Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 819 - 820
17 июня - 31 июля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Дорожно-транспортные происшествия лидируют среди основных причин смерти населения в возрасте от 5 до 29 лет

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Смертность от ДТП в Африканском регионе втрое выше, чем в Европейском регионе

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности дорожного движения

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года // Демоскоп Weekly. 2019. № 819-820. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0819/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Стремительная урбанизация и быстрая автомобилизация населения мира сопровождаются увеличением числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых люди гибнут, получают травмы и увечья. По последним из опубликованных оценок Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в результате ДТП погибает около 1,4 миллиона человек, еще до 50 миллионов человек получают травмы, которые нередко приводят к инвалидности[1].

Пострадавшие в результате дорожно-транспортных травм, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки, связанные с лечением и утраченной продуктивностью тех, кто погиб, стал инвалидом или ухаживает за родственниками, получившими травмы. Дорожно-транспортные происшествия обходятся большинству стран примерно в 3% их валового внутреннего продукта

Эти смерти и увечья оказывают огромное воздействие на семьи пострадавших, жизнь которых нередко меняется необратимо в результате этих трагедий, а также на другие сообщества, в которых жили и работали пострадавшие. Однако они не являются неизбежной платой за повышение мобильности, они вполне предотвратимы. Лучшие практики реализации мер по обеспечению безопасности дорожного движения показывают, как можно значительно сократить эти потери. Важным инструментом мониторинга состояния безопасности дорожного движения в странах мира являются специальные доклады ВОЗ, ставшие регулярными в последние годы.

Так, в 2004 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк опубликовали «Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма»[2]. В нем была представлена обширная информация об основных факторах риска дорожно-транспортного травматизма, сведения об эффективных мероприятиях и рекомендации о том, как страны могут повысить безопасность дорожного движения.

В 2009 году первые данные о ходе выполнения рекомендаций Всемирного доклада были опубликованы в первом «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире (Время действовать)»[3].

В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию 64/255[4], призвавшую к проведению в 2011-2020 годы Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. С целью отслеживания результатов Десятилетия на национальном и глобальном уровнях предполагалась подготовка последующих докладов о состоянии безопасности дорожного движения[5].

В конце 2013 года был опубликован второй «Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире (Поддержать десятилетие действий)»[6]. Приведенные в нем данные стали исходной точкой отсчета для мониторинга мероприятий в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Третий доклад был представлен в 2015 году, а четвертый – в декабре 2018 года[7].

При подготовке докладов сбор сведений по каждой стране осуществляется под руководством национального координатора экспертами в разных областях (представителями здравоохранения, правоохранительных органов, транспорта, неправительственных организаций и академических кругов), заполняющие соответствующие анкеты по основным переменным. Затем эти данные рассматриваются экспертами ВОЗ и при необходимости корректируются для обеспечения сопоставимости, после чего отправляются на согласование национальным экспертам с тем, чтобы обеспечить наибольшую достоверность данных.

В докладах представлены три вида данных о смертности в результате ДТП:

  • сообщенные национальными координаторами данные;
  • скорректированные данные;
  • сопоставимые оценки.

Данные, сообщенные национальными экспертами, представляются в соответствующих «профилях» стран. Здесь указываются источники данных, период времени, к которому они относятся, а также временные рамки, используемые при учете смертей от ДТП (умершие на месте дорожно-транспортного происшествия или от травм, полученных в ДТП, без ограничения времени).

Чтобы минимизировать влияние различий в определении смерти от ДТП и гармонизировать данные из разных источников, они корректируются исходя из 30-дневного срока смерти после ДТП. Сопоставимые оценки с соответствующими 95%-е доверительными интервалами разрабатываются с помощью регрессионного моделирования[8], чтобы компенсировать занижение данных в некоторых странах и оценить смертность от ДТП во всех государствах – членах ВОЗ, регионах мира и в целом по миру. Однако данные докладов разных лет не вполне сопоставимы между собой, поскольку методика оценивания и поступающие данные совершенствуются, изменяюсь от одного цикла расчетов к другому.

В докладе 2018 года содержатся сведения по 175 странам (территориям), в которых проживает, по оценкам ООН пересмотра 2017 года, 7,3 миллиарда человек (98,1% населения мира). Доля совокупного населения стран региона ВОЗ[9], от которых поступили анкеты, колебалась от 93,7% населения в Африканском регионе (44 из 47 стран) и 95,5% в Восточно-Средиземноморском регионе (19 из 22 стран) до 99,9% в Европейском (51 из 53 стран) и Западно-Тихоокеанском регионе (21 из 27 стран).

Сбор данных для доклада 2018 года проводился с мая 2016 года по декабрь 2017 года по анкете для экспертов[10] и учитывал все данные, поступившие к сентябрю 2018 года.

Представленные в докладе сведения о законодательстве и мерах политики в области безопасности дорожного движения представлены по состоянию на 31 декабря 2017 года, а данные о смертности и зарегистрированных транспортных средствах относятся к последнему году, по которому имелась информация (2016 год или ранее).

По оценкам ВОЗ, в 2016 году в результате ДТП в целом по миру умерло 1,35 миллиона человек, что на 17% больше, чем в 2000 году – 1,15 миллиона человек. Число зарегистрированных моторизованных транспортных средств за тот же период выросло в 1,5 раза – с 0,85 до 2,1 миллиарда. Смертность от ДТП оставалась относительно стабильной на уровне около 18 смертей в расчете на 100 тысяч человек, а число умерших от ДТП на 100 тысяч автотранспортных средств сократилось более, чем вдвое – со 135 до 64[11].

Это свидетельствует о том, что предпринятые за последние 15 лет меры, направленные на повышение безопасности дорожного движения, привели к уменьшению числа случаев смерти, которые произошли бы при их отсутствии

Оценки числа умерших от отдельных причин смерти показывают, что в списке основных причин смерти в мире дорожно-транспортные происшествия по этому показателю заняли в 2016 году восьмое место (2,5% от общего числа умерших)[12], тогда как в 2000 году находились на десятом месте (2,2%).

За 2000-2016 годы заметно снизилась смертность в расчете на 100 тысяч жителей от заболеваний, приводящих к диарее (-18 пунктов), инфекций нижних дыхательных путей (-14), туберкулеза (-10), хронической обструктивной болезни легкого (-8) и инсультов (-7). В то же время повысилась смертность от ишемической болезни сердца (на 12 пунктов, со 114 до 126 на 100 тысяч человек, значения не показаны на рис. 1), от болезни Альцгеймера и других видов деменции – на 14 пунктов, от диабета – на 6 пунктов. Смертность от ДТП практически не изменилась, повысившись лишь на 0,3 пункта (с 18,5 до 18,8 на 100 тысяч человек), но в результате разнонаправленных изменений смертности от других причин смерти ее ранг среди основных причин смерти повысился.

Рисунок 1. Умершие от 10 основных в 2016 году причин смерти* в расчете на 100 тысяч человек и % от общего числа умерших, мир в целом, 2000 и 2016 годы

* ИБС – ишемическая болезнь сердца; ХОБЛ - хроническая обструктивная болезнь легкого; ИНДП - инфекции нижних дыхательных путей; деменция - болезнь Альцгеймера и другие деменции; рак легкого – злокачественные новообразования трахеи, бронхов, легкого; диарея – диарейные заболевания

Источник: Global Health Estimates 2016: Estimated deaths by age, sex, and cause. Available at: http://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/en/index.html (accessed on 19.06.19)

Отметим, что оценки смертности от ДТП, представленные в базе данных Глобальной обсерватории здоровья ВОЗ[13] (подготовленные на основе данных, поступивших к февралю 2018 года), несколько отличаются от тех, что фигурируют в докладе о состоянии безопасности движения 2018 года. По данным доклада, число умерших от ДТП, как уже говорилось, повысилось с 1,15 миллиона человек в 2000 году до 1,35 в 2016 году, а в расчете на 100 тысяч человек оно снизилось с 18,8 до 18,2. По данным Глобальной обсерватории здоровья число умерших повысилось с 1136 тысяч человек в 2000 году до 1402 в 2016 году (рис. 2), а в расчете на 100 тысяч человек с 18,5 до 18,8. Различия невелики, но они есть. В дальнейшем будут рассматриваться оценки из обоих источников.

Здесь же еще раз отметим устойчивый, хотя и довольно медленный рост числа умерших от ДТП на протяжении 2000-2015 годов. Среди жертв ДТП заметно преобладают мужчины, причем их доля увеличилась с 72% в 2000 году до 74% в 2016 году, таким образом, в последние годы мужчин среди жертв ДТП практически втрое больше, чем женщин.

Рисунок 2. Число умершие от ДТП по полу, мир в целом, 2000, 2005, 2010 и 2016 годы, миллионов человек

Источник: Global Health Estimates 2016: Estimated deaths by age, sex, and cause.


[1] Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. Licence: CC BYNC-SA 3.0 IGO. http://apps.who.int/iris . P. IX.
[2] Peden M et al., eds. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization, 2004 -www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/en/index.html
[3] Global status report on road safety: time for action. Geneva, World Health Organization, 2009 - www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2009/en/index.html
[4] http://www.who.int/roadsafety/about/resolutions/download/en/index.html
[5] Global Plan for the Decade of Action for Road Safety, 2011–2020. Geneva, World Health Organization, 2011 - www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/plan_english.pdf
[6] Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. . Geneva, World Health Organization, 2013 - http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/
[7] Global status report on road safety 2015. World Health Organization 2015 - ; Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. - https://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/global_reports/en/
[8] Подробнее об оценке качества данных об умерших по причинам смерти и моделировании оценок ВОЗ для разных групп стран см. WHO methods and data sources for country-level causes of death 2000-2016 / Global Health Estimates Technical Paper WHO/HIS/IER/GHE/2018.3; Global status report on road safety 2018., pp. 289-295.
[9] 195 стран – членов ВОЗ группируются в шесть регионов для аналитических целей в зависимости от уровней смертности и заболеваемости.
К Американскому региону ВОЗ отнесены все страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна (35 стран).
В Европейский регион ВОЗ (53 страны), помимо всех европейских стран, входят Турция, страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) и Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан).
В Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ входит 22 страны: Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Западный берег и сектор Газа, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, а в Африканский регион ВОЗ - все остальные африканские страны, кроме вошедших в Восточно-Средиземноморский регион (47 стран).
К Западно-Тихоокеанскому региону ВОЗ отнесены 27 стран: Австралия, Бруней, Вануату, Вьетнам, Камбоджа, Кирибати, Китай, Лаос, Малайзия, Маршалловы о-ва, Микронезия, Монголия, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, о-ва Кука, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Самоа, Сингапур, Соломоновы о-ва, Тонга, Тувалу, Фиджи, Филиппины, Южная Корея, Япония.
В регион Юго-Восточной Азии входят 11 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Индонезия, КНДР, Мальдивские о-ва, Мьянма, Непал, Таиланд, Тимор-Лесте, Шри-Ланка.
[10] Опросник доступен по адресу: http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2018/methodology/en/
[11] Global status report on road safety 2018, pp. 4-5.
[12] Эта оценка основана на данных, собранных для 175 стран, и скорректированных с учетом различий в качестве данных, чтобы обеспечить сопоставимость между странами. Затем они были экстраполированы на все 195 стран и территорий мира, являющихся членами ВОЗ.
[13] На основе кодов Международной классификации болезней Х пересмотра (World Health Organization . WHO Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems (ICD) 10th revision): V01-V04, V06, V09-V80, V87, V89, V99.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.