Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 887 - 888
25 января - 7 февраля 2021

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть II)

Большинство стран принимает те или иные меры политики в отношении вынужденной миграции

Экстренная медицинская помощь и доступ к правосудию обеспечиваются для всех международных мигрантов в большинстве стран, социальное обеспечение - в основном для имеющих легальный статус

Условия полноценной интеграции - законный статус и постоянное проживание в стране в течение определенного периода времени

Меры для укрепления социально-экономического благополучия мигрантов

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть II) // Демоскоп Weekly. 2020. № 887-888. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0887/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть II)

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Экстренная медицинская помощь и доступ к правосудию обеспечиваются для всех международных мигрантов в большинстве стран, социальное обеспечение - в основном для имеющих легальный статус

Во многих странах международные мигранты составляют значимую часть населения. По оценке ООН на середину 2019 года, международные мигранты составляли 3,5% населения мира (197 стран), а в десятке стран с наибольшим относительным числом международных мигрантов – от 30% населения Австралии до 88% населения ОАЭ (рис. 4). В XII опросе ООН о политике в области международной миграции не приняли участия 4 из 10 стран с наиболее высокой долей международных мигрантов в населении. В совокупном населении 111 стран, принявших участие в опросе, международные мигранты составили 3,4%, а в десятке стран с наибольшим относительным числом международных мигрантов – от 20% в Швеции до 79% в Катаре.

Рисунок 4. Топ-10 стран по доле международных мигрантов в населении на середину 2019 года из общего числа стран (197) и из числа стран, принявших участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции (111), % международных мигрантов в общей численности населения

Источники: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies; United Nations, Department of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019).

Международные мигранты могут стать активными и хорошо интегрированными членами принимающего сообщества только при уважении, защите и соблюдении их прав, независимо от миграционного статуса. Многие страны, принимающие мигрантов, предпринимают меры для сокращения различий между иммигрантами и гражданами страны и облегчения процесса социальной интеграции мигрантов. Такие меры обычно включают обучение государственному языку, юридическую защиту от дискриминации мигрантов, обеспечение равного доступа к основным социальным услугам, включая услуги образования, здравоохранения и юридическую поддержку, хотя граждане страны и мигранты, имеющие законный статус, могут быть обеспечены ими в большей степени. Многие страны вводят также меры для натурализации иммигрантов, чтобы обеспечить им равные права и полноценное участие в жизни принимающего сообщества.

Несмотря на это, процесс интеграции мигрантов затрудняется такими проблемами, как расизм, насилие, ксенофобия и связанные с ними проявления нетерпимости. В некоторых странах отмечается рост антимигрантских настроений, в частности убежденности в том, что среди получателей социальных пособий и услуг слишком много иммигрантов. Однако данные комплексных исследований показывают, что в среднем мигранты получают в виде социальной помощи примерно столько же, сколько оплачивают в виде налогов и социальных выплат[6], а в ряде стран они могут поддерживать устойчивость пенсионной системы, если их миграционный и экономический статус позволяет им производить пенсионные отчисления[7].

Среди стран, участвовавших в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, доля стран, принявших те или иные меры для защиты прав иммигрантов и обеспечения для них равного с гражданами доступа к основным услугам, варьируется довольно значительно (рис. 5).

Рисунок 5. Предоставляет ли правительство лицам, не являющимися гражданами страны, равный доступ к услугам, социальному обеспечению и правам граждан, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Правительства большинства стран (95%) сообщили, что они обеспечивают иностранцам наравне с гражданами доступ к базовым (экстренным) услугам медицинской помощи, под которыми понимается любая медицинская помощь, которая крайне необходима, чтобы сохранить жизнь или избежать непоправимого ущерба здоровью человека. Причем в 86% стран такая медицинская помощь оказывается независимо от миграционного статуса, только в 8% стран – при наличии законного миграционного статуса.

В большинстве стран (93%) для иммигрантов также обеспечен равный с гражданами доступ к правосудию (в том числе 82% - независимо от их миграционного статуса). Доступность правосудия обеспечивается предоставлением консультаций по юридическим вопросам, помощи и представительства для задержанных лиц или лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления (в том числе бесплатно для лиц, не имеющих достаточных средств); доступностью юридической информации; предоставлением других услуг с использованием альтернативных механизмов разрешения споров, и устного перевода (для тех, кто не понимает языка, используемого в судебном разбирательстве, или не говорит на нем).

В меньшей степени обеспечивается равный доступ к услугам государственного образования - посещение и обучение в государственных дошкольных учреждениях, начальных и средних школах (91% стран), - который нередко увязывается с наличием законного миграционного статуса (29%).

Еще чаще увязывается с наличием законного миграционного статуса предоставление равной оплаты за равный труд, под которой понимается равная выплата заработной платы и пособий все людям, выполняющим одинаковую работу на одном и том же рабочем месте, независимо от их миграционного статуса или других оснований. В 46% стран она предоставляется при наличии законного миграционного статуса, а в 39% стран – независимо от миграционного статуса.

В наибольшей степени от наличия законного миграционного статуса зависит предоставление социального обеспечения, которое включает накопительные и ненакопительные пенсионные схемы (пенсии по старости, на случай смерти, инвалидности), страхование на случай безработицы, медицинское страхование, выплаты компенсации работникам, пособия по болезни, базовую социальную помощь. Равный доступ к социальному обеспечению независимо от миграционного статуса обеспечивается в 22% стран, а в большинстве стран – 62% - только при наличии законного миграционного статуса.

В целом, подводя итог, можно говорить о том, что в подавляющем большинстве стран, принявших участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, иммигрантам предоставляется равный с гражданами страны доступ к базовым социальным услугам, хотя нередко это относится только к тем мигрантам, которые имеют законный статус.

В странах, проводящих политику интеграции иммигрантов (85 из 111 стран ответили утвердительно на вопрос о наличии такой политики и стратегии), распределение ответов на вопрос о равном доступе к базовым социальным услугам в целом схожее. Примерное такое же оно и в группе стран с более высокой долей международных мигрантов в населении (в группе 71 страны, где международные мигранты составляют более 2% населения).

Почти три четверти стран, участвовавших в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, сообщили о предоставлении защиты и правовой помощи жертвам преступлений на почве ненависти в отношении мигрантов и уголовной ответственности за публичное подстрекательство к насилию или разжигание ненависти по отношению к мигрантам (по 73% стран). Помимо этого 68% стран отметили, что у них ксенофобия и расизм рассматриваются как обстоятельства, отягчающие преступление, а 67% стран указали, что организована официальная подготовка сотрудников правоохранительных органов и других государственных должностных лиц по вопросам выявления, предупреждения и пресечения преступлений на почве ненависти в отношении мигрантов (рис. 6).

Рисунок 6. Меры, принятые правительством для борьбы с дискриминацией в отношении мигрантов*, 2019 год, % (111 стран)

* Неприменимо - если число иммигрантов в стране незначительно

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Такие меры для борьбы с дискриминацией в отношении международных мигрантов чаще всего отмечали правительства стран Европы и Северной Америки – 84% и более (рис. 7). Несколько чаще отмечали уголовную ответственность за публичное подстрекательство к насилию или разжигание ненависти по отношению к мигрантам только правительства стран Восточной и Юго-Восточной Азии (86%), в остальных регионах ЦУР доля таких стран была несколько ниже, варьируясь от 57% до 76%.

Рисунок 7. Меры, принятые правительством для борьбы с дискриминацией в отношении мигрантов, по регионам ЦУР, 2019 год, % стран соответствующих регионов

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Не более половины стран отмечали организацию подготовки сотрудников правоохранительных органов и других государственных должностных лиц по вопросам выявления, предупреждения и пресечения преступлений на почве ненависти в отношении мигрантов в Центральной и Южной Азии (40%), Восточной и Юго-Восточной Азии (43%), Северной Африки и Западной Азии (50%).

Защита и правовая помощь жертвам преступлений на почве ненависти к мигрантам предоставляется не более чем в половине стран Центральной и Южной Азии (40%), Северной Африки и Западной Азии (50%). Ксенофобию и расизм рассматриваются как обстоятельства, отягчающие преступление, не более половины стран Восточной и Юго-восточной Азии (29%), Океании (43%), северной Африки и Западной Азии (50%).


[6] Organisation for Economic Co-operation and Development (2013). International Migration Outlook 2013. - https://globalmigrationgroup.org/system/files/Liebig_and_Mo_2013.pdf ; Organisation for Economic Co-operation and Development (2014). Is migration good for the economy? Migration Policy Debates - www.oecd.org/migration/OECD%20Migration%20Policy%20Debates%20Numero%202.pdf
[7] Organisation for Economic Co-operation and Development and International Labour Office (2018). How immigrants contribute to developing countries’ economies - www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_protect/protrav/migrant/documents/publication/wcms_616038.pdf

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.