Rambler's Top100

№ 565 - 566
2 - 15 сентября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
«Мы просто живем вместе»

Как это называть?

Сожительство в разных регионах мира

Легальный статус сожителей в разных странах

Страны ОЭСР: закономерности образования консенсуальных союзов

Незарегистрированный брак в России: исторический путь

Сожительство и внебрачная рождаемость на постсоветском пространстве

Теории формирования сожительства в современном мире

Исследования совместной жизни без регистрации брака

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

"Мы просто живем вместе"

Над темой номера работала

Ольга ИСУПОВА

Незарегистрированный брак в России: исторический путь

Некоторые отечественные исследователи-правоведы считают, что «достаточно стабильный внебрачный союз (вне зависимости от того, рождены и воспитываются в нем дети или нет), который характеризуется общностью повседневной жизни, межполовыми контактами, взаимной поддержкой, а в целом наличием доверительности в личных взаимоотношениях, ориентированных на семейную модель организации быта, не может не рассматриваться как семья, несмотря на несоблюдение соответствующих процедур оформления брака» 36.

По мнению О. Косовой37, традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для России, идет еще от  Византиского права. В конце IX столетия (около 893 года) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак только путем церковного венчания. Государственную поддержку получал только такой брак, все остальные союзы, заключенные «не по канону», считались незакоными. Вначале это требование касалось только высших слоев общества, через два века оно было распространено также и на рабов и крепостных.

В западных христианских государствах все было несколько иначе. Римско-католическая церковь достаточно долго не считала обязательной для заключения брака процедуру венчания, хотя католикам и рекомендовалось получение церковного благословения. Поэтому в западных христианских государствах долго считались законными так называемые тайные браки - простое, не получившее церковного освящения, но обязательно основанное на взаимном согласии сожительство мужчины и женщины.

Впрочем, к XIII веку сложился народный обычай, согласно которому именно священник осуществлял передачу невесты жениху и объявлял их мужем и женой, и, тем не менее, только после Тридентского собора (середина XVI века) юридическая действительность брака в этом регионе стала в полной мере связываться с соблюдением особой публичной церемонии, которая еще какое-то время заключалась не в церковном венчании как таковом, а в выражении согласия на брак перед тремя свидетелями, одним из которых был приходской священник. Во Франции с 1579 года церковное венчание стало обязательным, в других странах региона таковым не являясь.

В России, с одной стороны, как в стране православной, церемония венчания достаточно рано стала основой законности брака. С другой стороны, вплоть до 16-17-го веков глухие закоулки страны являлись христианскими с достаточной долей условности, так что нельзя утверждать, что все христианские обряды здесь выполнялись неукоснительно.

Таким образом, первенство законного церковного брака, казавшееся незыблемой традиционной твердыней в 1917 году, когда революционный декрет в России отменил это преимущество и передал его браку, зарегистрированному в гражданских органах, на самом деле, в большинстве современных развитых стран европейской культуры сложилось достаточно недавно.

Несмотря на существование в Российско-Советской истории периода (1926-1944 годы), когда «фактические брачные отношения» были практически приравнены к зарегистрированному браку, в целом, «византийски-серьезное» отношение к законному браку и пренебрежительное – к союзу, не оформленному официально, – сохранялось в нашей стране вплоть до самого последнего времени. Не случайно само слово «сожительство», наиболее точно и общо определяющее такой союз, в русском языке имеет более отчетливые негативные коннотации, чем во многих других языках.

До Октябрьской революции 1917 года браком считался союз, оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали лица, вступавшие в брак. Только раскольники, в связи с отсутствием официального признания их вероисповединий, должны были дополнительно регистрировать браки в полицейских органах.

Даже с 1926 по 1944 год «фактические брачные отношения» в полной мере не были приравнены к браку. Позволяло считать их «браком», например, при распаде отношений и разделе имущества, только наличие совместного проживания, общего хозяйства, выявление супружеских отношений перед третьими лицами-свидетелями. У сожителей не было права на общую фамилию и права на упрощенное изменение гражданства в связи с брачными отношениями (в отличие от супругов). Однако права на имущество, наследство, пенсии и пособия у них были те же, что и у законных супругов.

В результате расширения прав сожителей в этот период подчас возникали нарушения принципа моногамности брака, так как один и тот же человек мог состоять одновременно в фактических брачных отношениях с несколькими женщинами/мужчинами. При разрыве отношений или оформлении наследства возникала путаница в отношении прав вовлеченных в такие ситуации людей. В конце концов, хотя и далеко не только по этим причинам, в 1944 году всякое юридическое значение фактических брачных отношений было упразднено.

Принятый в 1969 году Кодекс о браке и семье РСФСР подтвердил осуществившееся в законодательстве признание юридической силы только за зарегистрированным браком. Но ст. 48 КоБС допускала установление отцовства на основании доказательственных фактов, которые во многом совпали с перечнем, учитывавшимся ранее судами для установления фактических брачных отношений.

Семейный кодекс РФ 1995 года содержит в целом сходные с КоБС общие положения, касающиеся брака. То есть «настоящим» признается только зарегистрированный брак. Однако, в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 15 от 5 ноября 1998 года упоминается о «незарегистрированных» и «зарегистрированных» браках, что как бы косвенно указывает на возможность существования, для современного российского законодательства, также и незарегистрированных браков.


36 Косова О.Ю., Фактические браки» и семейное право /Правоведение, 1999, №3, с. 105
37 Там же

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.