Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 887 - 888
25 января - 7 февраля 2021

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть II)

Большинство стран принимает те или иные меры политики в отношении вынужденной миграции

Экстренная медицинская помощь и доступ к правосудию обеспечиваются для всех международных мигрантов в большинстве стран, социальное обеспечение - в основном для имеющих легальный статус

Условия полноценной интеграции - законный статус и постоянное проживание в стране в течение определенного периода времени

Меры для укрепления социально-экономического благополучия мигрантов

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть II) // Демоскоп Weekly. 2020. № 887-888. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0887/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть II)

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Большинство стран принимает те или иные меры политики в отношении вынужденной миграции

Данный выпуск Демографического барометра продолжает тему, начатую в декабрьском выпуске, посвященном оценкам современных проблем международной миграции и средств их решения правительствами стран мира, принявшими участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции (111 стран) [1].

Среди международных мигрантов особую группу составляют беженцы, спасающиеся от вооруженных конфликтов, насилия, политического или иного преследования (на национальной или религиозной почве), общей дезорганизации общественного порядка, и ищущих убежища в других странах[2].

В последние годы беженцы и лица, ищущие убежища все чаще составляют часть смешанного потока людей, которые мигрируют по разным причинам, но по сходным маршрутам, сталкиваясь с во многом похожими вызовами и опасностями. Такое сходство практически стирает различия между группами международных мигрантов, несмотря на сохранение особого статуса беженца или лица, ищущего убежища.

По оценкам ООН, численность беженцев и лиц, ищущих убежища, достигла к середине 2019 года почти 29 миллионов человек[3]. Она более чем удвоилась по сравнению с 2005 годом и превысила значения всех предшествующих лет, для которых производилась оценка. Из 197 стран (территорий) мира, для которых производилась оценка, наибольшим числом беженцев выделялись Турция (3,8 миллиона человек на середину 2019 года), Иордания (2,9) и Палестина (2,2). В 111 странах, принявших участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, на середину 2019 года проживали 17,5 миллиона беженцев, или 61% от их общего числа в мире. Две страны с наибольшим числом беженцев дали ответы на вопросы о мерах, связанных с притоком беженцев, однако 5 стран из десятки с наибольшим числом беженцев, не приняли участия в опросе (рис. 1).

Рисунок 1. Десять стран с наибольшим числом беженцев (включая лиц, ищущих убежища) на середину 2019 года из общего числа стран (197) и из числа стран, принявших участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции (111), миллионов человек

Источники: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies; United Nations, Department of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019).

Несмотря на защиту, предусмотренную международным законодательством, беженцы и лица, ищущие убежища могут сталкиваться с многочисленными трудностями, связанными со сложностями получения соответствующего статуса и с тем, что число стран, готовых приютить их, остается небольшим. Но в последние годы растет число стран, предпринимающих определенные шаги, чтобы защитить и обеспечить основные потребности беженцев и других лиц, вынужденно пересекающих международные границы.

Большинство стран, принявших участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, отмечали, что они приняли перечисленные в анкете меры реагирования в связи с притоком беженцев и других лиц, вынужденно пересекающих международные границы (рис. 2).

Рисунок 2. Меры реагирования в связи с притоком беженцев и других лиц, насильственно перемещенных через международные границы, 2019 год, %

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Чаще всего (84% из 111 стран) отмечалось наличие системы приема, оформления и установления личности тех, кто был вынужден бежать через международные границы, а также выдача разрешений на временное проживание или предоставление временной защиты тем, кто был вынужден бежать и не может вернуться назад.

Три четверти стран сообщили о наличии планирования на случай чрезвычайных обстоятельств в целях удовлетворения основных потребностей вынужденно перемещенного населения[4], таких как продовольствие, санитария, образование и медицинское обслуживание.

Несколько менее число стран (68%) отмечали наличие специальных мер помощи гражданам, проживающим за рубежом, в странах, находящихся в кризисных или посткризисных ситуациях, еще меньше (56%) – о наличии национальной стратегии по уменьшению опасности бедствий, в том числе связанных с перемещением людей, независимо от характера бедствий (стихийных или вызванных человеком).

В группе стран с относительно большим числом беженцев (в 78 из 111 стран, принявших участие в опросе, оно превышает 1200 человек) доля стран, отметивших наличие таких мер реагирования на приток беженцев, еще выше. Исключение составляет только наличие национальной стратегии по уменьшению опасности бедствий, в том числе связанных с вынужденным перемещением людей (54% против 56% в общей группе 111 стран).

Среди регионов, выделенных с учетом необходимости мониторинга достижения Целей устойчивого развития (ЦУР)[5], наиболее высокой долей стран, имеющих систему приема, оформления и установления личности тех, кто был вынужден бежать через международные границы, выделяются Центральная и Южная Азия (100%), Европа и Северная Америка (94%), Африка южнее Сахары (91%) (рис. 3). В первых двух регионах ЦУР выше всего также доля стран, которые предоставляют разрешения на временное проживание или временную защиту тем, кто вынужденно пересек международные границы и не может вернуться назад (100% и 97% соответственно). В остальных регионах ЦУР доля таких стран близка к среднему значению (86% в Океании, 85% в Африке южнее Сахары) или ниже его (меньше всего - 58% стран – в регионе Северной Африки и Западной Азии).

Рисунок 3. Меры реагирования в связи с притоком беженцев и других лиц, вынужденно перемещенных через международные границы, по регионам ЦУР, 2019 год, % стран соответствующих регионов*

Здесь и далее: * - регионы, из которых ответы получены менее чем от половины стран; ** - регионы, из которых ответы получены менее чем от половины стран, в которых совокупно проживает мене половины населения региона; регион «Латинская Америка и страны Карибского бассейна» для краткости обозначается «Латинская Америка»

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Все страны Центральной и Южной Азии, принявшие участие в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, отмечали наличие планирования на случай чрезвычайных обстоятельств в целях удовлетворения основных потребностей вынужденно перемещенных лиц (продовольствие, санитария, образование и медицинское обслуживание).

Страны Африки южнее Сахары чаще, чем страны других регионов, отмечали наличие специальных мер помощи гражданам, проживающим за рубежом, в странах, находящихся в кризисных или посткризисных ситуациях (79%), а также наличие национальной стратегии по уменьшению опасности бедствий, в том числе связанных с перемещением людей (73%).

Важным дополнением к этим мерам реагирования на возрастающий поток беженцев является ратификация основополагающих законодательных инструментов, обеспечивающих защиту беженцев: Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней от 1967 года, который расширил действие Конвенции 1957 года на всех лиц, ставших беженцами после 1 января 1951 года без каких-либо географических ограничений. В этих документах закреплены права беженцев и обязательства государства по их защите, в том числе запрет на изгнание, выдачу другому государству или насильственное возвращение в страну (на территорию), где жизнь или свобода беженца будет под угрозой по признаку принадлежности к определенной расе, вероисповеданию, гражданству, социальных или политических убеждений. По данным на декабрь 2019 года, Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней от 1967 года были ратифицированы, соответственно, в 146 и 147 странах-членах ООН.


[1] United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019).
World Population Policies 2019: International Migration Policies. –https://www.un.org/development/desa/pd/data/world-population-policies
[2] Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней от 1967 года, беженцем является лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений» (статья 1 Конвенции). - United Nations (1954). Convention relating to the Status of Refugees. Treaty Series, vol. 189, p. 137.
[3] United Nations, Department of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019). - https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp
[4] То есть в стране имеется основанный на адекватных и надлежащих механизмах план реагирования для удовлетворения основных потребностей лиц, перемещенных через международные границы из других стран.
[5] Для этого Отделом статистики ООН предложена классификация, несколько отличающаяся от привычного выделения 6 крупных регионов (Африка, Азия, Европа, Латинская Америка и страны Карибского бассейна, Северная Америка и Океания) и более мелких регионов внутри них (21).
Регионы ЦУР - это Африка южнее Сахары; Северная Африка и Западная Азия; Средняя и Южная Азия; Восточная и Юго-Восточная Азия; Латинская Америка и страны Карибского бассейна; Австралия и Новая Зеландия; Океания (кроме Австралии и Новой Зеландии); Европа и Северная Америка. - https://unstats.un.org/sdgs/indicators/regional-groups/

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.