Rambler's Top100

№ 483 - 484
24 октября - 6 ноября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Итоги» и «Московские новости» о миграционной политике России
«Новые известия» об отмене упрощенного получения российского гражданства
«Российская газета» о квотах для трудовых мигрантов
«Московские новости» о пересчете столичных мигрантов по пальцам
«Московские новости» об отношении москвичей к мигрантам
«Известия» о потребности Подмосковья в мигрантах
«Огонек» о детях мигрантов в московских школах
«Известия» о тьюторах для детей мигрантов
«The Independent» о трудовых мигрантах из Северной Кореи
«Эксперт» об экспорте рабочих рук их Филиппин
«Кишиневский обозреватель» о проблемах миграции в Молдавии
«Np.kz» о переселении оралманов в Казахстан
«Культура» о пространственной мобильности в России
«Коммерсантъ» о переездах в связи с работой
«Власть» об эмиграции из России
«Ведомости» о визе за жилье в Америке
«Литовский курьер» об эмиграции из Литвы
«Время» об эмиграции из Казахстана
«Sublime Oblivion» о развенчании демографических «мифов» в России
«Ytro.ru» о демографической ситуации в России
«Комсомольская правда» о демографических перспективах России и мира
«Ведомости» о числе российских избирателей
«Christian Science Monitor» о демографии и свержении Каддафи
«Liter.kz» о демографической ситуации в Казахстане

«Огонек» об убийствах
 «Коммерсант» о взглядах Кудрина на бюджетную политику
«Новая газета» о проблемах российской медицины
«Коммерсантъ» о законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан"
«Infox.ru» о неравенстве и здоровье
«Медицинская газета» о смертности и заболеваемости в Израиле
«Le Figaro» об экспорте «крокодила» из России в Европу
«Российская газета-Неделя» о младенческой смертности в России
«Итоги» о внутрибольничных инфекциях
«Коммерсант» о российской борьбе с курением
«Российская газета» о рождаемости в Москве
«Российская газета» о введении в России ВОЗовских критериев живорожденности
«Российская газета» о рассасывании очереди в московские детсады
«Медицинская газета» о перинатальных центрах
«РИА «Новости»» о сокращении вакансий на российском рынке труда
«Ytro.ru» о ротации кадров в России
«Коммерсантъ» о работе для пожилых на «Почте России»
«Ведомости» о российском среднем классе
«Независимая газета» о жилищной обеспеченности
«Коммерсантъ» о выходе рынка жилья из кризиса
«Независимая газета» о региональном развитии России
«Полит.ру» о стратегии развития Москвы
«Slon.ru» о расширении Москвы

… о проблемах миграции в Молдавии

Молдова хочет вернуть своих ученых

Миграция может не только создавать проблемы, но и способствовать развитию страны. Различные модели использования ее экономического потенциала обсуждались на семинаре "Включение миграции в стратегические планы развития", организованном правительством Молдовы совместно с ПРООН, МОМ и правительствами Бангладеш, Мали и Ямайки.

Филиппинский вариант

Некоторые экспортируют трудовые ресурсы, как Филиппины, например. При этом в государство идут денежные потоки, а оно создает систему соцзащиты, банковские фонды и гарантирование какой-то части средств для семей и родных. Для Филиппин это удобный механизм, она не несет больших затрат на подготовку серьезных специалистов, как Молдова. Там готовят горничных, садовников, дворников и нянь. Госагентство по трудоустройству имеет представителей за рубежом и организует набор и поставку рабочей силы. Этот вариант Молдове предлагали долго. Но Филиппины - государство с молодым населением, и его избыток нуждается в трудоустройстве. К тому же это островное государство, и возможности выехать у филиппинцев ниже.
В Молдове население стареет, нет его переизбытка, и со временем эти процессы будут лишь усугубляться. Сейчас у нас 14,4% пожилых людей, через 20 лет - до 30%, соответственно, растет демографическая нагрузка. Миграция давит на пенсионную систему. Сегодня средний возраст трудового населения уже не 35, а 39 лет. При этом по статистике, 10% населения страны в целом и 27% экономически активного населения находится за рубежом. Тенденция идет по нарастающей. Причем растет желание выехать у специалистов высокого профиля и молодежи. Больше выезжает женщин - было 32%. теперь 36%. Самый высокий уровень миграции был в 2005 году - 420 тысяч человек за рубежом. В 2006 году произошел спад из-за расширения ЕС и ввода Румынией визового режима, что спровоцировало желание получить румынский паспорт. В кризис миграция несколько сократилась, по все равно потоки не иссякают.
"Это потеря не просто генофонда, а интеллектуального генофонда. Последствием может стать деградация населения. Мы потеряли вложения в образование на протяжении нескольких десятков лет. Это не восстанавливается в течение одного поколения. Мы не говорим о здоровье нации, пока нет официальной статистики, но на уровне опросов все семейные врачи говорят, что из России приезжают с легочными заболеваниями, туберкулезом, а из стран ЕС - с психическими расстройствами. Официально в Молдове 108 тысяч детей, у которых один или оба родителей за рубежом, и 38 тысяч - оба родителя. А это ненадлежащее питание, которое ведет к замедлению умственного развития, смена приоритетов и детская преступность", - рассказывает эксперт, бывший директор Бюро по миграции Ольга Поалелунжь. Так как процесс миграции не удается остановить, власти пытаются координировать его, выбирая модель, которая наиболее подходила бы нашему государству. "Не филиппинский вариант, а возвратная миграция, когда работник по договору трудится определенный период времени за рубежом, а по его окончании может вернуться на родину, нужна Молдове. Вьетнамцы, у которых 4 млн. населения, за рубежом работают в основном в наукоемких отраслях. Наверное, отдача от нее другая. Но здесь все упирается в двусторонние договоры, так как у нас миграция в основном нелегальная".

Уроки непоследовательной политики

История вопроса показывает метания властей Молдовы в желании как-то обуздать миграцию. Массовая этническая миграция начала 90-х в Молдове не решалась. Правда, в 1993-1994 г.г. целый блок нормативных актов приняли на уровне СНГ. Это соглашение о трудовой миграции и социальной защите мигрантов и членов их семей, а также ряд соглашений по пенсионному обеспечению и признанию стажа работы на территории бывшего СССР. Вторую волну миграции - трудовую, начавшуюся с 1995-1996 г.г. и выросшую к 2000-м годам до нынешних размеров, власти уже хотят ввести в законное русло. В 2002 году создается структура по комплексному управлению вопросами миграции, появляются предпосылки для легализации мигрантов, начинается работа по двусторонним соглашениям. Однако в 2006 году Молдова приводит свои структуры в соответствие с европейскими - меняет законодательство, а полномочия миграционной структуры делит, как в странах ЕС, между МВД, Минтруда, департаментом межэтническх отношений, МИДЕИ.
"Мы постоянно ломаем существующую систему регулирования миграционными процессами. При этом упускаем возможности решения вопросов в увязке к тому времени. Когда в 2006 году ликвидировали бюро миграции и убежища, уже был инициирован ряд двусторонних договоров со странами ЕС, где работали наши мигранты, - это Испания, Португалия и Греция. Но переговоры остановились и наработки пропали. В 2007 году, при расширении ЕС, изменилась его политика по трудовым мигрантам, и мы уже не можем заключать с этими странами договоры на тех основаниях, на которых предлагали. Мы потеряли три года работы и двусторонний договор, который защищал бы права наших мигрантов в этих странах", - считает Ольга.
Сейчас снова комплексно меняется миграционная политика, в июле принята стратегия на 2011- 2020 годы и возникла новая идея создать структуру, которая будет заниматься диаспорой. Миграция как отдельная проблема отражена в Стратегии развития Молдовы до 2020 года, где ставится вопрос о расширении списка стран, с которыми у Молдовы двусторонние трудовые соглашения. В 2020 году их число должно достичь 12. Сегодня они подписаны с 4 странами, сообщил Ион Гумене, начальник отдела координирования политик госканцелярии.
Так, трудовое соглашение с Италией 2003 года дало эффект, итальянцы увеличили квоты, и наши мигранты легализовались, имеют договоры и определенную степень социальной защиты. Они перечисляют взносы в соцфонд, что дает им право на пенсию по итальянским законам, при этом, если они возвращаются в Молдову, имеют право переводить ее сюда. В России, например, где работают около 60% наших мигрантов, можно ее получать, лишь живя там. Молдова в шаге от подписания Соглашение по трудовой миграции с Россией. Сегодня у нее два инструмента: Россия может документировать гастарбайтера на постоянную работу в течение года с возможностью договора и соцзащиты, но она предложила более простой инструмент для временно - три и шесть месяцев - работающих. Они могут купить патент на предпринимательскую деятельность, который, однако, не дает никаких гарантий соцзащиты.

Асимметричный подход

"Нужно признать, что существует ассиметричный подход развитых стран к бедным в отношении миграции. Мы - бедная страна, и когда мы пытаемся предложить богатой стране подписать трудовой договор, признать образовательные документы и т.д., мы зависим от их политики и не можем диктовать условия. Но распад таких стран, как СССР и целой системы болезнен, и не все страны самодостаточны, чтобы выживать. Поэтому надо признать, что государства, которые потребляют нашу рабочую силу, хотя бы отчасти, но тоже заинтересованы в этом. Не случайно в Италии много наших медработников, а в Москве гастарбайтеры работают на сложных участках", - говорит Поалелунжь.
"Конечно, финансовый капитал, инвестиции, которые Молдова получает, чрезвычайно важны, но почему - то ни мы в платежном балансе, ни другие страны не показывают, не пытаются оценить тот человеческий капитал, который из Молдовы движется в другие страны. И где наш капитал, который вложен в образование, воспитание, здравоохранение? Все эти расходы должны приносить дивиденды стране. Достигнув определенного возраста, граждане возвращают их своим трудом и талантами. В данном случае получается отток капитала, который не отражается и не оценивается ни в каком макроэкономическом документе. Мы видим односторонний поток денежных средств, который лишь частично оценивает этот вклад человеческого капитала в экономический рост и социально-экономическое развитие других стран. Считаю, что это проблема экономической науки, - говорит Людмила Исакова, начальник управления платежного баланса НБМ.
Но вернемся к теме семинара. "Развитию страны миграция может помочь хотя бы переводами. Согласно статистике, в последние годы они составляют более миллиарда долларов ежегодно. Это их вклад в сокращение бедности. К сожалению, не более 5-7% этих средств вкладываются в продуктивные сектора. Причины в недостатке знаний мигрантов и отсутствии доверия к банковско-финансовой системе. Сейчас в Молдове работает модель PАRЕ 1 плюс 1. До конца этого года будет выдано до 200 кредитов и грантов. Согласно условиям, сначала мигрант или члены его семьи начинает бизнес, а потом им выдается грантовая часть кредита. Серьезно представлен сектор услуг и сельское хозяйство. Но акцент сделан на село. Где больше всего нужны рабочие места", - рассказывает Геннадий Крецу, представитель Международной организации по миграции в Молдове.
Кроме того, работает программа тренингов для молодежи до 30 лет также с предоставлением гранта и части денег в виде кредита под малый процент. МОМ наряду с правительством Молдовы частично спонсирует эту программу, в этом году предоставила их 500 молодым людям. Мигранты возвращаются с новым видением, а иногда и навыками ведения бизнеса, и им нужно помочь использовать эти свои приобретения - ограничить бюрократические барьеры. Так как усиливается отток молодежи и "мозгов", им нужно помогать вернуться хотя бы временно. Подобная программа также внедряется совместно с Международной организацией по миграции на базе АМН. Молдавские ученые, которые уехали, смогут на время приезжать сюда работать", - сообщает он.

Неточная статистика

Чтобы задействовать миграцию в экономику, нужна качественная статистика, но она вызывает вопросы. "Ежемесячно Нацбанк публикует на своем сайте данные о переводах от физических лиц. Мы провели исследование, проанализировав информацию о происхождении и назначении этих переводов. Выяснилось, что это не все деньги мигрантов. Достаточно много связано с другими видами экономической деятельности. Нацбанку важно знать, сколько средств идет от мигрантов, для подготовки прогнозов эволюции, чтобы поддерживать соответствующую монетарную и валютную политику в стране. Поэтому мы заинтересованы в более глубоком исследовании миграции. Пока у нас нет точных данных о ее масштабах", - говорит Людмила Исакова, начальник управления платежного баланса НБМ. Она считает, что из средств, которые приходят в Молдову извне, нужно выделить нужную сумму для такого исследования.
На форуме представили молдавский миграционный профиль, или последние статистические данные по миграции, он будет представляться Еврокомиссии в пакете документов при принятии решения по либерализации визового режима. В кулуарах специалисты отмечали, что миграция - живой процесс и очень субъективный, поэтому сбор данных сложен. В селах есть дома, из которых уехали целыми семьями, и они могли остаться неучтенными. В разных ведомствах есть базы данных по миграции, но они не хотят делиться ими с другими. Различны и используемые методологии. Все это нужно унифицировать.
"Сейчас мы все это собираем в единый свод, который будет находиться в Бюро по миграции при МВД. Это важно, потому что, говоря о трудовой миграции высококвалифицированных кадров, нам нужно знать, уезжают ли квалифицированные работники, и соответствует ли их уровень подготовки уровню в других странах? Для разработки политики по возвращению квалифицированных мигрантов у нас должны быть такие данные", - объясняет Даниела Морарь, заместитель начальника управления по политическому сотрудничеству с ЕС, МИДЕИ.

Татьяна ШИКИРЛИЙСКАЯ. «Кишиневский обозреватель», 20 октября 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.