Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 819 - 820
17 июня - 31 июля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Число умерших в результате ДТП продолжает увеличиваться на фоне быстрой автомобилизации населения мира

Дорожно-транспортные происшествия лидируют среди основных причин смерти населения в возрасте от 5 до 29 лет

В странах с низким доходом смертность от ДТП в 3 раза выше, чем в странах с высоким доходом, и она продолжает повышаться

Смертность от ДТП в Африканском регионе втрое выше, чем в Европейском регионе

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности дорожного движения

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года // Демоскоп Weekly. 2019. № 819-820. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0819/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Мировые тенденции смертности от ДТП по оценкам ВОЗ 2018 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Для снижения смертности от ДТП имеются хорошо проверенные меры, необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности дорожного движения

В Докладе ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 года подчеркивается, что, несмотря на рост общего числа случаев смерти от дорожно-транспортных происшествий, смертность от ДТП в последние годы стабилизировалась. В ряде стран коэффициенты смертности от ДТП снизились. Это позволяет предполагать, что меры, предпринимаемые в странах со средним и высоким уровнем дохода, вполне могут быть эффективными. Полученные в 2018 году оценки смертности от ДТП показывают, что достичь одной из Целей устойчивого развития - снизить вдвое число смертей от ДТП к 2020 году (цель 3.6) – в обозначенные сроки не удастся, но это не повод для бездействия.

Цель Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011–2020 годы) состоит в том, чтобы за этот период стабилизировать, а затем снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий (до 0,9 миллиона человек в год). Чтобы направить страны по пути принятия конкретных мер на национальном уровне для достижения этой цели, был разработан Глобальный план действий. Он представляет собой практический инструмент, призванный помочь правительствам и другим заинтересованным сторонам разработать национальные, региональные и локальные программы действий. Кроме того, он обеспечивает структурные рамки для координации деятельности на региональном и глобальном уровнях.

Национальные мероприятия опираются, прежде всего, на пять основных элементов:

  • Управление безопасностью дорожного движения;
  • Более безопасные дороги и мобильность;
  • Более безопасные транспортные средства;
  • Более безопасное поведение участников дорожного движения;
  • Ответные меры после дорожно-транспортного происшествия.

В 2017 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила документ «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ: пакет технических мер по безопасности дорожного движения», где обобщаются уже опробованные меры, с помощью которых можно значительно сократить смертность и травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий. Основное внимание в этом пакете мер уделяется регулированию скорости движения, вопросам руководства, проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения и выживанию лиц, попавших в ДТП.

В основе мер по обеспечению безопасности дорожного движения лежит значительный объем научных данных. Как свидетельствует опыт, принятие и эффективное применение законодательства, касающегося основных факторов риска, – превышения скорости, управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, использования мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств, – ведут к сокращению дорожно-транспортного травматизма.

Во многих странах законодательство, регулирующее эти факторы риска, не всеобъемлюще либо вообще отсутствует. Из 175 стран, принявших участие в обследовании 2017 года, только в 123 действуют законы, обеспечивающие дорожно-транспортную безопасность хотя бы по одному из пяти основных факторов риска, в 47 – по 3 и более факторам риска (табл. 1).

Таблица 1. Число стран, в которых действуют законы, обеспечивающие дорожно-транспортную безопасность по пяти факторам риска*, и их совокупное население

 

Число
стран

Население

Млн
человек

% от совокупного населения стран с соответствующими законами

% от совокупного населения обследованных стран

1 фактор риска

45

1385,2

23,1

19,0

2 фактора риска

31

1980,5

33,1

27,1

3 фактора риска

22

2131,3

35,6

29,2

4 фактора риска

20

347,4

5,8

4,8

5 факторов риска

5

144,3

2,4

2,0

Итого:

123

5988,7

100,0

82,1

Все страны, принявшие участие в обследовании 2018 года

175

7296,9

100,0

* превышение скорости, управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, использование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. P. 25.

Нововведением Доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 года стало сопоставление ситуации с законодательным обеспечением за период, прошедший после опубликования предыдущего доклада (2015 года) – по состоянию на декабрь 2014 и декабрь 2017 года.

Это сопоставление позволило сделать следующие выводы:

  • Еще 22 страны, в которых совокупно проживает около миллиарда человек, или 14% населения мира, внесли поправки в законы в отношении одного или более факторов риска для приведения их в соответствие с передовой практикой;
  • Больше всего стран – 10 – усовершенствовали законы в отношении управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии; теперь таких стран 45 (рис. 25), в них совокупно проживает 2,3 миллиарда человек (рис. 26);
  • В 46 странах, в которых совокупно проживает 3 миллиарда человек, действуют законы, устанавливающие ограничения скорости, но за рассматриваемый период эту группу не пополнила ни одна страна, хотя совокупное население, защищенное такими законами увеличилось;
  • Число стран, в которых действуют законы, касающиеся ношения мотоциклетных шлемов, увеличилось на 5 - до 49 стран, а совокупное население - до 2,7 миллиарда человек;
  • Больше всего стран, в которых действуют законы об использовании ремней безопасности; по сравнению с 2014 годом их число увеличилось на 3 - до 105 стран, совокупное население которых увеличилось до 5,3 миллиарда человек;
  • До 33 увеличилось число стран, в которых действуют законы об использовании детских удерживающих устройств, в этих странах проживают 652 миллиона человек.

Несмотря на постепенный рост числа стран, в которых применяются в соответствии с лучшими практиками законы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, их исполнение остается серьезным вызовом для многих стран. Только треть стран отметила, что эти законы выполняются в них хорошо (оценка 8 и боле по шкале от 0 до 10).

Рисунок 25. Число стран мира, в которых законодательство по пяти основным факторам риска ДТП выполняется хорошо, 2014 и 2017 годы

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. P. 26

Рисунок 26. Совокупное население стран мира, в которых законодательство по пяти основным факторам риска ДТП выполняется хорошо, 2014 и 2017 годы, миллиардов человек

Источник: Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. P. 26..

Кроме того, в докладе ВОЗ 2018 года отмечается, что в настоящее время 114 стран систематически проводят оценки или рейтинги звездной категории имеющихся дорог.

Только 40 стран, в которых проживает около миллиарда человек, ввели 7 или все 8 приоритетных стандартов безопасности ООН для транспортных средств.

Более половины стран (62%) имеют телефонный номер, действующий на территории всей страны для вызова неотложной помощи; при этом в 55% стран официально действует подготовка сертифицированных провайдеров добольничной медицинской помощи.

Источники:

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) -
http://www.who.int/

Global status report on road safety 2018. Geneva: World Health Organization; 2018. Licence: CC BYNC-SA 3.0 IGO. -
http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2018/en;

Road traffic injuries / 7 December 2018 -
https://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries
;

Дорожно-транспортные травмы /7 декабря 2018 г. -
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries

Global Health Estimates 2016: Deaths by Cause, Age, Sex, by Country and by Region, 2000-2016.
Geneva, World Health Organization; 2018. -
http://www.who.int/gho/mortality_burden_disease/en/index.html
;

WHO methods and data sources for country-level causes of death 2000-2016. Department of Information, Evidence and Research W HO, Geneva. March 2018. / Global Health Estimates Technical Paper WHO/HIS/IER/GHE/2018.3 -
http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/en/

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.