Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 787 - 788
22 октября - 4 ноября 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Демографический и экономический контекст пенсионных реформ в странах ОЭСР

Пенсионные реформы – незавершенная повестка дня

Демографическая нагрузка старшими возрастами в странах ОЭСР удвоится к середине века

Экономическая занятость пожилых в странах ОЭСР растет с начала 2000-х годов

Пенсионный возраст повысился в странах ОЭСР в среднем до 64 лет, к 2060 году он поднимется почти до 66 лет

Доходы населения 65 лет и старше составляют 87,6% от средних доходов населения, доля бедных – 12,5%

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Демографический и экономический контекст пенсионных реформ в странах ОЭСР //Демоскоп Weekly. 2018. № 787-788. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0787/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографический и экономический контекст пенсионных реформ в странах ОЭСР

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Пенсионные реформы - незавершенная повестка дня

Пенсионные реформы с начала XXI века неизменно остаются в повестке дня деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)[1]. Эта международная организация осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов организации и служит платформой для организации многосторонних переговоров по широкому кругу социально-экономических проблем. При этом в фокусе внимания оказываются вопросы социальной политики, направленные на решение различных проблем демографии, миграции, здоровья населения и благополучия семей. Основой для аналитической работы служит постоянно пополняемая база данных, формирующаяся на основе информации, поступающей из национальных статистических служб, Статистической службы Европейского союза (Евростата) и ООН.

В 2002 году ОЭСР запустила глобальный проект по сбору информации о пенсионном обеспечении с целью формирования и регулярного пополнения базы данных, необходимых для мониторинга и оценки состояния отрасли пенсионного обеспечения, а также межстрановых сопоставлений ключевых индикаторов систем пенсионного обеспечения в странах ОЭСР и странах, не входящих в эту организацию. Эти данные (OECD Pensions Statistics) находят отражение в публикациях ОЭСР по вопросам пенсионного обеспечения.

Начиная с 2005 года, раз в два года выходит доклад о пенсионных системах в странах ОЭСР, а с 2011 года и в странах большой «двадцатки»[2] (G20)[3]. В каждом докладе содержится аналитический обзор политики пенсионного обеспечения, проводимой в странах ОЭСР, и последних реформ в этой области. Кроме этого, в каждом докладе углубленно рассматривается определенная тема, связанная с пенсионным обеспечением, и представляется обновленный набор индикаторов, характеризующих системы пенсионного обеспечения, пенсионные выплаты, доходы и уровень бедности пожилых людей, финансирование государственных и частных систем пенсионного обеспечения, а также демографический и экономический контекст функционирования систем пенсионного обеспечения. Среди этих индикаторов обычно представлены и прогнозные оценки пенсионных выплат для тех, кто экономически занят в настоящее время.

В годы, смежные с выходом этого доклада, публикуются выпуски панорамы пенсионного обеспечения в странах ОЭСР, в большей мере посвященные финансово-экономическим вопросам реформирования пенсионного обеспечения[4].

Помимо этого публикуются ежегодные доклады о рынке частных пенсионных фондов, их инвестиционной доходности и размещении активов[5], а также ряд других изданий.

Системы пенсионного обеспечения заметно различаются по странам ОЭСР. Это касается и возраста, начиная с которого можно рассчитывать на получение тех или иных пенсионных выплат, и возможностей сочетания получения пенсии и экономической занятости, и многообразия инструментов накопления средств, способных обеспечить достойный уровень жизни после завершения трудовой карьеры. Поиск оптимального решения проблемы пенсионного обеспечения растущей, абсолютно и относительно, численности пожилых людей продолжается. Реформирование пенсионного обеспечения в странах ОЭСР замедлилось в последние годы, но его необходимо продолжать, чтобы смягчить влияние старения населения, усиление неравенства среди пожилых людей и снижение доходов будущих пенсионеров.

Далее мы рассмотрим некоторые основные характеристики демографического и экономического контекста пенсионных реформ в странах ОЭСР и отдельных странах «G20».


[1] Organization for Economic Co-Operation and Development (OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Первоначально (1960-1961 годы) в эту организацию вошли 20 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария и Швеция. Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия (1969), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Чехия (1995), Венгрия, Польша и Южная Корея (1996), Словакия (2000), Израиль, Словения, Чили, Эстония (2010), Латвия (2016) и Литва (2018). В настоящее время число полноправных членов ОЭСР составляет 36, на их долю приходится около 60% мирового ВВП и около 18% населения мира. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).
Помимо этих стран приглашение для переговоров о возможном вступлении в организацию и сотрудничестве получили Бразилия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Индия, Россия, Индонезия и Южная Африка. - http://www.oecd.org/about/membersandpartners/.
[2] В группу «двадцатки» (G20) входят Европейский союз (ЕС) в целом и 19 стран мира (в том числе 4 страны-члены ЕС-28) с крупнейшими и быстрорастущими экономиками мира: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Африка, Южная Корея, Япония.
[3] OECD (2005), Pensions at a Glance: Public Policies across OECD Countries, OECD Publishing, Paris
OECD (2007), Pensions at a Glance: Public Policies across OECD Countries, OECD Publishing, Paris.
OECD (2009), Pensions at a Glance: Retirement-Income Systems in OECD Countries, OECD Publishing, Paris.
OECD (2011), Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries. OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2011-en
OECD (2013), Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing.
http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2013-en
OECD (2015), Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 indicators, OECD Publishing, Paris.
http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2015-en
OECD (2017), Pensions at a Glance 2017: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, Paris.
http://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2017-en
[4] Последнее из опубликованных изданий: OECD Pensions Outlook 2016. - http://www.oecd.org/pensions/oecd-pensions-outlook-23137649.htm . Следующий доклад, как ожидается, будет представлен в начале декабря 2018 года http://www.oecd.org/pensions/oecd-pensions-outlook.htm .
[5] Pension Markets in Focus - www.oecd.org/daf/pensions/pensionmarkets

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.