Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 887 - 888
25 января - 7 февраля 2021

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть II)

Большинство стран принимает те или иные меры политики в отношении вынужденной миграции

Экстренная медицинская помощь и доступ к правосудию обеспечиваются для всех международных мигрантов в большинстве стран, социальное обеспечение - в основном для имеющих легальный статус

Условия полноценной интеграции - законный статус и постоянное проживание в стране в течение определенного периода времени

Меры для укрепления социально-экономического благополучия мигрантов

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции (часть II) // Демоскоп Weekly. 2020. № 887-888. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0887/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Результаты XII опроса ООН о политике в области международной миграции
(часть II)

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Меры для укрепления социально-экономического благополучия мигрантов

Укрепление социально-экономического благополучия мигрантов является основой для максимизации положительного воздействия международной миграции на устойчивое развитие стран происхождения (откуда мигранты уезжают), транзита (где останавливаются в процессе перемещения) и назначения (куда они прибывают).

В последние годы некоторые страны интегрировали миграционную политику в свои национальные стратегии или планы развития.

Усиление положительного воздействия международной миграции связывают с целым комплексом мер:

  • мерами, способствующими признанию профессиональных навыков, компетенций и квалификационных аттестатов, полученных за рубежом;
  • справедливой и этичной системой найма трудовых мигрантов;
  • поощрением быстрых, безопасных и дешевых денежных переводов мигрантов с помощью конкуренции, регулирования и инноваций;
  • содействием переводу социальных страховых пособий и других выплат, связанных с оплатой труда.

Многие страны проводят политику поощрения иностранных инвестиций, поступающих со стороны диаспоры, используя различные финансовые стимулы и упрощая бюрократические процедуры. Возвращение мигрантов в страны их происхождения также все чаще привлекает внимание политиков, поскольку это может способствовать развитию страны с точки зрения притока капитала, инвестиций и обмена технологиями. Возвращающиеся мигранты не только обогащены знаниями и опытом, приобретенными за рубежом, но и чаще становятся предпринимателями и создаются новые рабочие места.

Большинство стран, участвовавших в XII опросе ООН о политике в области международной миграции, предпринимают все перечисленные в анкете меры для укрепления социально-экономического благополучия мигрантов и тем самым для усиления положительного воздействия миграции (рис. 13).

Рисунок 13. Меры, принимаемые для усиления положительного воздействия миграции на развитие страны и укрепления социально-экономического благополучия мигрантов, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Чаще всего отмечалось содействие признанию профессиональных навыков и квалификационных аттестатов, полученных за рубежом (81% стран). При этом ответ «да» означал, что в стране используются официальные критерии (система аккредитации) для признания иностранных квалификационных аттестатов (дипломов, навыков и компетенций), полученных за рубежом.

Несколько реже отмечалось содействие справедливой и этичной системе найма трудовых мигрантов (78% стран). Это предполагает борьбу с недобросовестной и мошеннической практикой найма, включающей введение в заблуждение относительно характера и условий труда; изъятие паспортов; незаконные вычеты из заработной платы; долговую кабалу, связанную с выплатой сборов за трудоустройство; угрозы работникам, желающим уйти от своих работодателей, и запугивание последующей высылкой из страны. Кроме того, ответ «да» означал, что на момент опроса имелась, по меньшей мере, одна действующая государственная программа, направленная на работу с трудовыми мигрантами в принимающей стране или с гражданами страны, работающими в других странах (работниками, находящимися за границей).

Заметно реже отмечалось содействие переводу денежных средств мигрантов или поощрение таких переводов (67% стран). Ответ «да» означал, что на момент опроса имелась, по меньшей мере, одна действующая государственная программа, целью которой являлось снижение операционных затрат на перевод денежных средств, расширение возможностей получения услуг по переводу денежных средств, улучшение условий отправки денежных переводов, поддержка финансовой грамотности и социальной интеграции в целях повышения эффективности использования денежных переводов[8]. Среди стран, для которых денежные переводы мигрантов составляют 5% ВВП и более, доля отметивших утвердительно на этот вопрос составляла 80%, а среди стран, для которых денежные переводы мигрантов составляют менее 5% ВВП, - только 64%.

Согласование политики в области трудовой миграции с фактическими и прогнозируемыми потребностями рынка труда при проведении периодических оценок отметили 66% стран.

Содействие переводу денежных средств или поощрение таких переводов отметили лишь 60% стран. Эта группа мер включает содействие переводу пособий по социальному обеспечению (включая накопительные и ненакопительные пенсионные схемы - пенсии по старости, на случай смерти, инвалидности), страхование на случай безработицы, медицинское страхование, выплаты компенсации работникам, пособия по болезни или базовую социальную помощь). Ответ «да» означал, что страна заключила, по меньшей мере, с одной другой страной соглашение о переводе хотя бы одного вида пособий по социальному обеспечению.

Распространенность мер, предпринимаемых для усиления положительного воздействия миграции на развитие страны и укрепления социально-экономического благополучия мигрантов, заметно различается по регионам ЦУР (рис. 14).

Рисунок 14. Меры, принимаемые для усиления положительного воздействия миграции на развитие страны и укрепления социально-экономического благополучия мигрантов, по регионам ЦУР, 2019 год, % стран соответствующих регионов

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Содействие признанию профессиональных навыков и квалификационных аттестатов, полученных за рубежом, больше всего распространено в Океании, включая Австралию и Новую Зеландию (89% стран), Восточной и Юго-Восточной Азии (86%), Европе и Северной Америке (84%).

Правительства всех стран Центральной и Южной Азии, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Океании сообщили о содействии справедливой и этичной системе найма трудящихся-мигрантов.

В Океании, включая Австралию и Новую Зеландию, выше всего доля стран, правительства которых оказывают содействие переводу денежных средств или поощрение таких переводов (89%). Несколько ниже она в Центральной и Южной Азии (80%), Латинской Америке и Африке южнее Сахары (по 79%).

Согласование политики в области трудовой миграции с фактическими и прогнозируемыми потребностями рынка труда при проведении периодических оценок проводится во всех странах Центральной и Южной Азии, Австралии и Новой Зеландии, а содействие переводу пособий по социальному страхованию чаще всего отмечали правительства стран Восточной и Юго-Восточной Азии (100%).

Согласно ответам, полученным в ходе XII опроса ООН о политике в области международной миграции, в 2019 году примерно половина всех стран (54%) предпринимали те или иные меры для поощрения инвестиций со стороны диаспоры[9].

45% стран, принявших участие в опросе, сообщили об упрощении бюрократических процедур, чтобы облегчить инвестирование, а 41% разрешили переводить финансовые активы (рис. 15). Правительства 37% стран отметили, что ввели налоговые льготы или другие финансовые стимулы для представителей диаспоры, правительства 26% стран отметили преференции при выдаче им разрешений и лицензий, а правительства 22% стран – преференции при предоставлении кредитов.

Рисунок 15. Меры, принимаемые для поощрения инвестиций со стороны диаспоры, 2019 год, % (111 стран)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Упрощение бюрократических процедур для поддержки транснационального сообщества чаще всего отмечали правительства стран Центральной и Южной Азии (80%), реже – стран Африки южнее Сахары (61%), Восточной и Юго-восточной Азии и Латинской Америки (по 57%) (рис. 16).

Рисунок 16. Меры, принимаемые для поощрения инвестиций со стороны диаспоры, по регионам ЦУР 2019 год, % стран соответствующих регионов

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies.

Расширение возможностей перевода финансовых активов также чаще всего отмечали правительства Центральной и Южной Азии (80%), а также Океании (71%).

Налоговые льготы или другие финансовые стимулы для представителей диаспоры чаще всего отмечали правительства стран Восточной и Юго-восточной Азии (67%), Латинской Америки (64%), Центральной и Южной Азии (60%).

Правительства стран Центральной и Южной Азии чаще всего отмечали также наличие преференциальных режимов кредитования и выдачи разрешений и лицензий представителям своей диаспоры (по 60%).

Каждая третья страна из числа участвовавших в XII опросе ООН о политике в области международной миграции отметила наличие политики или специальных программ, направленных на возвращение граждан, проживающих за рубежом, на родину. Больше всего таких стран в трех регионах ЦУР: Африка южнее Сахары (42%), Центральной и Южной Азии (40%), Европе и Северной Америке (39%).

Источники:

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020).
World Population Policies 2019 (ST/ESA/SER.A/442) -
https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/
undesa_pd_rep_world_population_policies_2019.pdf
;

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2020).
World Population Policies 2019: Highlights (ST/ESA/SER.A/443) - https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/files/
documents/2020/Jan/un_2019_worldpopulationpolicies_highlights.pdf
;

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019).
International Migration 2019 (ST/ESA/SER.A/438) -
https://www.un.org/development/desa/pd/sites/www.un.org.development.desa.pd/files/files/
documents/2020/Jun/international_migration_2019_report_june20.pdf
;

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies 2019: International Migration Policies. -
https://www.un.org/development/desa/pd/data/world-population-policies
;

United Nations, Department of Economic and Social Affairs. Population Division (2019).
International Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019). - https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/index.asp


[8] Стоит отметить, что 12 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 июня Международным днем семейных денежных переводов в знак признания преобразующего воздействия денежных переводов на жизнь мигрантов и их семей, а также на достижение целей в области устойчивого развития (резолюция 72/281). Денежные переводы способствуют сокращению масштабов нищеты и облегчают доступ к основным услугам на уровне домохозяйств. При эффективном инвестировании денежные переводы могут способствовать развитию местного предпринимательства и расширению охвата населения финансовыми услугами.
[9] Под диаспорой понимается сообщество международных мигрантов с их ассоциациями и социальными сетями, которые покинули общую для них страну происхождения, но поддерживают связи с ней. Диаспоры включают наиболее многолюдные сообщества эмигрантов, трудовых мигрантов, проживающих за рубежом, эмигрантов, получившие гражданство принимающей страны, имеющих двойное гражданство, а также мигрантов второго и третьего поколения.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.