе «Вопросы и ответы». Сейчас там только один наиболее релевантный вопрос по этой теме: «Как пройти перепись населения через Госуслуги?», ответ на который дает только самую общую информацию объемом в два абзаца[5].

В целом возможность пройти перепись онлайн, особенно в период пандемии COVID-19, должна заслуживать поддержки, а учитывая, что некоторая часть населения вместо осознанного проведения времени дома в период объявленных нерабочих дней с 30 октября до 7 ноября решила, наоборот, уехать из дома, то становится очевидным, что для них пройти перепись онлайн, возможно, было единственным способом принять в ней участие.

Валерий ЮМАГУЗИН,
научный сотрудник Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ


[1] В работе портала «Госуслуги» произошел сбой, РБК, 11 ноября 2021. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/618ce76b9a7947f5cae13e41; Власти заявили об атаке на «Госуслуги» после сообщений о боте-антиваксере. РБК, 11 ноября 2021. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/11/2021/618d42109a7947252fe7d448
[2] Всероссийская перепись населения. Вконтакте. URL: https://vk.com/strana2020
[3] Инструкция по заполнению электронного переписного листа на портале «Госуслуги». Сайт Всероссийской переписи населения 2020. URL: https://www.strana2020.ru/upload/%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%CC%86%D1%82%D0%B
8%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%
D0%B8%D1%81%D1%8C.pdf

[4] Как переписаться через Госуслуги. Сайт Всероссийской переписи населения 2020. URL: https://www.strana2020.ru/multimedia/video/kak-perepisatsya-cherez-gosuslugi-/
[5] Как пройти перепись населения через Госуслуги? Госуслуги. Сайт Всероссийской переписи населения 2020. URL: https://www.strana2020.ru/faq/kak-proyti-perepis-naseleniya-cherez-gosuslugi/

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.