|
Игорь КОН
МАЛЬЧИК - ОТЕЦ МУЖЧИНЫ
Москва, Время, 2009. 704 страниц
|
Игорь Кон работает на стыке разных общественных и гуманитарных
наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии.
С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин как
история социологии, социология личности, психология юношеского возраста,
этнография детства, сексология. Некоторые его книги ломали привычные
представления и становились бестселлерами.
Новая работа Игоря Кона развивает идеи, изложенные в
его бестселлере "Мужчина в меняющемся мире". В конце ХХ
в. человечество неожиданно обнаружило, что самым слабым звеном современного
воспитания являются мальчики: они больше болеют, хуже учатся, чаще
совершают преступления и рискованные поступки. Какова природа мальчишества
как социокультурного явления? От чего зависят присущие или приписываемые
мальчикам свойства? Всегда ли они одинаковы? Каково реальное положение
мальчика в современной семье, школе и социуме? Каким он видит себя
и свое тело? Как формируются и реализуются мальчишеские представления
о мужественности? Каково приходится мальчикам, которые не могут
или не хотят соответствовать предлагаемому нормативному канону?
В каком направлении развивается современная гендерная педагогика?
Обобщая данные мировых междисциплинарных исследований, ученый не
дает педагогических рецептов, но его книга необходима каждому, кто
готов думать над этими вопросами.
Оглавление
К читательницам
Глава 1. Мальчишество как социокультурный проект
Что значит быть мальчиком? Антропология мальчишества Мальчишество
в Новое время
Глава 2. Из чего сделаны мальчики?
От антропологии к психологии. Теории гендерного развития
Способности и интересы Игры и игрушки. Психолого-этнографический
экскурс
Эмоции и эмоциональная культура
Агрессивность и принятие риска
Психическое здоровье: данность или проблема?
Глава 3. Сексуальность Маскулинность и сексуальность
Пубертат и его эффекты Подростковая сексуальность Сексуальный
дебют: куда они торопятся?
Гомоэротизм и гомофобия
Глава 4. Какими они себя видят?
Формирование личности и открытие Я
Тело и внешность
Самоуважение и синдром самозванца
Глава 5. Мальчик в семье
Глава 6. Между нами, мальчиками
Стая или сообщество?
Товарищи и друзья
Глава 7. Мальчики в школе Школа как социальный институт
Куда исчез мужчина-воспитатель? Материал к размышлению Кому благоприятствует
современная школа?
Школьное насилие: буллинг и хейзинг
Совместное или раздельное обучение: за и против
Глава 8. Мальчики в социуме Субкультуры, тусовки и группировки
Спорт и массовая культура
Когда заканчивается мальчишество?
Заключение. Берегите(сь) мальчиков!
Литература
|