Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 819 - 820
17 - 30 июня 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Дорожно-транспортные происшествия лидируют среди основных причин смерти населения в возрасте от 5 до 29 лет

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Смертность от ДТП в Африканском регионе втрое выше, чем в Европейском регионе

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности дорожного движения

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года // Демоскоп Weekly. 2019. № 819-820. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0819/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Риск смертности в результате дорожно-транспортных происшествий заметно выше в странах с более низким уровнем развития. Даже в странах с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов[14].

О непропорционально тяжелом бремени смертности от ДТП в странах со средним уровнем дохода свидетельствует то, что на эти страны приходится 80% случаев смерти от ДТП, 76% населения мира и лишь 59% мирового парка зарегистрированных моторизованных транспортных средств (рис. 7).

Доля умерших в результате ДТП в странах с высоким доходом в 11 раз ниже (7%), а доля мирового парка зарегистрированных транспортных средств лишь немного меньше (40%).

В странах с низким доходом уровень автомобилизации пока невысок, а доля населения мира, сконцентрированного в них (9%), и доля умерших в результате ДТП (13%) на порядок выше, чем доля мирового парка зарегистрированных транспортных средств (1%).

Рисунок 7. Доля населения, числа умерших от ДТП и количества зарегистрированных транспортных средств по группам стран мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2016 год, %

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018.. P. 7.

В целом по миру смертность от ДТП составила в 2016 году, по оценкам ВОЗ, около 19 умерших на 100 тысяч человек. Наиболее высокое значение показателя отмечается в странах с низким уровнем дохода – 29,4 на 100 тысяч человек, а в странах с высоким уровнем дохода оно в 3,7 раза ниже – 8,0 на 100 тысяч человек (рис. 8). В странах с более высоким и более низким средним доходом она практически одинакова, немного превышая среднемировой уровень, но изменения по сравнению с 2000 годом были разнонаправленными. В странах с более высоким средним доходом смертность от ДТП снизилась с 21,5 до 19,7 на 100 тысяч человек, а в странах с более низким средним доходом повысилась с 16,4 до 19,9 на 100 тысяч человек.

Наибольшее снижение смертности от ДТП произошло в странах с более высоким доходом, где она уменьшилась на 5,5 пункта – с 13,5 на 100 тысяч человек в 2000 году до 8,0 в 2016 году.

В странах с низким доходом смертность от ДТП повысилась на 3 пункта – с 26,3 умерших на 100 тысяч человек в 2000 году до 29,4 в 2016 году.

Рисунок 8. Смертность от ДТП по группам стран с разным уровнем ВНД на душу населения, 2000 и 2016 годы, число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения

Источник: Global Health Estimates 2016: Deaths by Cause, Age, Sex, by Country and by Region, 2000-2016. Geneva, World Health Organization; 2018.

В странах, где за последние годы удалось достичь прогресса в снижении смертности от дорожно-транспортных травм, успехи были обусловлены в значительной мере улучшением исполнения законов в отношении таких ключевых факторов риска безопасности дорожного движения, как превышение скорости, управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, неиспользование ремней безопасности, мотоциклетных шлемов и детских удерживающих устройств. Значительную роль сыграло также повышение безопасности инфраструктуры (в частности, сооружение тротуаров и дорожек для велосипедистов и мотоциклистов); повышение стандартов, предъявляемых к транспортным средствам (например, введение обязательного требования электронной системы безопасности и антиблокировочной тормозной системы), и улучшением медицинской помощи, предоставляемой жертвам дорожно-транспортных происшествий.

В докладе ВОЗ отмечается, что эти меры способствовали сокращению смертности в результате ДТП за 2013-2016 годы в 48 странах со средним и высоким уровнем дохода (рис. 9). Однако за тот же период число смертей в результате ДТП увеличилось в 104 странах, в основном в странах со средним и низким доходом. Ни в одной стране с низким уровнем дохода смертность от ДТП не снизилась, что в значительной мере объясняется отсутствием таких мер. Это не может не вызывать серьезной озабоченности.

Рисунок 9. Изменение числа умерших от ДТП по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2013-2016 годы, число стран

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. P. 7.

Значение коэффициента смертности от ДТП, по оценкам ВОЗ 2018 года, варьировалась в 2016 году по странам мира от 0,9 на 100 тысяч человек на Мальдивских островах до 35,9 в Либерии (рис. 10). В центральной половине стран (без 25% стран с наиболее высокими и наиболее низкими показателями) оно составляет от 9,2 до 24,9 при медианном значении 15,9 на 100 тысяч человек.

В целом, смертность от ДТП обратно пропорциональна уровню национального дохода, несмотря на некоторые отклонения от тренда. В странах с самым высоким уровнем дохода – Норвегии и Швейцарии – она составляет 2,7 на 100 тысяч человек. Все страны с уровнем смертности от ДТП, превышающим среднемировой уровень (18,8 на 100 тысяч человек), располагают валовым национальным доходом менее 10000 долларов США на человека в год. Исключение составляют только Саудовская Аравия (21750 долларов США) и Венесуэла (11760).

Рисунок 10. Смертность от ДТП и уровнем ВНД на душу населения в странах мира, 2016 год

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. Table A2.


[14] Для распределения стран мира с населением более 30 тысяч человек по уровню развития использовалась методика Всемирного Банка «Атлас» на основании оценок валового национального дохода (ВНД) на душу населения за 2017 год по следующим диапазонам:
• низкий уровень дохода - не более 1005 долларов США;
• средний уровень дохода - от 1006 до 12235 долларов США (в том числе ниже среднего – от 1006 до 3955 долларов США, выше среднего – от 3996 до 12235 долларов США);
• высокий уровень дохода = от 12236 долларов США и более.
World Development Indicators database, World Bank, November 2017. -http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD/countries

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.