Rambler's Top100

№ 565 - 566
2 - 15 сентября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
«Мы просто живем вместе»

Как это называть?

Сожительство в разных регионах мира

Легальный статус сожителей в разных странах

Страны ОЭСР: закономерности образования консенсуальных союзов

Незарегистрированный брак в России: исторический путь

Сожительство и внебрачная рождаемость на постсоветском пространстве

Теории формирования сожительства в современном мире

Исследования совместной жизни без регистрации брака

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

"Мы просто живем вместе"

Над темой номера работала

Ольга ИСУПОВА

Теории формирования сожительства в современном мире

Существует ряд основных концептуальных схем для осмысления феномена причин распространенности современного сожительства. Одна из них – это POD (Pattern Of Disadvantage, Паттерн неблагоприятных условий41). Эта теория американского происхождения, и более влиятельна в США. Согласно ей, сожительство чаще всего происходит не среди наиболее высоко образованных людей с высоким доходом, а, наоборот, среди тех, у кого низкий уровень дохода и образования. Они не являются привлекательными партнерами для брака сами, и/или на брачном рынке также в основном могут претендовать на не самых привлекательных (с точки зрения человеческого капитала) партнеров. В результате они соглашаются на сожительство, как альтернативу тому, чтобы оставаться одинокими. У этих людей часто бывает нерегулярный доход, присутствуют вредные привычки, они могут быть связаны с криминалом, и т.д.

Противоположная теория, Второго демографического перехода42, связывает распространение сожительства с идеологическими изменениями, касающимися уменьшения нормативного давления в направлении обязательности брака, желания противопоставить традиционной семейной жизни некое альтернативное партнерство – более равноправное гендерно, более индивидуалистичное, менее крепко связывающее на повседневном уровне, в целом, более свободное. Эта теория популярнее в Европе, и часто считается, что, если она правильна, типичными сожителями должны быть люди, принадлежащие к элите, с высокими уровнями дохода и образования.

В применении к сожительству, однако, ни та, ни другая концепции не подтверждаются полностью (а частично, подтверждаются обе). С одной стороны, среди состоящих в незарегистрированном браке действительно больше тех, у кого мало денег и низкий уровень человеческого капитала. С другой стороны, им тоже свойственны некоторые идеологические причины для выбора своего жизненного пути вполне в духе Второго демографического перехода:

  • стремление не брать на себя материальную ответственность за семью (у мужчин);
  • стремление не превращаться в «бесплатную домработницу» для мужа и его семьи (у женщин);
  • желание избежать пробем, связанных с участием партнера в решении вопросов, связанных с общими детьми;
  • желание не связывать себя слишком сильно какими-либо обязательствами в отношении человека пьющего и ненадежного, и т.д.

В связи с таким частичным подтверждением концепций, во многом являющихся противоположными, стало очевидно, что сожительство – это многослойный и разнообразный феномен, и, возможно, ответ на некоторые вопросы связан с построением типологии сожительств по различным критериям, такой, что для разных типов партнеров будут актуальны различные причины выбора жизненного пути.

Одна из таких типологий, созданная на базе и с учетом предшествующих попыток классификации, предложена Николь Хайкель и др. в 2012 году43. Согласно этой типологии, сожительство – либо стадия на пути к браку (и тут возможно три варианта), либо альтернатива браку (два варианта), либо альтернатива одиночеству.

  1. Этап в процессе заключения брака: брак остается привлекательным и значимым для людей, но сожительство приобретает также нормативный характер, становится популярной и имеющей значение предшествующей законному браку стадии. Возникают новые стандарты демографического поведения, согласно которым перед браком должна быть стадия внебрачного сожительства.
  • Сожительство как современный аналог «обручения», форма процесса «ухаживания», прелюдия к браку, при том, что партнеры твердо намерены в дальнейшем пожениться именно друг с другом. При этом ожидается, что официальное бракосочетание состоится достаточно скоро, в среднем через два года после начала совместной жизни.
  • Сожительство как «испытательная площадка» для будущего брака, как пробный брак. Такая ситуация возникает в случае неуверенности в том, что данный партнер является подходящим в качестве потенциального будущего супруга. Сожительство является идеальной ситуацией для такой проверки, поскольку позволяет увидеть, как себя ведет человек в повседневной жизни, при этом, не исполняя в полной мере предполагаемых браком супружеских ролей.
  • Сожительство может быть связано с социоэкономической ситуацией пары, если с браком в данном обществе связаны определенные экономические и социальные ожидания (завершение учебы, наличие стабильной работы, жилья, денег на свадьбу, и т.д.). Таким образом, сожительство является «браком для бедных». При этом партнеры в идеале хотели бы пожениться, когда (если) их ситуация улучшится.
  1. Альтернатива браку: брак теряет привлекательность для людей, сожительство постепенно занимает его место в их жизни.
  • Идеологическое сожительство, борьба против брака как буржуазного института, устаревшего и несвременного. Отказ от брака, при этом стабильное долговременное партнерство. Высокая ценность индивидуальной автономии, либеральные установки в отношении гендерных ролей и разделения семейного труда.
  • Партнеры могут решить не вступать в законный брак просто потому, что лично им это не подходит. Они не отвергают брак как социальный институт; они просто не считают важным лично для себя вступление в законный брак, поскольку свадьба, с их точки зрения, ничего не изменит в их отношении друг к другу и стремлении оставаться вместе. Они женаты, в сущностном смысле, просто не являются супругами с формально-юридической точки зрения. Этот подход часто считается присущим последней стадии трансформации института брака, когда брак и сожительство становятся практически неразличимыми.
  1. Альтернатива одиночеству – на самом деле, существует большое сходство не только между браком и сожительством, но и - не меньшее – между сожительством и одиночеством. С этой точки зрения, сожительство можно рассматривать как отношения между людьми, которые время от времени встречаются и имеют сексуальные контакты, но при этом не рассматривают их как нечто серьезное и постоянное с самого начала отношений. При этом они живут вместе, иногда – долго.

Жизнь «вместе-раздельно», или гостевое сожительство, также можно определенным образом классифицировать, так как в этой ситуации могут оказаться очень разные люди:

  • Те, кто просто встречается время от времени и не уверен в необходимости этих отношений на постоянной основе, а также и в необходимости жить постоянно вместе;
  • Идеологические «раздельные» сожители, уверенные в своих чувствах друг к другу, но отвергающие не только брак как таковой, но и совместное ведение хозяйства на постоянной основе, как предполагающее «закрепощение» традиционными гендерными ролями;
  • Партнеры, ранее жившие вместе и, возможно, даже состоявшие в браке, но почувствовавшие «усталость» от своих отношений и решившие некоторое время пожить отдельно, не разрушая отношений окончательно;
  • Люди, вполне уверенные в своих отношениях, но просто имеющие работу или учащиеся в разных городах или даже странах;
  • Пара, у которой просто нет денег на то, чтобы хотя бы совместно арендовать жилье;
  • Те, кто воспринимает жизнь «вместе-раздельно» как стадию подготовки к сожительству или к браку.

Различные основания для такого образа жизни в данном случае могут сочетаться, но чаще всего выделяется какое-то одно, главное.


41Cherlin Andrew, The Marriage-Go-Round: The State of Marriage and the Family in America Today J., Knopf, 2009
42 Surkyn, Johan and Ron Lesthaeghe, R. (2004). Value Orientations and the Second Demographic Transition (SDT) in Northern, Western, and Southern Europe, Demographic Research, Special Collection 3, Article 3, 43-86
43 Hiekel, N., Liefbroer, A. C., & Poortman, A.-R. (2012). The meaning of cohabitation across Europe. Paper presented at the European Population Conference, Stockholm, Sweden.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.